Вегетарианцы и покровители животных
"Странное противоречие в поступках! Они жалеют
зверей
и поедают предметы своей жалости".
Гольдсмит
10 лет тому назад, в "Журнале Московского
Отдела Российского Общества покровительства животным" (№ 7 за 1898
г.), появилось "письмо в редакции", члена этого общества, писателя-вегетарианца
Ф.Р. Германа, затронувшего также вышеназванную тему. Сознавая важность
этого вопроса, редакция писала, что решила открыть страницы своего
журнала для этого (вегетарианского) вопроса, обещая быть "совершенно
объективной". В № 9 того же года, появилась статья протоиерея Ст.
Остроумова "К вопросу о вегетарианстве", доказавшая слабое понимание
автора, идеи и значения вегетарианства. Статья эта вызвала ответную
статью Ф.Р. Германа, которая редакцией, несмотря на ее "совершенную
объективность" напечатана не была. Конечно, этот поступок вызвал
заслуженное негодование единомышленника Ф.Р. Германа и он выступил
из общества.
Прошло целых 10 лет, а отношение покровителей животных к нам такое
же, как и раньше. По-прежнему не знают они наших задач, наших
целей и воззрений. В то время как в западной Европе, среди покровителей
животных, вегетарианская идея все больше находит приверженцев,
где все чаще выступает совместная, дружеская и идейная работа
организаций "обществ покровительства животным", стремящихся к
прогрессу, усовершенствованию своих стремлений и переходу к вегетарианству,
у нас, к сожалению, этого не замечается.
Но нельзя же стоять на одном и том же месте десятки лет, не изменяя
своего положения. Нужно стряхнуть с себя эту окаменелость и пойти
смело навстречу ярким лучам вегетарианской идеи.
Вы, покровители животных, покровительствуете жизни последних,
для смерти в вашей утробе. Вы хотите уменьшить зло и страдание,
увеличивая его. Ибо "поедая предметы своей жалости", вы заставляете
разводить их, создаете спрос, за которым по экономическим законам,
следует предложение. Сколькими муками и терзаниями сопровождается
это предложение, потребителями которого вы являетесь, вы можете
судить из следующего факта. Общественный деятель, К.В. Глоба,
прослуживший 8 лет городскими ветеринарным врачом в г. Полтаве,
был избран жителями своего родного города, Лохвицы, полт. губ.,
городским головой, где таковым состоит, кажется, и теперь. 2-го
марта 1908 г., собрались сослуживцы, чтобы попрощаться с хорошим
человеком. В своей ответной речи, К.В. Глоба, между прочим, сказал:
"Как вам известно, моя служебная деятельность беспрерывно, в течение
8 лет, протекала при тяжелой, неприятной обстановке, при которой
не отвернешься, чтобы не видеть, и не уйдешь, чтобы не слышать
всего боинского производства, от которого положительно стынет
кровь. Говорят, можно привыкнуть к такому ежедневному зрелищу,
но это только говорят… на самом же деле, скажу теперь, как за
пережитое - нет! Это неверно! Привыкнуть к этому нельзя: в результате
нервы развинчиваются до болезненного состояния" (38).
Можно ли быть, действительно, защитником и покровителем животных,
принимая участие в деяниях от которых только у зрителя "стынет
кровь", не говоря уже об объектах этих действий?
"Там, где-то за городом, - говорит проф. А.Н. Бекетов, - есть
бойня, отвратительное, смрадное и кровавое место, где режут, дерут,
рубят и цедят кровь из жил; но кто же туда заглядывает!" Или,
быть может, покровительство животных должно простираться только
до ворот этого гнусного, мерзкого здания, называемого соответствующим
именем бойней?
Немецкая пословица гласит: кто "а" произнес, тот должен сказать
и "б". Российские покровители животных этого не сознают и, сказавши
"а", совершенно замолкли.
"Не фарисейство ли то, что человек, упитывающийся кусками измученных
и убитых животных (говядиной, как у нас спокойно говорят, скрывая
этим словом сущность дела, - то, что говядина есть куски мертвых
животных), вдруг впадает в сострадание по поводу побитой извозчиком
лошади или хотя бы раздавленной конкой собачки. Такие общества
- вопиющий паллиатив, кричащая о себе фальшь, ибо общества эти
обращают свое благосклонное внимание на миллионную долю того великого
и повсеместного зла, которое лишает людей права называться людьми;
общества эти не хотят видеть зло там, где его больше всего и где
оно смраднее всего, и сознательно отводят от него свои глаза.
Вегетарианство именно тем и замечательно, что срывает маску с
этого слащавого лицемерия и указывает единственно верный путь
радикально покончить с жестокостью в отношении животных. Вегетарианство,
рекомендуя прекращать пожиранье мяса, вынуждает людей или последовательно
идти до конца, отдаваясь тому чувству человечности, которое обусловливает
сострадание к избитой лошади, или перестать лицемерить, проповедуя
разные "гуманства" (39). "Дело вегетарианства именно в том и состоит,
чтобы помочь людям связать в сознании эти два рода актов - кровопролитие
и мясоядение, и показать, что первое ничто в сравнении со вторым,
что оно составляет следствие второго. Причина же всегда важнее
и существеннее последствия.
Итак - отвратительнейшее лицемерие брезговать кровью, волноваться
видом ее и в то же время пожирать мясо (40).
Добавлять тут нечего. Скажу только о "Майских Союзах", устраиваемых
покровителями животных, для прививки детям чувства гуманности
и сострадания.
"Они, быть может, и толкуют детям, что не следует быть жестокими
к животным и вообще ко всем слабым существам. Но стоит только
ребенку войти в кухню и он сейчас же увидит убитых и ощипанных
голубей, кур и гусей; стоить ему сделать несколько шагов по улице,
и он увидит вывешенные труппы животных, выпачканные кровью, с
отрубленными ногами и перерезанным горлом. На дальнейшем пути
он непременно натолкнется на бойню, где убивают не только безвредных,
но даже полезных животных всевозможных пород. Я не стану перечислять
здесь все виды варварства, порождаемые обычаем убивать животных;
скажу только, что, злоупотребляя правом сильного относительно
существ других пород, люди привыкают злоупотреблять им в одинаковой
степени и относительно себе подобных созданий.
Какую же пользу могут принести детям прекрасные рассуждения о
нравственности, которым так резко противоречат варварские и безнравственные
поступки взрослых, совершающиеся у них на глазах (41).
Ребенок видит и чувствует эту фальшь и в конце кондово уживается
с ней. И прививка эта оказывается ядовитой. Над глубокими, душевными
чувствами ребенка, одевается маска добродетели, с которой он впоследствии
так уживается, что считает это явление нормальным.
Этого быть не должно.
Чтобы посев был хорош, нужна действительно хорошая почва, нужна
чистая, дождевая влага. Детские души требуют, прежде всего, чистых,
кристаллизованных отношений, где нет места компромиссу и лицемерию.
Воспитанные на подобной почве, на почве вегетарианства, дети глядят
на свет Божий без всякой маски, и лучи правды и человечности не
встречают препятствия для освещения их лиц и невинных душ.
Пусть же покровители животных поймут это, пусть знакомятся с нашей
идеей и да скажут они "б".
Пифагореец
P.S. Читатели, наверно, удивятся обилию цитат в этой статье, но
я привожу их не только как мнения авторитетов, но как выражения
своих собственных мыслей, лучше высказанных другими. Так прибегает
художник к красивой раме, чтобы больше выделить красоту своей
картины.
Пифагореец
38. "Союз покровительства животным" № 8, 1908 г., стр. 117.
"Орган Полтавского Отдела Российского Общества покровительства
животным".
39. "Вегетарианство, его смысл и общественное значение" М. Изгоева,
стр. 86-7.
40. Там же, стр. 89
41. Из книги "Духовная жизнь" Густава фон-Струве.См. "Этика пищи"
Хауарда Уильямса, стр. 340.
|