Вегетарианское
обозрение, 1909 г.
ВО.2.1909, с.9-10
Пестрые заметки1
I
Сырая пища и независимость в питании
"Кухонное рабство" составляет одну из тяжелых сторон
женской жизни и не только жизни бедных людей, у которых хозяйка
сама готовит, но и в семьях, держащих прислугу, кроме самых богатых.
Вегетарианки особенно страдают от этого, так как почти все кухарки
лучше готовят убойную пищу, чем безубойную. Вегетарианцы, имеющие
жен "скотоедок" 2, находятся в неприятном положении,
или готовят что-нибудь вегетарианское, но обыкновенно это недешево
и невкусно.
Как выйти из затруднения тем и другим?
Выход есть. Во-первых, сырая пища и вообще все готовое, не требующее
огня. Такая пища пригодна даже для людей, отлично питающихся дома,
а именно, во время путешествий. Мне пришлось быть в Париже во время
всемирной выставки 1900 года. Мои знакомые, если не обедали в очень
дорогих ресторанах, должны были ждать бесконечно долго в душных
комнатах, пока им подавали обед; я же покупал хлеб, свежий сыр,
орехи и фрукты, садился на скамейку на бульваре или в саду и скоро
съедал свой скромный, но вкусный обед. А каково в дороге, особенно
вегетарианцам? Наши большие станции уставлены блюдами, но редко
найдется что-либо безубойное, особенно зимой и весной. Кто привык
к сырой пище, тот не испытывает лишений, нужно ему только подумать,
что взять с собой. Помимо орехов, фруктов и некоторых овощей, которые
мы привыкли есть в сыром виде (морковь, помидоры, зеленый горошек
и т. п.) какое разнообразие продуктов, которые можно купить готовыми:
хлеб, сухари, масло, свежий сыр и фруктовые консервы разного рода.
Я не даю рецептов, но из сжатого перечня видно, что с голода не
умрешь без кухни, а даже имея домашнюю кухню, можно пользоваться
ею меньше, чем мы это делаем теперь.
Но и кухня значительно уменьшается новыми приемами, все шире распространяющимися
в Европе и Северной Америке. В № 1 "Вегетар. Обозрения"
упомянуто о "Петерсоновском котелке", это далеко не единственный
в своем роде, сберегающий труд, время хозяйки и кухарки, топливо
и чистоту воздуха. Эти котелочки требуют хоть и малого, но постоянного
огня, но есть и иные приспособления, основанные на употреблении
дурных проводников тепла. Дают вскипеть, а затем помещают кастрюлю
в ящик, стенки которого обложены ватой, войлоком, опилками, сеном
и т. п. Эти вещества не дают содержимому кастрюли остыть. Вскипятив
и поставив кушанья в ящик, хозяйка может спокойно уйти, ничто у
нею не подгорит, не потухнет.
В старину пользовались таким умеренным теплом в виде "вольного
духа", но для этого нужно было истопить печь и потратить массу
топлива.
У практических американцев продается множество продуктов из зерен
и орехов, у них бескухонный стол обильнее и разнообразнее нашего.
Одна электрическая пекарня у Ниагарского водопада изготовляет ежедневно
более миллиона хлебов, почта развозит их по всей стране, чистота
образцовая.
Немудрено, что и "скотоводы" там постепенно сокращают
количество мяса и все более привыкают к готовой, безубойной пище.
Дороговизна прислуги еще более побуждает к этому.
А.Воейков
ВО.2.1909, с. 10-11
II
Вегетарианство поневоле
В старое время (1876 г.), я путешествовал по Японии. Путь был длинный,
приходилось жить по-японски и тут-то пришлось испробовать вегетарианское
питание при особенно неблагоприятных условиях. В то время японцы
строго воздерживались от мяса млекопитающих и птиц (исключения были
редки), но ели рыбу, мягкотелых животных (устрицы и т. др.), морских
раков и даже каракатиц. Как это совмещается с буддийским уважением
к жизни, объяснить не берусь, но таковы факты. То же существует
у более ревностных буддистов, чем японцы, напр., у бирманцев и жителей
о. Цейлона. Рыбу и других водяных животных ели, но мое первое значительное
путешествие по северной оконечности о. Ниппона до Токио, пришлось
на самое жаркое время года, конец июля и августа; дождя, не в пример
прошлым годам, было очень мало, железных дорог совсем не было, и
я был почти все время вдали от моря. Почти вся рыба, которую едят
японцы - морская, соленая и сушеная, - мне была противна, свежую
можно было достать далеко не ежедневно, на недели зараз ее совсем
не было, и пища в гостиницах деревень и небольших городов была очень
однообразная. И однако я чувствовал себя хорошо, и между прочим
отметил следующее:
В Японии летом господствует влажный жар, температура не особенно
высока, но такой климат тягостен по двум причинам: во-первых, пар
трудно испаряется, и испаряется при высокой температуре, поэтому
влажный жар гораздо неприятнее сухого, при котором испарение идет
быстрее и при более низкой температуре. Известно, что на востоке
охлаждают воду в пористых кувшинах, их ставят на сквозной ветер,
и испарение с поверхности охлаждает воду сосуда. Человеческое тело
тоже пористый сосуд; во-вторых, во влажно-жаркую погоду и ночи жаркие,
сон неспокоен, между тем, как в сухую жаркую погоду ночи обыкновенно
прохладные.
Затем пришлось много ездить верхом на вьючных лошадях. Японские
лошади пугливы, зонтика раскрыть нельзя, приходилось по 3-4 часа
сряду жариться на солнце, и я заметил, что стоило войти в тень,
как становилось легко и приятно.
Не то было 2 месяца ранее в южном Китае; жары были не сильные, я
гораздо менее подвергался солнцу, но питался по-европейски, ел жирную
мясную пищу, пил крепкое английское пиво, и в результате у меня
показалась сыпь на всем теле (prickly heat), болезнь очень распространенная
у европейцев в Китае.
Затем я заметил еще следующее. Европейцы носят "тропические
шлемы" на голове, прекрасно защищающие от солнца, не работают
физически и, однако, нередко подвергаются так назваемым "солнечным
ударам"3 , китайцы от них не страдают, хотя шляпы носят одни
чернорабочие (кули), а другие, когда солнце очень печет, защищают
бритую маковку веером. Но их пища и одежда более приспособлены к
климату.
Я уже тогда ясно видел преимущества вегетарианской пищи и, однако,
лишь гораздо позже стал вегетарианцем. Почему? Главным образом потому,
что скоро вошел в общую колею и перестал думать о вопросах питания,
одним словом, продолжал жить, как все.
А.Воейков
ВО.2.1909, с.11-12
III
Кухонные книги
Наше русское вегетарианство состоит из двух течений: одного самостоятельного,
строго этического свойства, течения толстовского, и другого, гигиенического
по преимуществу немецкого. Л. Н. Толстой и его последователи указывают
нам на высокие цели безубойного питания, проповедуют простоту жизни.
Но грешные люди не все склонны к аскетизму и спрашивают, как устроить
питание так, чтобы не было очень трудно, да и денежный вопрос не
последнее дело. Кто не встречал людей, убежденных в том, что безубойное
питание и здорово, и вкусно, но необычайно дорого, особенно на севере
зимой и весной.
Является потребность в поваренных книгах, вегетарианские журналы
также часто печатают кухонные рецепты и меню, так было и в нашем
покойном "Вегетарианском Вестнике".
Просматривая вегетарианские книги этого рода, нельзя не видеть,
что они "взяты с немецкого". Я не имею ничего против подражания
немцам, у них много хорошего, но почему же не использовать свое,
тоже хорошее.
Православная церковь предписывает посты, в течение 2 из них - (9
недель в году) не разрешается и рыба. Еще очень недавно многие богатые
люди соблюдали посты, но не прочь были хорошо покушать и в посты,
затем и помимо постов русская растительная и молочная пища разнообразнее
и вкуснее немецкой. Старые поваренные книги широко воспользовались
опытом хозяек.
В таких книгах и для нас много пригодного, назову хоть книгу "Подарок
молодым хозяйкам", она переведена на немецкий язык, но не видно,
чтобы вегетарианские поваренные книги воспользовались этим.
В России живет много разнообразных народов и у них можно конечно,
кое-что заимствовать, особенно у живущих на юге в странах, богатых
овощами и плодами.
В средней Бессарабии большинство населения молдаване, некоторые
богатые помещики, и горожане по происхождению греки, у тех и других
найдется, конечно, немало пригодного и для нас. "Вегетарианское
Обозрение", издаваясь в такой стране, должно бы воспользоваться
опытом местных жителей. У жителей Кавказа, очевидно, также немало
пригодного по нашей части. Все это следовало бы разумно использовать
и доказать, что наша пища может быть дешева, здорова и вкусна. Иные
охотно бы прибавили и разнообразно, но не вполне согласно с этим.
Разнообразие нужно для того, чтобы каждый мог выбрать, что ему пригодно,
но раз найдя это, можно обойтись очень небольшим числом, даже не
блюд, а яств, так как сырая пища все более входит в наш обиход.
А.Воейков
1. Редакция просит поскорее прислать что-нибудь для второго № "Вегетар. Обозр.". Охотно соглашаюсь и под тем же заглавием и впредь надеюсь давать краткие заметки. А. В.
2. Слово, изобретенное
Б. А. Долячко, редактором безвременно погибшего "Вегетарианского
Вестника".
3. Точнее "тепловым".
В Индии до постройки железных дорог таким ударам подвергались европейские
солдаты ночью.
|