Вегетарианское
обозрение, 1909 г.
ВО.1.1909, с.20-21
На Монтэ Верита (вегетарианская колония)
Безумие жизни современного, так называемого,
"культурного" человечества, ее все увеличивающееся разногласие
с требованиями разума и совести, ее все увеличивающаяся бедственность
заставляют уже многих и многих людей искать выхода из всей этой
лжи и безумия в иную, лучшую, более разумную, более добрую жизнь.
Одной из таких попыток переустройства жизни является колония вегетарианцев
на горе Верита (Правда, Истина) в южной Швейцарии, на берегу прекрасного
озера Маджоре.
Основана она 8 лет тому назад состоятельным голландцем Оденковен-Гофман.
Он был слабого здоровья и должен был постоянно лечиться. Леченье,
как это бывает в огромном большинстве случаев, было совершенно бесплодно.
Г. Оденковен пришел, наконец, к заключению, что причиной его болезни
является ненормальная городская жизнь и что, следовательно, чтобы
излечиться, нужно вернуться к жизни деревенской, заодно с природой,
к физическому труду. Поселившись на горе Верита, он вскоре пришел
к убеждению, что он по мере сил должен помочь тем, которые подобно
ему мучались и мучаются в неестественных, мучительных условиях городской
жизни. Так понемногу возникла эта интересная колония, в которую
стекаются теперь усталые, измученные люди со всех концов Европы,
чтобы хоть на время вырваться из ядовитой во всех отношениях - моральном,
умственном и физическом - атмосферы города. Колонисты живут в небольших,
очень просто обставленных домиках, живописно раскинутых среди зелени
по склону горы. Все время они проводят на воздухе, купаясь, гуляя,
работая в саду или даже просто лежа нагишом на солнце (солнечные
ванны). Можно очень и очень пожалеть, что производительному, полезному
для всех труду отводится мало место, но с другой стороны, нельзя
не согласиться с г. Оденковен, что трудно, почти невозможно избалованных,
испорченных людей превратить в полезных тружеников. В последнее
время, однако, г. Оденковен делает попытки серьезно поставить в
колонии ремесла, которые и теперь уже существуют здесь в зародыше,
и обслуживают всю колонию трудом самих колонистов, избегая труда
наемного. Пища колонистов состоит почти исключительно из фруктов
и овощей. Не только мясо, но и молоко, сыр, масло и всякие приправы,
как соль и перец, совершенно изгнаны; даже хлеб употребляется лишь
в самых редких случаях. Фрукты и овощи употребляются, большею частью,
в естественном, т.е. сыром виде. Очень интересно, что такое же питание
приняли и русские мужики, духоборы - "свободники", и что
в обоих случаях оно дало и дает прекрасные результаты1.
К сожалению, на стол тратится в колонии слишком много (дешевле 1
р. 50 к. в день в колонии устроиться нельзя). Опыт "свободников"
- не говоря уже о других, как опыты разных отшельников, напр., индийских
или русских крестьян, и т. п. показал, что свои потребности в области
питания можно не только без всякого ущерба, но с величайшей выгодой
сильно сократить2. Костюм колонистов сильно упрощен. Большую часть
года они ходят босиком и с непокрытыми головами. Одежда их широка,
удобна, красива, большею частью, белого цвета и такая, что ее можно
мыть. Такой костюм можно иметь в колоши за 5 руб. Руководство всей
колонией лежит на г. Оденковен и, всякий вступающий в нее должен
в известной степени подчиняться заранее установленному образу жизни.
Среди членов колонии есть и платные, и такие, которые платят за
все своим трудом и участвуют в прибылях. Но "прибылей"
пока еще не было и, надо надеяться, не будет... Этот опыт упрощения
и оздоровления жизни дает прекрасные результаты, и известность колонии
растет с каждым годом. Несмотря на указанные недостатки - сравнительно
малое место, отведенное полезной физической работе, некоторая изысканность
в пище, - недостатки, которые сознаются и самим основателем колонии,
нельзя не пожелать таким начинаниям полного успеха. Слишком строгим
судьей людей быть, вообще, не следует, а в данном случае, в особенности,
и невольно в заключение хочется повторить слова г. Оденковен из
его письма ко мне: "все понять - значит все простить".
Ив. Наживин. (Из "Календаря для каждого"
за 1909 г.)
1. "О духоборах - "свободниках" смотри подробнее в моей книге "Голоса народов".
2. См. об этом
статью "Упрощение жизни" в моем сборнике "В долине
скорби".
|