Вегетарианское
обозрение, 1909 г.
ВО.3.1909, с. 20-22
Памяти доктора медицины Ф.В. Дока
I
Вегетарианцам России, эта односложная,
звучная фамилия - Докк, ничего не говорит, редко кто слыхал о нем,
да и в русской вегетарианской литературе его имя (за исключением
брошюры "Вегетарианки") не упоминается, а между тем д-р
Докк был крупной звездой в вегетарианском мире, о свете и значении
которой, не мешает вспомнить.
Был чудный апрельский день 1905 г., когда я вместе с товарищем отправился
пешком из St. Gallen'a (Швейцария) в Untere Waid (так называется
санатория естественного метода лечения) к д-ру "папе Докку".
Дорога от С. Галлена до U. Waid не более 2-х - 3-х верст.
Дивно-хорошо было шагать по прекрасной широкой дороге, любуясь красотой
швейцарских гор, покрытых круглый год снегами и ярко сверкавших
под лучами апрельского солнышка.
В г. С. Галлене 1, где я учился, не было вегетарианской столовой
и несмотря на мои публикации в газетах, я вегетарианского стола
не находил. После небольшой пропаганды с моей стороны, мои коллеги,
русские студенты, решили содействовать мне в устройства вегетарианской
столовки и с этой целью мы шагали к д-ру Докку. Untere Waid, была
первой санаторией естественного метода лечения, ставшей таковой
в 1852 г., при заведывании ею известного вегетарианского пропагандиста
Ф. Гана (Hahn).
Мы вошли в огромный, прекрасный сад и долго стояли на одном месте
восхищенные от удивления. Меня поразило окружающее. Высокие, красивые
деревья, в ветвях которых находились искусственные гнезда для птиц,
были уже покрыты зелеными листочками, цветы всевозможных сортов
выглядывали со всех сторон, птички пели и все это в совокупности
с голубым сводом и окружающим, составляло нечто цельное, гармоничное,
от которого трудно было глаз оторвать.
Но вот перед нами Ф.В. Докк: красивый, стройный, изящно одетый старик,
с прекрасной, доброй улыбкой и смеющимися жизнерадостными глазами.
"Какое у него славное, светлое лицо" подумал я и вошел
с товарищем к нему в кабинет. Войдя в кабинет, мы вновь разинули
рты: со всех стен на нас смотрели картины, гравюры, полотна, снимки
и пр., все они были вегетарианского содержания, на темы о любви
ко всему живущему, красоте жизни и пр. Когда мы разговорились, я
понял, почему его зовут "папа Докк". С какой-то сердечной
радостью вызвался он помочь нам в устройстве столовки, что вскоре
и исполнил. Расспрашивая нас о занятиях, он вспомнил свои студенческие
годы, первые вегетарианские шаги и со свойственным ему увлечением
и юмором, рассказывал нам о минувших днях. И слушая его, его быструю,
страстную и пылкую речь, я и думать не мог, что предо мной 73-х
летний старик. Быстро пролетели несколько часов, и когда мы распрощались,
уже наступили сумерки, но мы этого не замечали. Что-то глубокое,
светлое и святое, было внутри нас и не желая терять эти чувства,
мы каждый раз вспоминали его мысли, повторяли его выражения, стараясь
запомнить все только что слышанное и виденное.
Еще раза два, я виделся с ним и всякий раз уходил от него с новой,
горячей и пламенной любовью к нашей светлой идее - вегетарианству.
Все пациенты его любили и глубоко уважали. Он в действительности
был для них отцом - расспрашивал и посещал их по несколько раз в
день, веселил и ободрял их своими оживляющими, талантливыми разговорами.
Разговорившись однажды со мной о вегетарианстве, он подвел меня
к знаменитому Unter Waid'скомy, огромному, величественному дубу
(которому, если я не ошибаюсь, уже несколько сот лет) и сказал:
"Вы видите этот дуб, десятки лет ему нужно было расти и развиваться,
чтобы достигнуть того вида, той красоты, величавости и жизненности,
которой Вы любуетесь, то же самое и с движением вегетарианства;
медленно, постепенно шагает оно вперед, но зато уверенно и богатырски".
В июне 1905 г., перед отъездом в Германию, я ездил к нему прощаться,
но встретил его по дороге в Unt. W. Заметив меня на велосипеде,
он остановил карету и мы, побеседовав около 5-10 минут, расстались.
Простояв минутку, я увидел, как он обернулся и до моего уха долетали
последние слова: "Auf Wiedersehen", но больше нам не суждено
было видеться.
II
Д-р Фридрих Вильгельм Докк, родился 22 сентября 1833 г. в деревушке
Ittenheim, недалеко отстоящей от г. Страстбурга. Родители, как и
прародители его, были педагогами и такую карьеру избрал он сам.
Блестяще окончив учительскую семинарию в Страстбурге, он больше
10 лет работал на педагогическом поприще, пользуясь всеобщим уважением
и любовью детей, души которых он глубоко ценил и понимал. В это
время сестра его Мина вышла замуж за горячего приверженца вегетарианства
Г. Фишера. Последний откупил в 1869 г. у Ф. Гана "Unt. Waid"
и стал работать в ней вместе с своей деятельной супругой. Фишеру,
конечно, большого труда не стоило привлечь Докка в ряды вегетарианцев,
ибо почва была благодарная. Вегетарианская идея с ее благородными,
глубоко человеческими стремлениями захватила его всего и несмотря
на то, что в то время ему было 36 лет, он уезжает в Цюрих, поступает
на медицинский факультет и через 5-6 лет, в 1875 г., сдает государственный
экзамен на звание д-ра медицины. В 1874 г. он женился во второй
раз (первая жена его умерла скоро после свадьбы, в 1868 г,) на племяннице
основателя Германского вегетарианского движения, Эдуарда Бальцера,
и вместе с ней переехал в Untere Waid, где началась и закончилась
его неутомимая вегетарианская деятельность. Начиная с 1875 г., он
в течение двух десятилетий разъезжает по Швейцарии, Германии и др.
странам, читая лекции по вегетарианству. Какое значение и влияние
имели эти лекции, может послужить следующий факт. В 1906 г., будучи
на обеде в Лейпцигской вегетарианской столовой "Помона"
(существует около 20 лет), я, в кругу видных лейпцигских вегетарианских
деятелей, упомянул о Докке. Тотчас же посыпались расспросы и воспоминания
о его лекциях, читанных в Лейпциге, его юморе и ораторском искусстве.
Куда делась немецкая аккуратность, требующая ухода по делам: ее
не было, она куда-то улетучилась. Вокруг меня сидели ветераны-борцы
и вспоминали деятельность одного из своих полководцев и долго, долго
сидели мы за столом, за которым, быть может, и Докк, когда-то, сидел.
Лекции, благодаря его ораторскому таланту и горячей проповеди, имели
повсюду огромный успех и в 1887 г. они появились впервые в печати,
под названием "Die sittliche und gesundheit'iche Bedeutung
des Vegetarismus" (нравственное и физиологическое значение
вегетарианства). Книга эта была переведена на другие языки и имела
большой успех. Спустя несколько лет вышло второе и в 1891 г. последнее,
3-е издание. Место не позволяет мне коснуться ближе того труда,
скажу только, что и в настоящее время он является прекрасным вкладом
в немецкую вегетарианскую литературу. Сотрудничая в первом немецком
вегетарианском журнале "Vе reinsblatt", основанный Э.
Бальцером в 1868 г., он в тоже время деятельно работал вместе с
Фишером и сестрой в санатории, черпая оттуда многочисленные факты
для своих трудов. Остальные его произведения, "Труд, отдых
и здоровье", "Здравый дух в здоровом теле" и др.,
тоже выдержали по несколько изданий и двинули вегетарианское движение
в Швейцарии на много шагов вперед. Но он не довольствовался только
своей страной: на вегетарианских интернациональных конгрессах и
съездах, всегда можно было видеть этого красивого, телом и душой,
старика, ратующего за наше дорогое нам дело.
Он умер тихо (от паралича сердца) и спокойно 16 октября 1907 г.
в U. Waid'е на 75 г. жизни. Тело его было сожжено и прах его покоится
на кладбище при С. Галленском крематориуме. В прекрасном стихотворении,
прочитанном автором, другом покойного, у гроба, вылилось все великое
значение невозвратимой потери.
Узнав о его смерти я не заплакал. Когда солнце заходит, мы любуемся
им, забывая о наступлении ночи.
Такова и смерть великих людей, заставляющая нас глубоко задуматься
над их жизнью, творениями, и усыпляющая, таким образом, острую боль
великой потери.
Иосиф Перпер
1. В настоящее
время там имеется прекрасно организованное вегетарианское общество,
деятельно работающее.
|