Вегетарианское
обозрение, 1909 г.
ВО.5.1909, с. 34-37
О замене кожи другими материалами
В номере 4 "Вегетарианского Обозрения"
г. В. Булгаков поставил вопрос о недопустимости для вегетарианцев
пользоваться кожею в виде обуви, ремней и т.п., как продуктом убиения
животных. Вопрос этот почти не затронут в вегетарианской литератур.
Мало того, мы видим, что многие вегетарианцы употребляют в своем
обиходе изделия из кожи, рога, меха, перьев и т.п., по-видимому,
не зная, чем можно заменить их. Противники же вегетарианцев, пользуясь
этим, с апломбом спрашивают вегетарианцев: "а чем вы замените
кожаную обувь, как вы обойдетесь зимою без шубы? значит без убийства
животных вы не можете обойтись". В статье "Общественное
значение вегетарианства" (изд. "Посредника", I) г.
М. И. говорит (стр. 97): "возражение это вполне основательно.
Если не есть мяса, не надо носить ни кожаной обуви, ни меховых шуб.
Человеку, решившемуся вегетарианствовать, предстоят некоторые трудности
для осуществления исключительно растительного питания, одежды и
обуви. Техника до сих пор имеет еще мало стимулов к тому, чтобы
изобрести материал для вегетарианской обуви и одежды, но ясно, что
это вопрос времени". Г-жа Анна Кингсфорд пишет ("Научные
основы вегетарианства". Изд. "Посредника", стр. 101):
"Животные истребляются не только для пищи. Искусственные потребности,
прихоти и требования моды являются новым поводом для преследования
живых существ и, вместе с тем, новою причиною, поддерживающею в
человечестве его худшие инстинкты. Человеку нужны меха, перья, рог,
слоновая кость и он считает себя в праве для удовлетворения своих
прихотей отнимать жизнь у других существ. Когда убивает животных
дикарь. нуждающийся в одежде и не умеющий ткать шерстяных материй,
он делает это по необходимости. Но чем может оправдывать свою жестокость
цивилизованный человек, которому доступны способы производства теплых
тканей, не уступающих мехам, если не превосходящих их? Убивая и
терзая живые существа, чтобы добыть их шкуры и перья, он может сослаться
на свою прихоть, на моду, на страсть к роскоши".
Когда невегетарианцы уверенно говорят о том, что ничем нельзя заменить
кожу, меха, перья и т.п., мне кажется, что они неискренни. Этим
доводом они хотят оправдать себя в том, что из-за прихотей своего
желудка они не задумываются над убийством живых существ, хотят отогнать
мысль, которую должна им подсказать их совесть, что если убийство
животных для одежды, обуви и т.п. безнравственно, то нужно же подумать
о том, как этого избежать, нужно стараться найти другие материалы
для изготовления этих предметов и, если их пока нет, то изобрести
их. В самом деле, неужели наука, открывшая лучи Рентгена, беспроволочное
телеграфирование, изготовляющая искусственно сложные органические
вещества, до сих пор производимые лишь живым организмом (мочевина),
наконец, в последние дни открывающая человечеству необозримые горизонты
новой жизни усовершенствованием воздухоплавания, - неужели эта наука
не может изобрести материалов, чтобы одеть наше тело, обуть наши
ноги, дать немудреные вещи домашнего обихода, не прибегая к мучениям
и убийству живых существ. Я думаю, что было бы оскорбительно для
человеческого разума даже ставить этот вопрос. Если же тем не менее
практически этот вопрос до сих пор мало разрешался, то виною этому
были не слабые силы науки, а простое нежелание людей отрешиться
от привычки мясоедения, которую хочется оправдать во что бы то ни
стало. Размышляя по этому поводу, я пришел к выводу, что все материалы,
получаемые от убиения животных, можно заменить материалами растительного
или даже неорганического происхождения. Приведу примеры.
Кошельки и портмоне из кожи можно заменить таковыми же из материи
или из металлических колец. Гребни, козырьки на фуражках могут быть
целлоидными. Все эти предметы существуют в продаже и теперь. Изделия
из рога и слоновой кости могут быть заменены отчасти целлоидными,
отчасти же изготовленными химическим путем из особой массы. Ремни
в иных случаях можно заменить цепочками (например, в помочах), в
других случаях плетениями из бечевок (например, в дорожных ремнях).
Чемоданы, чехлы, портфели и т.п. можно изготовлять из брезента,
непромокаемых тканей разной плотности и цвета, отчасти из искусственной
кожи. Последняя продается, например, у бр Грибш (С.-Петербург, Караванная
ул., вблизи Невского), имеется разных цветов, со всевозможными тиснениями
(книжку образцов можно иметь за 50 коп.) и очень удобна для обивки
мебели. Стоить около 2 руб. за аршин. Для упряжи можно употреблять
шерстяные и веревочные тесьмы (шерсть, ведь, получается не путем
убиения животного, а лишь путем стрижки). В продаже имеются искусственные
смушки (от 80 коп. до 2 руб. и дороже за аршин, по красоте не уступающая
настоящим (фабрики их имеются в Москве). Что касается мехов, то
их можно заменять плющом, во всяком случае, мне кажется, не представляется
особенно трудным изобрести что-либо равное им по мягкости и нетеплопроводности.
Для нетеплопроводности в зимней одежде можно сделать прокладки из
резиновой материи. Если бы появился спрос на такого рода одежду,
техника бы не замедлила пойти ему навстречу.
Известно, что в состав большинства мыл входят жиры животного происхождения.
Но есть мыло, изготовленное из растительных масел. Таково, например,
обрядовое еврейское мыло (Koscherseife), изготовляемое из кокосового
масла и употребляемое евреями при мойке посуды. Лучшие сорта этого
мыла могут заменить туалетное мыло. Мыло это легко достать в местах,
где живут евреи. В Париже туалетное вегетарианское мыло можно купить
в магазине Natura Vigor (13 - 15 rue-Notre-Dame-des Champs (6-e)
Paris).
В изготовлении большинства сыров (швейцарский, лимбургский, мещерский,
голландский и т.п.) участвует бродильное начало, получаемое из телячьего
желудка (сычуг), способствующее скорейшему створаживанию молока.
Но есть сыры, в производстве которых сычуг не участвует и получаемые
путем более продолжительного самоствораживания молока, так называемые,
кисломолочные сыры, распространенны менее первых 1.
И в этом случае человек с чуткой совестью может обойтись без пользования
продуктами убийства.
"Но чем можно заменить кожу в обуви "спрашивают невегетарианцы.
Вопрос этот мною разрешен практически уже 4 года тому назад, и я
хочу дать здесь необходимые указания, как можно изготовить вегетарианскую
обувь. Наиболее простою летнею обувью были бы сандалии с тесьмами
и, пожалуй, лапти. Но, к сожалению, светские предрассудки пока не
позволяют пользоваться этою обувью в "обществе" и потому
я перехожу к описанию более "приличной" вегетарианской
обуви.
Вопрос о том, из чего должен быть изготовлен "верх" вегетарианской
обуви, решается легко. Материалом для этого может быть сукно, брезент,
прюнель и т.п. Важнее найти не уступающий по прочности коже материал
для подошвы и каблуков. И такой материал имеется. Это - резина в
пластах, употребляемая для технических целей (например, для прокладки
в машинах). Но нужно уметь выбрать резину. Она должна быть очень
прочною, не теряя при этом своей эластичности, не крохкая и не мягкая.
Этим целям удовлетворяют некоторые сорта черной резины и в особенности
серая резина.
Фунт черной резины стоит около 4 рублей, а серой-около 2 рублей.
Купить ее можно во всех магазинах, продающих резиновые изделия,
в особенности в магазинах Российско-Американской Резиновой Мануфактуры
и Проводника. Мне удалось купить в магазине Септера (Киев, Крещатик)
серые резиновые подошвы фабрики Российско-Американской Резиновой
Мануфактуры замечательной крепости, и эти подошвы я больше всего
рекомендую (стоят они 1 руб. 80 к. пара). Резиновые каблуки (очень
распространенные в последнее время) можно купить в тех же магазинах.
В качестве основы (прокладки), к которой прикрепляется с одной стороны
матерчатый верх, а с нижней - резиновая подошва, я употребляю плотную
клеенку, сложенную вдвое, к которой и пришивается подошва и верх.
Если подошва толстая, то можно удовлетвориться ею одною. В этом
случае для дратвы, прикрепляющей подошву к верху, должны быть сделаны
снаружи подошвы неглубокие ровики, чтобы при ходьбе дратва не стиралась.
Если же резиновая подошва тонка, то снаружи к ней можно подклеить
посредством резинового клея еще подметку из такой же серой или иной
резины и подметку эту подбить по краям деревянными гвоздиками (работа
эта настолько несложна, что может быть исполнена без помощи сапожника).
Резиновый клей приготовляется из особенной коричнево-черной резины,
продаваемой для этой цели в аптекарских магазинах. Резина эта режется
на мельчайшие кусочки, затем измельченная резина бросается в бензин
так, чтобы последний покрывал резину и смесь ставится в теплое место,
при чем время от времени перемешивается, пока масса не станет однородной.
Так точно приклеиваются и подбиваются деревянными гвоздями (иногда
употребляют винты) каблуки. По мере снашивания приклеенные каблуки
и подошвы легко самому заменять другими. Подкладка в вегетарианских
ботинках, боковые резины, ушки,- все это такое самое, конечно, как
и в обыкновенных ботинках. Толковый сапожник из определенных материалов
и по данным указаниям может легко сделать такую обувь. За работу
сапожники брали с меня от 2 до 4 рублей. Вообще вегетарианские ботинки
обходились от 6 до 8 рублей. Время носки было от 6 до 12 месяцев,
при чем после 6 месяцев начинал протираться верх. Заднюю часть ботинок
обязательно обшивать нетолстой черной резиной, так как без этого
ботинки легко сзади протираются при ношении галош. На это должно
быть обращено серьезное внимание. Сделанные по моим указаниям "вегетарианские"
ботинки первое время служили предметом большого любопытства моих
знакомых, и я думал, что я чуть ли не единственный человек, разрешивший
задачу о вегетарианской обуви. Но, оказывается, что в продаже уже
довольно давно имеются, т.н., "гимнастические" туфли с
шнурками, верх которых из темно-серой красивой и плотной материи,
а подошва резиновая. Они не жмут ноги, дают ей большую свободу и
сравнительно прочны. Я носил их (летом) 6 месяцев без починки. Они
облиты резиной сзади и сбоку, что увеличивает их прочность, и стоят
около 2 руб. пара. (Фабрики Российско-Американской Резиновой Мануфактуры).
Туфли эти очень элегантны и их можно носить везде, не обращая на
себя внимания. Купленные мною туфли мало пропускали испарину и в
них ноге было очень жарко. Но это зло легко устранить, положивши
в середину полотняную стельку. В ботинках же, делаемых по моим указаниям,
испарина пропускается легко, и ноге в них не более жарко, чем в
кожаных ботинках (в них сверх клеенчатой основы (прокладки) сверху
кладется слой грубого полотна). Ходить в таких ботинках очень приятно.
Они не жмут ногу, дают ей свободу (почему не бывает мозолей); эластичностью
своей они облегчают ходьбу, при ходьбе по скользкой поверхности
или при восхождении на горы они гораздо практичнее кожаных ботинок.
Опыт скоро укажет тип наиболее прочной и недорогой вегетарианской
обуви. Если бы на такую обувь появился значительный спрос, ее можно
было бы изготовлять фабричным способом, что, конечно, удешевило
бы ее стоимость.
Итак, упрек вегетарианцам в их непоследовательности при употреблении
кожи в их обиходе должен отпасть и они вправе продолжать утверждать,
что можно жить на свете, не имея на своей совести мучений и убийства
других живых существ.
А. Георгиев
1. Некоторые из
них получили распространение благодаря пикантности, которую придают
им различные и травы (зеленый травяной сыр, нигаймский, горуский
и др.). "Промышленность и техника" Т. IV, стр. 370-379.
|