Вегетарианское
обозрение, 1909 г.
ВО.7.1909, с.22-26
О современном положении вегетарианства
в России
(Доклад, читанный Иосифом Перпером 11 июля сего
года
в Московском Вегетарианском Обществе)
Годом возникновения вегетарианской идеи
в России я считаю 1878-ой, когда в журнале "Вестнике Европы"
появилась первая научная статья о вегетарианстве "Питание человека
в его настоящем и будущем", принадлежавшая перу покойного профессора
Андрея Николаевича Бекетова. Через год статья эта была издана отдельно,
а в 1880 была переведена на немецкий язык. Книжка проф. Бекетова
имела большой успех, как в России, так и в Германии. Тут будет уместным
упомянуть, что проф. Бекетов не ограничивал свою пропаганду вегетарианства
теоретической работой, но и практически проводил ее в жизнь, читая
лекции по безубойному питанию в высших учебных заведениях.
Восьмидесятые годы дают нам очень малое представление о существовании
вегетарианской идеи в России. Не то представляют из себя 90-ые годы.
Последние послужили фундаментом для современного вегетарианского
движения в России.
В 1892 г. в журнале "Вопросы философии и психологии"
появилась наша вегетарианская библия "Первая ступень"1.
Значение ее, как теперь, так и тогда было огромное.
Она и есть "первая ступень российского вегетарианского движения".
"Первая ступень" так могуче закричала о вегетарианстве,
что ее голос послышался по всей России. Кто ни прочитывал эту брошюру,
чувствовал, что вегетарианство не игрушка, что им нужно серьезно
заняться.
Периодическая пресса, как, например, журналы "Неделя",
"Наша пища", "Вестник общественной гигиены"
и газеты "Русская Жизнь", "Новое Время", "Новости"
и др. стали помещать статьи и заметки по вегетарианству. Особенно
много содействовал вегетарианскому движению журнал "Неделя",
в котором вегетарианская идея нашла горячего и серьезного пропагандиста.
В Петербурге, Киеве и др. городах вегетарианцы стали собираться
вместе. Появились в 90-ых годах первые вегетарианские домашние обеды.
Идея разрасталась, проникла на Кавказ, Урал, Туркестан и Сибирь,
и вместе с ней росло число единомышленников.
А "Первая ступень", как могучий колокол, продолжала звонить
и звать к чистой, естественной и обновленной жизни.
Призывы ее имели, как я уже отмечал, огромное значение и в 1893
году группа вегетарианцев, во главе с горячим единомышленником,
студентом Константином Николаевичем Смирновым, решается приступить
к изданию вегетарианского журнала под названием "Первая ступень".
Творец этой библии, Лев Николаевич Толстой, вошел тогда в число
сотрудников.
В № 46 "Недели" за 1893 г. появилось следующее сообщение:
"Нас просят сообщить, что в Петербурге возникла мысль издавать
вегетарианский листок, который в то же время служил бы органом и
других нравственных течений в русском обществе: трезвости, бережливости,
воздержности от табаку и проч. Лицо, предполагающее взять на себя
издание и редакторство листка, обращается к лицам, заинтересованным
в успехе этого дела, с просьбою откликнуться для совместной работы
в этом направлении".
Следует затем адрес К.Н. Смирнова. Инициатор этого дела, к сожалению
вскоре умер, а вместе с ним скончался зачатый плод - журнал "Первая
ступень".
Место журнала заменило издательство "Посредник".
В течение 1893 и 94 годов "Посредник" выпустил такие труды,
как "Этика пища", с "Первой ступенью", "Научные
основания вегетарианства", "Питание человека в его настоящем
и будущем" и "Поваренную книгу в 800 блюд". Книги
"Посредника" распространялись по всей России, пользовались
большим успехом и сеяли беспрерывно семена вегетарианства.
"Посредник" быль второй ступенью российского вегетарианского
движения. В это же время появилась вегетарианская литература других
издательств, как, например, "Поваренная книга" А.А. Суворовой,
"Зло вегетарианства" д-ра Енько, брошюры Быкова и др.
Начался прогресс вегетарианской идеи в России. В 1894 г. открылась
в Москве первая вегетарианская столовая. Прогресс движения сильно
тормозился русскими порядками и полицейскими придирками. Устраивать
собрания и читать лекции по вегетарианству во многих местах запрещалось.
Слово "вегетарианство" казалось властям чем-то страшным
и "неблагонадежным". Когда содержатель первой вегетарианской
столовой в Москве г. Silleneek, повесил вывеску с надписью на русском
и немецком языках "Вегетарианская столовая", "Vegetarisches
speisehaus", то весь немецкий текст, а также слово "вегетарианская"
было полицией зачеркнуто, осталось только одно слово "столовая".
Не теперь время и место упоминать о тех мытарствах, которые претерпели
пионеры российского вегетарианского движения. В 181J5 г. вегетарианцев
в России можно было насчитывать уже десятками тысяч. Одних духоборов
было на Кавказе около 20000 человек, не говоря уже о толстовцах,
белоризцах и др.
Духоборы были ярыми вегетарианцами. За отказ от военной службы они
подвергались жестоким наказаниям и лишениям. Для иллюстрации привожу
письмо2 одного из главных руководителей духоборцев, Петра Веригина,
писанное последним из ссылки Императрице Александре Феодоровне.
"Прошение Петра Веригина на имя Императрицы Александры Феодоровны.
Господь Бог хранит душу твою как в сей жизни, так и в будущем веке,
сестра Александра.
Я, раб Господа Иисуса Христа, живу в послании и благовествовании
Его истины. Нахожусь в ссылке с 1886 г. из Закавказской духоборческой
общины. Слово "духоборец" надо понимать, что мы в духе
и душою исповедуем Бога (смотри Евангелие: встреча Христа с Самарянкой
у колодца).
Умоляю тебя, сестра во Христе Господе - Александра, упроси супруга
своего Николая пощадить от гонения христиан на Кавказе. К тебе я
обращаюсь, потому что думаю: твое сердце более обращено к Господу
Богу. Там же сейчас более страдают женщины и дети; сотни мужей и
родителей заключены в тюрьмы и тысячи семей расселены по горским
аулам, где властями внушается жителям обращаться грубо. В особенности
на женщинах христианках это отражается тяжело! Недавно стали садить
и женщин и детей в замки. Вина с нашей стороны та, что мы по возможности
стараемся стать христианами. В некоторых поступках, может, и недоумеваем.
Тебе, вероятно, известно учение вегетарианства, мы сторонники этих
гуманитарных взглядов; недавно оставили употреблять в пищу мясо,
пить вино и много такого, что ведет к развратной жизни и затмевает
светлость души человека. Не убивая животных, мы человека лишать
жизни ни в каком случае не считаем возможным. Убивая простого человека,
даже хотя бы и разбойника, нам кажется, что мы решаемся убить Христа,
и вот в этом главная причина. Государство требует наших братий обучаться
приемам ружья, чтобы хорошо обучаться к убийству. Христиане на это
не соглашаются; их сажают в тюрьмы, бьют и морят голодом. Над сестрами
же и матерями грубо поношаются, как над женщинами, очень часто там
же с насмешками взывая: "где же ваш Бог? почему Он вас не спасает?"
Бог же наш на небеси и на земли и творит Он все, что хочет (Псал.
113 - 114). И печально более потому, что это все происходит в христианской
стране. Община наша на Кавказе состоит из около 20 тысяч человек.
Неужели такое малое количество может оказать вред государственному
организму, если с них не брали бы и солдат. Сейчас хотя и берут,
но бесполезно; 30 человек находится в Екатеринодарской крепости
в дисциплинарном батальоне, где над ними только мучаются, производя
пытку. Человека мы считаем храмом для Бога живого и готовиться к
убийству его ни в каком случае не можем, хотя бы за это нам угрожали
смертью. Самое удобное поселить нас в одном местечке, где мы и жили
бы покойно, занимаясь трудом. Все государственные повинности, в
форме податей, мы внесем, только не можем быть солдатами.
Если на это правительство сочло бы невозможным согласиться, то пусть
бы дало нам право выселиться в одно из европейских государств. Мы
охотно пошли бы в Англию или, самое удобное, в Америку, где массу
имеем братьев в Господе Иисусе Христе.
От полной души прошу Господа о благоденствии Вашей семьи.
Раб Христа Петр, живущий в ссылке в Тобольской губернии".
Это письмо и другие хлопоты оказали известное влияние и в 1899 г.
началось переселение духоборцев в Канаду.
1-го декабря 1901 г. возникло в Петербурге первое российское вегетарианское
общество. Члены этого общества деятельно работали. Был выпущен первый
указатель русской вегетарианской литературы, составлен устав общества,
который принят всеми существующими теперь в России вегетарианскими
обществами, была основана вегетарианская библиотека, и там же народился
первый российский вегетарианский орган "Вегетарианский Вестник",
скончавшийся после полутора годового существования.
Но как ни кратко было существование органа, он сделал многое. Вегетарианская
идея получила в лице "Вегетарианского Вестника" действительно
вестника, который в течение 18 месяцев беспрерывно извещал о сущности
и значении вегетарианства.
В 1904 г. возникло варшавское вегетарианское общество, в 1908 г.
Киевское и кишиневское, и в 1909 г. московское.
Таким образом, в настоящее время имеются в России 5 вегетарианских
обществ.
В 1908 г. вегетарианское общество имело возникнуть в Одессе, но
тамошняя власть нашла неправильным какой-то параграф устава (к слову
сказать, устав одесского вегетарианского общества был точной копией
устава других легализованных вегетарианских обществ в России), и
общество не было утверждено.
В начале 1909 года был основан журнал "Вегетарианское Обозрение".
Сделав краткий исторический очерк вегетарианского движения в прошлом,
перехожу к современному положению вегетарианства в России.
В июне настоящего года петербургское вегетарианское общество выпустило
"Отчет о состоянии и деятельности общества за 1908 г.".
Из последнего видно, что число всех членов общества достигает 158
человек и что в 1908 г. были прочитаны несколько лекций по вегетарианству,
приобретено было несколько книг и журналов для вегетарианской библиотеки,
и больше ничего. Состояние, значит, в общем печальное. Не лучше
обстоит дело и с варшавским обществом. Последнее о себе совсем мало
дает знать. Киевское же общество, сделавшее еще в прошлом году большие
успехи, теперь благодаря конфликту, происшедшему в совете общества
и вызвавшему уход главных деятелей и основателей общества М.М. Пудавова
и Е.Д. Кондратковской, обречено на бездеятельное и бесплодное существование.
Кишиневское общество, основанное недавно, еще очень молодо, в нем
всего двадцать членов и деятельность его лишь только что началась
открытием вегетарианской столовой. То же самое можно сказать и о
московском обществе.
И Кишиневское, и Московское общества, представляют из себя растения,
стебли которых еще не выросли.
Таким образом, приходится констатировать, что официальное, или,
лучше сказать, общественное, урегулированное и зарегистрированное
движение вегетарианства в России находится в настоящее время на
довольно низкой ступени развития. О причинах этого, а также об удалении
этих данных, служащих тормозом вегетарианского движения в России,
я коснусь дальше.
Теперь перейду к освещению незарегистрированной стороны вегетарианского
движения в России.
Эта сторона движения блестяща. В нем сказались черты русского народа:
широта размаха и горячая вера. Я уже говорил о предполагавшемся
в 1893 г. издании журнала "Первая ступень". Горячий, идейный
Смирнов решает приступить к изданию органа. Еще нет вегетарианских
обществ, еще нет вегетарианских столовых, помощи почти неоткуда
ждать, но русское горячее сердце, зажженное лучами великого солнца,
Л.Н. Толстого, не боится препятствий, оно горит, разгорается, и
только смерть могла потушить этот факел.
И, если мы проследим дальнейший ход движения, мы заметим, что вся
русская вегетарианская литература возникла вне обществ, вне официальности.
И умерший "Вегетарианский Вестник", и родившееся "Вегетарианское
Обозрение" были основаны без содействия всяких обществ.
Какой-то огромный, стихийный, могучий поток представляло из себя
духоборческое движение, поток этот бурно катился, заражал естественной
жизнью окружающих и стремится вперед еще и теперь. То тут, то там
раздавались голоса единомышленников, не бывших и не желавших даже
стать членами каких-либо обществ. В каком же состоянии эта область
теперь?
Вегетарианская идея распространена уже по всей России. Единомышленников,
хотя и в ограниченном числе, можно теперь повсюду встретить. Домашний
вегетарианский обед можно найти в любом городе.
Число вегетарианских столовых, колоний и естественных лечебниц все
более нарождается. Литература увеличивается и быстро растет. Уже
не хихикает периодическая пресса, а уделяет вегетарианству целые
столбцы. В маленьких, глухих местечках, городах и селах, живут никому
неведомые ветераны-борцы и творят свое скромное, маленькое дело:
распространение вегетарианской идеи.
Как изучающему вегетарианское движение, мне подобные факты хорошо
известны. Даже в тюрьмах, в далекой холодной Сибири пропаганда вегетарианства
не замолкает.
И растет наше движение, и могучими потоками льется оно по всей России,
захватывая все новые ручейки и увеличивая свои чистые кристальные
воды.
Конечно, пяти существующим теперь вегетарианским обществам не охватить
этот поток и не направить его по желаемому руслу. Для этого нужна
одна могущественная всеобщая российская организация. Такой организацией
мог бы быть Всероссийский Вегетарианский Союз.
История интернационального вегетарианского движения учит нас, что
разрозненные силы отдельных вегетарианцев и обществ всегда находили
могущественную поддержку в подобных союзах. Особенно же важен такой
союз у нас в России. С большим трудом, о котором считаю нескромным
распространяться, удалось мне основать Кишиневское общество; то
же самое, и, может быть, еще в большой мере, приходилось испытать
и другим основателям подобных обществ.
Ничего нет удивительного, что при современных условиях русской жизни
общества нарождаются так редко: нужны для этого люди с особой волей,
твердо добивающиеся своих целей. Между тем, "Всероссийский
Вегетарианский Союз", имея право открывать свои отделения повсюду,
сохранил бы энергию этих лиц и скопил бы их в одно целое.
Я уже указывал на случай в Одессе, - ведь то, что случилось там,
где устав не был утвержден, может случиться завтра в другом месте.
В этом и причина слабости официального вегетарианского движения
в России. Отсутствие центра, отсутствие той точки, в которой все
линии, т.е. отдельные общества, могли бы перекрещиваться. Подобный
центр необходимо создать, и как можно скорее.
Очень просто и хорошо выразил ту же мысль сотрудник "Вегетарианского
Обозрения" М.М. Пудавов:
"В единении сила и залог успеха дела. При желании и обособленная
единица иногда может сделать что-либо на пользу дела, но со смертью
этого лица все останавливается, и подчас гибнут все затраченные
труды и средства. Поэтому нужна такая организация, чтобы дело было
вне зависимости от какого-либо отдельного лица, которое может по
тем или иным причинам уйти от дела, необходимо, чтобы энергия, знание,
опыт и вообще все труды и затраченные материальные средства не пропадали
бы после ухода кого-либо, но, чтобы дело продолжало идти своим порядком,
руководимое, хотя новыми лицами, но воодушевленными теми же стремлениями,
во имя которых работал ушедший.
"Вот почему я горячо призываю всех, кто интересуется вегетарианской
идеей, объединиться (см. проект Всероссийского Вегетарианского Общества,
в № 1 "Вегетарианского Обозрения"). Своей объединенностью
мы должны создать среду, которая поддерживала бы каждого из нас
и не давала бы возможности ненормальным условиям жизни нравственно
уродовать и засасывать нас в тину напрасной скорби, болезней и страданий".
И "Всероссийский Вегетарианский Союз" не вместит в себе
все российское вегетарианское движение. Будут тысячи и десятки тысяч
вегетарианцев, которые не зачислятся в члены, а будут по-прежнему
работать, заниматься пропагандой вегетарианства, не считаясь ни
с какими официальными вегетарианскими рамками.
Это не должно нас смущать.
"Всероссийский Вегетарианский Союз" поможет тем силам,
которые нуждаются в нем, которые без него не могут сорганизоваться
и стать на ноги.
С устройством союза, так называемое зарегистрированное, общественное
вегетарианское движение подымится на должную высоту, станет действительно
фактором жизненности, любви и сострадания ко всему живому, и разольется,
как и другая половина его, неофициальная, по всей России, разнося
повсюду семена вегетарианства и, облегчая этим пропаганду многим
отдельным единомышленникам и целым группам.
Задачей каждого сознательного вегетарианца и вегетарианского общества
в настоящее время является, по моему мнению, содействие устройству
подобного Союза.
Пусть же Московское Вегетарианское Общество заложит первый кирпич
в фундамент грядущей постройки.
Я твердо верю, что каменщики найдутся, и постройка будет быстро
закончена.
1. Более подробно
о "Первой ступени" я коснулся в № 1 и 2 "Вегетарианского
Обозрения" в статьях "Л.Н. Толстой как вегетарианец".
2. П. Бирюков.
"Духоборцы. Сборник статей, воспоминаний, писем и других документов".
Стр. 74.
|