Значение вегетарианства
Обыкновенно, вегетарианство считается довольно сомнительным, и
во всяком случае, маловажным в смысле человеческого прогресса
"новшеством", если его вообще удостаивают серьезного внимания.
Что оно уже издревле служило культурным, двигателем, об этом редко
кто из "посторонних" догадывается.
Это объясняется тем, что принимается в соображение лишь одно,
бросающееся в глаза, непосредственное проявление этого учения,
а именно: отказ от убойной пищи. Но если вообще все явления имеют
между собой причинную связь, то таковая обнаруживается в еще более
ясной и определенной форме при исследовании этого учения, в котором
каждое положение логически вытекает из главной предпосылки.
Конечно, весь прогресс идет многими различными путями, разветвляясь
в разные стороны, и каждому такому разветвлению можно следовать
отдельно. Но доискиваясь их исходной точки, скоро убеждаешься,
что они именно не параллельные линии, а разветвления, сходящиеся
в одной общей точке, как лучи в фокусе или побеги в корне. И этот
фокус или корневой узел и есть правильно понятое и широко толкованное
вегетарианство, ничего общего с какой либо сектой не имеющее,
но ничего общего и не имеющее с травоядением.
Все области и фазы переустройства жизни на началах нового миропонимания
находят в нем свое объяснение, обоснование и разрешение, - хоть
разумеется и не полное, - если человек, заинтересовавшийся такими
вопросами, постарается только искренне вникнуть в положения и
дать себе ясный отчет в своих впечатлениях и заключениях.
Дело в том, что вегетарианство обнимает не только все воззрения
и действия, сопряженные с безубойным питанием, но и все приводящие
к нему, способствующие ему и вытекающие из него и таким образом
изменяющие в корне человеческую жизнь, воззрения и действия.
Не говоря уже о том, что от рода принятой пищи зависит, как ни
как, не только состав человеческого тела, но и более или менее
склад его ума, качества и наклонности его души, нужно во всяком
случае признать, что в последних отношениях очень важную роль
играет способ добывания пищи.
Нельзя же закрывать глаза на то обстоятельство, что при преобладании
мясного питания, большая часть человечества обречена на постоянное,
отупляющее убийство животных или же на непременно связанные с
ним скотоводство, откармливание и прогон. От этих привычек черствеют
и грубеют, конечно, не только разводчики, скотники и мясники,
непосредственно участвующие в убое и удаляющиеся от вожделенной
гуманности. Их действия и души отражаются прямо и косвенно на
большинстве людей, и даже верхи, которые почти не знают и не понимают,
что творится внизу, не остаются незатронутыми этим потоком крови
и зверств. Совершенно ненужные и служащие только прихоти, они
дают себя знать, как бы ни маскировали их повара и колбасники
при помощи не всегда полезного, извращающего вкусовые ощущения,
огня.
При этом а не буду указывать на все болезни, легко передающиеся
животными человеку и несущие с собой столько несчастья, не буду
говорить о заражениях, недоброкачественными мясными припасами.
За то я должен указать на грозящую невозможность правильного распределения
и использования имеющейся на лицо земли, - необходимой для пропитания
всего человечества, - когда огромные пространства остаются под
пастбищами; между тем как массы нуждаются в пахотных участках.
Эта односторонняя расточительность больно отзывается на земельном
вопросе, отодвигая его решение в благополучном для трудового народа
смысле, заставляя последний кормиться впроголодь и усиливая гнет
его, тогда как имущие отягощают себя мясом количественно и качественно.
Дело в том, что на одном и том же участке может прокормиться гораздо
большее количество людей, нежели скота, совершенно излишнего с
точки зрения правильного и необходимого для здоровья питания.
И если медицина за последнее время так настойчиво заговорила о
гигиене, диете и естественности, так энергично проводит мысль
о троице - воды, солнца и воздуха и о правильном составе пищи,
то только под влиянием нахлынувшей и возрастающей волны вегетарианства.
Благодаря его настаиваниям, последовал отказ от многих прежних
средств и способов лечения, благодаря его открытиям, указаниям
и заключениям заметно поднялось значение и почитание здоровых
жилищ на лоне природы, ручного труда в мастерской и на земле,
поставлены на должную и здоровую высоту, спорт, подвижные игры,
экскурсии и прогулки, а прелести и удовольствия города потеряли
в суждениях благоразумных людей большую долю своей привлекательности!
Само собой разумеется, что вегетарианство и его выводы дали также
новый толчок и направление в деле воспитания и обучения детей
и заставили постараться поставить дело это на совершенно новых
началах и основаниях.
Не без влияния осталось вегетарианство и на половой вопрос, как
на практическую так и на теоретическую сторону его, значительно
облегчив посвящение в эту все-таки щекотливую область детей, подготовленных
строгим режимом и совместным обучением по наглядно-естественному
способу телесно и духовно.
Это отразилось, конечно, и на понятиях об общественной жизни и
на ней самой и хоть немного смягчило в общинном духе нравы нашего
жестокого времени, материального прогресса и духовного застоя,
под влиянием которого страдают более всех обессиленные экономически
единицы. Общительность повела к образованию производительных,
потребительных и общежительных товариществ, к более тесной и активной
общественности.
Таким образом, чистота, простота и дешевизна пищи, - заключающаяся
не только в избежании убойной пищи и всех не принимаемых утонченным
языком подделок, но и в отрицании вина, табака и всех других возбуждающих
требовательные нервы мясоедов средств, - приводят к простоте и
чистоте нравов, и упрощению жизни и обогащению человека.
Вообще вегетарианство послужило к оздоровлению всего жизненного
строя принявших и проведших практически это учение людей. Оно
укрепило их телесно, освободило их от устарелых закрепощающих
и отягощающих воззрений, просветило и смягчило их души, возвысило
их характер и утвердило их силу воли, так что у них прибавилось
жизнерадости, устойчивости и твердости, самопознания и владения
собой, достоинства личности, хозяйственной независимости и чувства
красоты.
Ф.Р. Герман
Москва
|