Вегетарианское
обозрение, 1909 г.
ВО.2.1909, с.8-9
Наши "критики"
"Не ведают ибо, что творят"
В местной газете "Бессарабск. Жизнь",
в номерах от 20-го и 25 января появились два фельетона, посвященные
нашему первому номеру. В первом из них, озаглавленном "Выпуклые
стекла", автор, К. Народин, заканчивает свой диалог с Увлекающимся
следующими словами: "Я взглянул на него с сожалением1.
Теперь я понял, о каких быках, коровах и куропатках шла речь.
Он торопливо прощался.
- У меня еще десять посещений.
Бедный, - думал я, - а может быть, и не бедный а счастливый, что
нашел, наконец, что-нибудь, чем сможет убить свое время"...
В другом фельетоне, озаглавленном "Местная жизнь", автор,
Горожанин, так высказывается о нашей идее: "Но, скажите на
милость, откуда редакция вегетарианского журнала набрала столь много
материала о выеденном яйце?"
А далее: "Что меня особенно заинтересовало в журнале,
так это "меню" вегетарианского обеда, напечатанное на
последней странице". И автор уделяет этому "меню"
целых 35 строк, не останавливаясь на других статьях.
II
Читая эти фельетоны, нам сделалось больно за их авторов. И один,
и другой узрели вегетарианскую идею в "быках, коровах и куропатках"
Идея, которая существует более двух тысячелетий, которой служили
и служат телом и душой, умом и пером, величайшие светочи науки и
искусства всех времен и народов, как например, Пифагор, Сакиа-Мунн,
Л. Н. Толстой, Платон, Овидий, Сенека, Плутарх, Порфирий, Златоуст,
Корнаро, Леонардо-да-Винчи, Вольтер, Руссо, Франклин, Ламбе, Гей,
Ньютон, Глейзе, Петерсон, Бальцер, Шелли, Байрон, Эдиссон, Грэхэм,
Эл. Реклю, Г. Струве и сотни др., называется идеей, не стоящей "выеденного
яйца". И это, увы, люди пера! Идея, которой в настоящее
время посвящены сотни периодических органов, насчитывающая в своих
рядах сотни тысяч приверженцев, служащая многим, тихим, теплым утешением,
нравственной подпорой, светлым маяком, - эта идея топчется без всяких
оснований в грязь.
Идея, проповедующая с самого своего возникновения святое "не
убий", стремящаяся к облагораживанию нашей жизни, к увеличению
духовного ее содержания, к процветанию жизненной красоты, добра
и человечности, - эту идею превращают в "меню" и "убийство
времени".
III
В статье "Наши цели"2 мы писали: "Мы вновь повторяем,
вегетарианская идея - это только один ручеек, кругом же несутся
более широкие и более узкие, от которых отставать не следует. Чем
больше воды, тем шире и глубже течет ручей, чем многочисленнее ручьи-идеи,
тем скорее достигают они цели". И далее, в той же статье: "Как
узник, привыкший к своей темнице, удовлетворяется тем клочком неба,
который ему виден из маленького окошка, так и эти, рабы своих идей,
забывают, что небо огромно и звезд бесчисленное множество".
Казалось бы, что господа Горожанины и Народины поймут из выше цитированного,
как мы относимся к нашей идее, что мы не думаем ею перевернуть весь
мир, не думаем ею "убивать время", что мы считаем нашу
идею чистым, прозрачным ручейком, освежающим почву, дающим молодым
и старым побегам возможность сохранить свои здоровые зародыши и
скорее подняться вверх к лучам дивного, великого и могучего солнца.
Казалось бы, что они разобьют маленькое окошко своей тюремной камеры,
вздохнут полной, свободной грудью и скажут: да, действительно, на
небе много больших и малых звезд.
Но они этого не сделали.
Не простым, искренним взором смотрят они на жизнь, а сквозь "выпуклые
стекла".
Но обманчивы порой эти "выпуклые стекла" и благодаря им
действительность принимает другие фальшивые формы.
Шире, шире, смотрите господа, подымитесь выше "местной
жизни", ибо не ею мир кончается, и пусть маленькие, яркие звездочки
встретят в вас не врагов, не гасителей света, а действительно, свободных
от всякой нетерпимости горожан, и прямых, искренних народников,
стремящихся к благу, к поощрению всякой идеи, несущей с собой зародыши
грядущего народного благоденствия.
Редакция
1. Курсив повсюду
наш. Редакция.
2. "Вегетар.
Об." №1, 1909 стр. 1-2.
|