По миру 2
Печатается и выйдет через две недели перевод брошюры Д-ра мед.
А.А. Ясиновского "о безубойном питании" на еврейском языке, под
названием "Долой мясо и мясное". Перевод сделан под личным руководством
автора. Имея в виду цели пропаганды вегетарианства, автор назначил
за свою брошюру довольно низкую цену - 5 коп. Я особенно приветствую
эту книжонку, так как имеющаяся у нас, евреев, вегетарианская
литература (19) состоит из книги А.Г. Френкеля "Не убий" (4 части,
больше 300 стр.) и отдельных статей разбросанных по разным периодическим
журналам. Среди моих единоплеменников, вегетарианство распространяется
с неимоверной быстротой: нет ни одного вегетарианского общества
в мире, в котором бы не числились евреи. Некоторые из этих обществ
состоят сплошь из евреев, как например, "Кишиневское Вегетарианское
Общество", "Яффский вегетарианский клуб" и др.
За январь месяц нового года, число членов Германского Вегетарианского
Союза увеличилось на 67 человек.
"Румынский Вегетарианский Союз" устроил в Бухаресте в центре города
на Strada Alexandra Lahowary № 4, общественную вегетарианскую
столовую, охотно посещаемую публикой.
Болгарский журнал "Взраждане" вышел с нового года в обновленной,
красивой обложке и удвоенном количестве страниц. Будем надеяться,
что "Вегетарианское Обозрение" найдет скоро возможность последовать
своему старшему собрату.
В России, в настоящее время четыре вегетарианских общества: Петербургское,
Варшавское, Киевское и Кишиневское. Следовало бы единомышленникам
в России интенсивнее и дружнее взяться за развитие и устройство
подобных обществ (20).
В декабре 1908 г., С.О. Перпер, студент Павийского университета,
прочел в тамошней русской студенческой колонии лекцию о вегетарианстве,
сошедшая с успехом. В ближайшем будущем, лектор намерен продолжать
свои чтения.
В последних номерах Берлинского вегетарианского органа "Der Mensch"
("Человек", 16-тый год издания) напечатан ряд интересных статей
Ф.Р. Германа: "Eine Tolstoifahrt" ("Поездка к Толстому").
Со свойственным автору талантом описывает он свои впечатления,
вынесенные им от недавнего посещения святой вегетарианской обители
- Ясной Поляны.
В Лейпцигском вегетарианском органе "Die Lebenskunst" ("Искусство
жить" 4-й год изд.) с 1 № 1909 печатается ряд заслуживающих внимание
статей Курта Вильдгагена: "Grundgedanken und Entwicklung der Lehre
Tolstois" ("Основа и развитие учения Толстого").
В февральской книжке журнала "Акушерка" помещена интересная статья
автора "Мать и Дитя" В.Ж..: "Заболевания полости рта на почве
беременности". Место не позволяет мне подробно коснуться ее, поэтому
приведу только вывод автора, способствующий, по его мнению, уничтожению
вышеназванной болезни.
1) Давать беременной пищу, богатую известковыми и другими питательными
солями. А к такой пище принадлежите капуста (свежая), шпинат,
кочанный салат и другие зеленые овощи и фрукты хотя бы в сухом
и разваренном виде; но избегать обильного употребления сахару,
который способствует образованию кислот.
Яйца и молоко при более вегетарианском режиме бесспорно полезны,
но последнее должно употребляться в сыром, а не кипяченом виде,
так как при кипячении молока выпадают (становятся нерастворимыми)
фосфорнокислые соли извести. Уже в виду одного этого соображения
и опасности, особенно в городах, пить сырое коровье молоко, можно
настоятельно советовать беременным самое широкое употребление
сырого, а если можно то и парного козьего молока, как продукта,
не способного заразить бугорчаткою, так и по богатству его питательными
солями.
2) До возможного ограничить употребление поваренной соли (хлористого
натра), как продукта, не только возбуждающего жажду и способствующего
большей водянистости крови беременных, так и потому, что (как
полагают физиологи) поваренная соль служит источником образования
соляной кислоты в желудке, а избыточная кислотность желудка частое
явление у беременных.
Кому из нас не приходилось слышать, что мы утописты, что мы не
считаемся с трезвой действительностью и пр. Прекрасный, полный
красоты и мудрости ответ, дает наш талантливый и столь много содействующий
вегетарианскому движению, един. Ив. Ив. Горбунов-Посадов в журнале
"Свободное воспитание" в статье "Утопии и трезвая действительность"
(№ 1, 1909, стр. 2).
"Они знают, что утопии всегда вели вперед человечество. Безе них
не открывались бы новые миры. Без них оно стояло бы на одном месте.
Без них не было бы Колумбов и Галилеев. Утопии раскрывали человечеству
новую жизнь и вели его в нее, в царство света и братства. Судьи
Сократа были трезвой действительностью, а тот голос, тот Бог,
о котором говорил Сократ, дух самого Сократа, вещавший о нем,
были для окружающих, кроме горсти его учеников, утопией. Пилат
был трезвою действительностью, а связанный его воинами Великий
Учитель был для него утопией; железо римских легионеров было трезвым
фактом, а проповедь о любви к врагам, среди мира, исповедовавшего
ненависть к чужеземцам, невозможной утопией. Папы и инквизиторы
были могущественной действительностью, а Джордано Бруно сумасшедшим
утопистом.
Но только эти "безумцы", эти утописты и утопии их и двигали действительно
вперед, все выше и выше, человечество.
Так же и теперь: братское единение людей и народов, установление
братской справедливости во всех сторонах личной и общественной
жизни, не умерщвленье ради чего бы то ни было никаких живых существ,
свободное, трудовое воспитание в духе "истинного братства людей
и всех существ и т.п., - все это мечты, все это утопии, но подобными
утопиями только и жив мир, только они движут его вперед из царства
тьмы, в которую, презирающая утопии, трезвая действительность
загнала "носителей просвещения", "культурные" народы, губя их
в ужасах братоненавистнического строя их жизни.
Утопии спасали мир. Без них человечество не вылезло бы из свиного
хлева, перетопталось бы в нем, перегрызло бы друг друга.
Утопии - это открытие того высшего, что заключено в потенции,
в возможности, в человеке, в обществе, в человечестве.
Поэтому не только не будем бояться утопий, но, напротив, если
о наших взглядах все станут говорить; "Вот это теперь не утопии,
а трезвая действительность", оглядимся тогда со всею самой суровой
критикою разума, совести и любви, проверим строго наши взгляды:
не остановилось ли наше движение вперед, не перестали ли мы искать
лучшего, не обрезали ли мы истину в угоду, проповедуемому мудростью
текущего дня, приспособлению к существующей "трезвой действительности",
не отлетело ли от нас дыхание жизни, не осталась ли от наших идей
одна форма без души?"
Тот же автор, в том же журнале (№ 4, 1909) поместил большую блестящую,
талантливую статью под названием "Сострадание к животным и воспитание
наших детей". Простым, искренним, задушевным языком рассказывает
автор о тех мытарствах, жестоких страданиях, невыносимых болях,
ужасных зверствах, творимых и причиняемых человеком, нашим друзьям
- животным. Читая эти строки, так больно становится за наше одичание,
за наши еще дикие зверские инстинкты, за отсутствие этого лучшего
человеческого чувства - сострадания и жалости. Но все-таки, когда
закрываешь журнал и прочитываешь его название "Свободное воспитание",
- лучи надежды, лучи иной грядущей жизни начинают мерещиться,
и твердо верится, что именно, этот новый способ воспитания, горячо
пропагандируемый автором, воспитания основанного не на "трезвой
действительности", не на гербах и мундирах, не на погонях за карьерой,
а на душевных качествах ребенка, на развитии в нем человечности,
гуманности, беспредельной и горячей любви ко всему живущему и
дышащему, даст нам новых людей, за которых больно не станет, а
наоборот, с гордостью будешь думать, что они твоего поля ягодки,
что они твои братья не только, как люди, но и по своим хорошим,
добрым, гуманным поступкам и человеческому образу жизни.
Старый Вегетарианец
Производство растительных консервов возле Могилев-Подольска. Доктор
мед. И.Э. Лиснер, исходя из убеждения, что питание современного
общества ненормально вследствие малого потребления им растительных
продуктов, сообщающих крови ту щелочность, которая может нейтрализовать
образующуюся при избытке белкового питания мочевую кислоту, устроил
в своем имении "Карповке" близ г. Могилев-Подольска завод, производящий
различные растительные консервы (маринады, компоты, пюре, мармелад-повидло)
из продуктов собственных садов и огородов. Производительность
завода - 10000 фунтовых коробок в день. Помимо доктора Лиснера
в производстве консервов участвует инженер-химик. Доктор Лиснер
имеет своих представителей в Варшаве, Лодзи, Лондоне, Стокгольме
и Гамбурге и в настоящее время занят вопросом об удешевлении растительных
консервов, что повело бы к большему их распространению в публике.
Нужно сознаться, что пока консервы предмет питания более состоятельных
классов и потому вопрос, затрагиваемый г. Лиснером, имеет важное
общественное значение. В культурных странах консервы распространены
гораздо больше; так, по данным г. Лиснера, англичане потребляют
повидла до 30 миллионов пудов в год.
Бельгийское Вегетарианское Общество. В декабре 1908 года заслушан
доклад Г-жи Д-ра Иотейко "О новых трудах по гигиене питания" и
доклад Фридерика Талассо, вице-президента Вегетарианского Общества
"О вегетарианстве с социальной точки зрения".
12 января (по новому стилю) д-р Легрен, директор и главный врач
психиатрической больницы, сделал интересное сообщение по гигиене
индивидуальной и социальной. Он доказал зависимость одной от другой.
Социальная гигиена возможна лишь в том случае, если отдельные индивидуумы
знают и применяют правила гигиены. Воздерживающиеся от табака, алкоголя
и мяса содействуют осуществлению в будущем социальной гигиены.
Французское Вегетарианское Общество. Профессор биологии Гаврского
Лицея, Лефевр, автор известного труда "научный экзамен вегетарианства",
получивший в ноябре 1905 г. высшую премию по экспериментальной физиологии,
имеющий ученые степени от Биологического Института и Биологического
Общества, получил от Французской Академии Наук премию имени Пура
за сочинение под названием "Способы приложения энергии, поддерживающей
жизнь у теплокровных животных".
А. Г.
19. В "Истории интернационального вегетарианского движения", в
отделе "Вегетарианство среди евреев" будет более широко затронут
вопрос еврейской вегетарианской литературе. Редакция.
20. В одном из ближайших номеров будет помещена заметка: "как
устраивать вегетарианские общества?". Редакция.
|