О вегетарианских обществах
Всякая живучая, имеющая почву, идея, зарождаясь
в головах и сердцах отдельных личностей, переходит в, так называемые,
интеллигентные классы и, наконец, развиваясь все более и более,
захватывает и народные массы. Аналогичное поступательное движение
мы наблюдаем и в развитии вегетарианской идеи: выстраданная отдельными
личностями, она уже стала достоянием интеллигентов, на обязанности
которых теперь лежит благородная задача, увеличив кадры единомышленников
из своего же класса, подготовить и широко раскрыть двери народным
массам, которые - и только они одни - могут дать движению соответственные
размах и мощь; другими словами, необходима демократизация идеи,
широкая ее пропаганда среди народа, а достичь этого возможно лишь
путем правильной организации сети вегетарианских обществ, ибо такая
задача, безусловно, не по силам отдельным личностям, ограниченным
как средствами, так и продолжительностью жизни. Такая задача, требующая
самого серьезного и, скажем, даже любовного к себе отношения, встает
перед вегетарианцами-интеллигентами.
Жизнь требует организации обществ, и нужно сейчас же, немедля,
идти навстречу этому требованию, так как всякая остановка, замедленный
темп, хотя и не погубят самую идею, но надолго затормозят ее прогрессивное
движение и дадут вегетарианству жалкое существование, как какой-то
привилегии известных слоев общества.
Но что же мы видим в действительности? Каким образом наши интеллигенты-вегетарианцы
исполняют свою миссию? Где их организации, пропаганда? В то время,
когда мы должны бы считать вегетарианцев тысячами, на самом деле
мы считаем их сотнями, сплоченных же в общества едва ли не десятками.
А между тем почва для развития вегетарианства у нас благоприятна;
сочувствие общества - на лицо. Оставив в стороне рассуждения,
как не входящие в наши цели, о климатических, этнографических
и т.п. условиях, кладущих, конечно, известные препятствия в ходе
развития вегетарианства, мы только спросим, кому не известна фраза,
что наш народ вегетарианец "поневоле", хотя эта "неволя" не мешала
и не мешает ему быть великим духом, быть народом, который еще
сыграет свою роль в мировой истории, а с другой стороны, вряд
ли найдется теперь человек, способный осудить вегетарианство,
как безнравственное, мерзкое явление, если не считать узких и
тупых людей, готовых видеть в отвращении к убоине богопротивное
дело, хулу на Господа Бога; о них нам не стоить говорить, так
как все новое, все, несогласное со старым укладом жизни, не умещается
в их головах, и кажется им покушением не только на их уютную и
добродетельную жизнь, но и на самое существование человечества.
Нет, не о них у нас речь; мы говорим о других людях, о тех, из
которых одни, знакомые с вегетарианством, или не согласны с его
принципами, или, хотя и сочувствуют ему, но косные и верные традициям
предков, боятся отрешиться от этих традиций и часто только пополняют
собою ряды, так называемых, соревнователей, т.е. платонических
вегетарианцев; другие, знающие о вегетарианстве понаслышке, считают
его прихотью, чудачеством, даже подсмеиваются над ним; и, наконец,
третьи относятся к нему индифферентно. Но можно с уверенностью
сказать, что и те, и другие, и третьи видят в вегетарианцах -
людей, преследующих чистые, благородные цели, носителей прекрасной
идеи, и, как таковых, уважают их в полной мере.
Итак, мы видим, что почва благоприятна для вегетарианства, а интеллигенция,
в среде которой вегетарианцам придется в данное время работать
на пользу своей идеи, если и не прямо сочувствует, то и не враждебна
ей: условия, способствующие самой широкой деятельности. Но индифферентизм,
глубоко вкоренившийся в наше общество, косность, леность и даже
трусость его делают то, что благородные и чистые идеи так медленно
и с таким трудом пробиваются в жизнь. Факты из жизни существующих
у нас обществ подтверждают наши печальные слова. Петербургское
вегетарианское общество, если не ошибаемся, первое в России, так
блестяще начавшее свою жизнь, теперь как-то замолкло; с грустной
историей возникновения и существования Киевского общества нас
знакомит г-н Пудавов на страницах этого журнала. Таковы факты...
Но мы верим, что не заглохнет живая идея! Как бы ни было общество
косно и трусливо, она разбудит его, вольет в него животворную струю
и подымет на энергичную работу. Как первую ласточку пробуждения,
мы от всей души приветствуем вновь народившееся московское вегетарианское
общество, которое первой своей задачей поставило не только духовное
единение вегетарианцев, но и широкую пропаганду своей идеи. Хочется
верить, что вслед за этим обществом снова воспрянут духом существующие
и народятся новые: ведь богата еще Русь людьми мысли и дела!
|