Вегетарианское
обозрение, 1909 г.
ВО.3.1909, с. 31-33
Ламартин вегетарианец
В небольшом произведении своем "L'Enfance"
("Детство") Ламартин говорит следующее:
"В физическом отношении воспитание основывалось на принципах
Пифагора, I'Emile (Эмиль)1. Так в обычае была большая простота в
одежде и самая строгая умеренность в пище. Моя мать была убеждена,
и я придерживался того же убеждения, что убиение животных с целью
питания их мясом и кровью, свидетельствует о низком положении человечества;
что это одно из проклятий, под которым страдает человек либо вследствие
своего грехопадения, либо вследствие своей закоренелой испорченности.
Она была убеждена, и я также убежден в этом, что душа черствеет,
грубеет от такого отношения к животным, к кроткому домашнему скоту,
нашим товарищам-помощникам в работе, от лишения его жизни, от кровожадных
вожделений. Она была убеждена, и я разделял ее убеждение, что мясная
пища, по виду питательная и укрепляющая, содержит вещества, возбуждающие
и гнилостные, раздражающие кровь и сокращающие жизнь человека. В
подтверждение своего мнения она приводила в пример многочисленные
народы Индии, кроткие и благочестивые, которые воздерживаются в
пище от всего живого, и пастушеские племена сильные и здоровые,
и даже рабочее население наших деревень, которое больше всех работает
и ведет самый простой образ жизни, пользуясь долговечностью, потребляя
в пищу мясо раз десять за всю жизнь.
До школьного возраста я не вкушал мяса. Мать воздействовала на меня
не путем рассуждений и доказательств, а обращением к детскому инстинкту,
воспринимающему истину лучше, нежели логика.
Хотя жизнь впоследствии заставила меня сообразоваться с обычаем
общества и я, с тех пор как покинул родительский дом, стал есть
то, что все едят, но я сохранил сознательное отвращение к вареному
мясу, и мне всегда казалось, что работа мясника очень похожа на
работу палача.
Итак, до 12 лет я питался исключительно хлебом, молочными продуктами,
овощами и фруктами. Мое здоровье от этого не пострадало; развитие
мое не было задержано; и очень возможно, что именно этому режиму
я обязан чистотой помыслов, той особенной чувствительностью и ясным,
кротким расположением духа и характера, которым отличается мое детство".
Ламартин всегда высказывал чувства близкие к принципам вегетарианства.
В своей поэме "Падший Ангел" опубликованной в 1838 году,
он указывает на гнусность кровавой пищи и превозносит режим, состоящий
из плодов, злаков и меда.
"La Reforme Alimentaire" № 11, 1908 г.
С французского Е. Ю. Рейнке
Примечание. Ламартин родился в 1790 г. Его 80-летняя жизнь
не прошла бесследно для Франции и оставила на всю эту страну глубокий
отпечаток. Благодаря своему глубокому уму и разностороннему образованию
он занял почетное место среди великих людей XIX века. Полное собрание
его сочинений, изданные им в 1860 г. охватывает 41 том. Из лучших
его произведений назовем: "Падший ангел", "Мемуары",
"Доверчивые беседы", "История жирондистов",
"Поэтические думы", "История революции", "Рафаэль"
и др.
Приводим некоторые отрывки из его поэмы "Падший ангел",
заимствованные нами из прекрасной книги Хауарда Уильямса: "Этика
пищи" (стр. 303-304).
"Не поднимай руки против брата твоего и не проливай крови
никаких живых существ, населяющих землю, - ни людей, ни домашних
животных, ни зверей, ни птиц: в глубине твоей души вещий голос
тебе запрещает ее проливать, ибо кровь это жизнь; а жизнь ты
не можешь вернуть. Питайся только хлебными злаками, покрывающими
твои поля, и рисом, растущим на берегах твоих рек, - пищею, ежегодно
для тебя возобновляемой, - кореньями, плодами и всеми теми дарами
земля, которые как бы сами напрашиваются тебе в пищу.
Вступайте в единение даже с животными: ибо Бог, сотворивший их,
желает, чтобы человек их любил. Каждое из них наделено своей, большей
или меньшей, долей разума и души, - признайте это. Во взгляде их
просвечивают смутные проблески разума. Не душите этот зародыш просветления,
предвозвестника света и бессмертия. Уважайте его. Цепь из тысячи
звеньев соединяет человека с насекомым: не разрывайте этих звеньев,
ни ближайшее к вам, ни дальнейшее, ни промежуточные, - ибо все они
связаны с Богом!"
"Не оскорбляйте же животных гневными покриками, не угощайте
их ударами кнута; не отнимайте у их детей материнского молока ради
удовлетворения ваших собственных аппетитов; не сажайте их на цепь,
вызывающую в них трусливость и злость; не уродуйте их ртов жестокими
уздечками; не давите их чрезмерным бременем. Поймите их природу,
облегчайте их участь. Связь между вами, люди, и ими - да не будет
убийство. Применяйте их способности к наилучшим целям, ссудите
им частичку вашего разума. Смягчайте их инстинкты кротким обращением
с ними, будьте посредниками между всеми ими... Прекраснейший
дар человека есть милосердие".
"Не устанавливайте между собой подразделений на расы, племена,
народности и нации..."
"Не обрывайте ветки вместе с плодом; слава руке сеющей;
позор руке губящей! Не оставляйте землю голой и безжизненной,
ибо предки ваши застали ее одетой Самим Богом. Пусть те, кто впоследствии
пойдут по вашим следам, проходят в свою очередь, благословляя своих
предшественников. Любите землю, как вашу мать, пользуйтесь своим
временным пребыванием на ней, как вы ежедневно пользуетесь временным
солнечным светом".
"Благодаря непостижимой тайне, человек, обрабатывая землю,
делает ее плодородною. Милости ее неистощимы, и всех, кого она на
себе носит, она в состоянии прокормить".
"Помогайте друг другу во всех ваших нуждах и затруднениях;
взаимно будьте друг для друга детьми, отцами и матерями. Бремя
каждого пусть будет общим бременем, и милосердие да будет вашим
законом. В вашей тени пусть отдыхает прохожий; оставляйте хлеб
на вашем пороге для голодного ближнего. На ветвях всегда оставляйте
несколько плодов для того, чтобы странник мог ими воспользоваться.
Не накопляйте себе больше запасов, ибо для вас земля ежегодно
оплодотворяется. И Бог, ниспосылающий дождь и оживляющий землю,
хорошо знает число приглашенных к земной трапезе".
Редакция
1. "Эмиль
или воспитание" Ж. Ж. Руссо.
|