«ВИТА» центр защиты прав животных
Главная страница / Home    Карта сайта / Map    Контакты / Contacts


RUS        ENG
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ВЕГЕТАРИАНСТВО МЕХ СОБАКИ ГУМАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Видео Фото Книги Листовки Закон НОВОСТИ О нас Как помочь? Вестник СМИ Ссылки ФОРУМ Контакты

ВЕГЕТАРИАНСТВО
История
Этика
Веганство
Здоровье
Экология
Еда - этичная пища
Потребление мяса и голод в мире
Человек - не хищник
Беременность и дети
Мясо - не еда
Рыба чувствует боль
Молоко жестоко
Яйца убивают цыплят
Трансген
Почему веганы не едят мёд
Религия
Cпорт
Знаменитые вегетарианцы
Этичные товары
Цитаты
Часто задаваемые вопросы
Книги
Листовки и плакаты
Сайты
Видео


О нас
Наши принципы
Как нам помочь?
Вкусное предложение: Веганская кухня
Условия использования информации
Волонтерский отдел
Часто задаваемые вопросы
Вестник Виты
Цитаты
Календарь
Как подать заявление в полицию
Форум
Контакты



ПОИСК НА САЙТЕ:

БИОЭТИКА - почтой


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ "ВИТЫ" | RSS
Имя:
E-mail:
yandex-money
№ нашего кошелька: 41001212449697

youtube   youtube   vkontakte   Instagram
     

Листовки:

Формат Doc. 180 Kb
Формат doc. 180 Kb

Плакаты:
Плакат. Формат jpg. 180 Kb
Формат jpg. 180Kb

Вегетарианское обозрение, Киев, 1910 г.
(Избранные статьи)

Научное исследование вегетарианства

Профессора И. Лефевра

№1, с. 17-22

I

Вам, читатель, наверное, приходилось присутствовать на спорах о вегетарианстве. – Это ведь один из очередных вопросов. «Вегетарианцы – это какие-то оригиналы, маньяки с неприятными, а иногда и опасными затеями, – объясняет кто-то с жаром, – готовые всегда противоречить, проникнутые духом quasi-революционной реформы, они стремятся к тому, чтобы убедить человечество питаться травами и кореньями, как дикари или заблудившийся в глубине лесов путешественник. Не признавая благ прогресса современной нам цивилизации, забывая или вовсе не зная данных науки, они хотят повести нас к тяжелому аскетизму при помощи такого отвратительного режима, который едва-едва удовлетворителен для рабочего скота!

К счастью эти маньяки сталкиваются со здравым рассудком народа, и там, где они надеялись вербовать адептов в пользу коровьего и лошадиного режима, встречают лишь презрительные улыбки...

Вы, читатель, в свою очередь настаивали на том, что нельзя не есть мяса. – По пятницам и вообще в те дни, когда я ем постное, чувствую себя скверно, – сказали Вы. – Впрочем мой случай не исключительный: сама г-жа X., здоровье которой цветуще, давно отказалась поститься и это несмотря на сильное ее желание следовать за правилами церкви точно. Представляю, судить Вам, что сталось бы с нами – анемиками и неврастениками, если бы мы за чашкой кофе и рюмкой водки отказались и от мяса, которое является самой здоровой и самой необходимой пищей, что только уготовано нам Промыслом Божьим...

Вы совершенно правы, – ответили Вам, надо уважать намерения Промысла Божья и не забывать, что Бог сотворил животных для того, чтобы есть их. Для чего другого они годятся? И что бы стало с ними?.. И затем не надо забывать, что вегетарианство, колебля благосостояние колбасников и мясников, могло бы быть причиной настоящей социальной революции...

И так, с какой бы точки зрения ни рассматривать вегетарианство, – оно опасно и абсурдно!..

И этими тяжелыми мыслями разговор заканчивается. Вегетарианство осуждено.

Но позвольте, читатель, снова поднять этот вопрос и заявить Вам с самого начала, что Вас обманули, что Вы ошиблись и что Ваш взгляд на вегетарианство фальшив! Зная, что такое вегетарианство, так как я изучил его близко, – я должен восстановить истину, должен дать точные сведения о вегетарианстве и вегетарианцах тем, кто бы захотел познакомиться с этим вопросом не только из салонных разговоров. – Я хочу, чтобы Вы поняли, что существует вегетарианское движение, что вегетарианство старо, как стар свет, что оно было поддержано самыми великими людьми, что оно не есть продукт воображения больной головы, а соответствует научной действительности. Одним словом хочу доказать, что вегетарианству нас учат – общая биология, анатомия, физиология, физика и химия живых существ, что оно вызывается общественными задачами и подтверждается здравым смыслом.

Вопрос обширен. Мы удовлетворимся, однако, в этой главе общими чертами исторических основ вегетарианства, останавливаясь дольше на ускоренном ходе его в нашу эпоху.

II

Исторические исследования о вегетарианстве

Моралисты, законодатели и основатели научных, философских или религиозных школ самых отдаленных времен были против всяких излишеств в пище, проповедуя своим согражданам, ученикам или последователям воздержание от какого бы то ни было мяса животного.

Нет надобности начинать с эпохи магов, мудрецов Индии, примитивного Китая и старого Египта – эпохи, в которой вегетарианство было в большом почете, вспомним, что у евреев Назареи практиковали полное воздержание.

Пеласги питались фруктами, и Триптолем в своем примитивном законе говорит: «Помните, что мяса животных вам не дано есть».

Известно, что Пифагорейцы ели: смокву, сыр, разные овощи, мед и хлеб. Сам Пифагор, который умер, имея от роду свыше ста лет, говорил о мясе: «О, смертные, страшитесь осквернять свое тело такою плохою пищею».

Платон разрешал употребление мяса только солдатам; говоря о пище граждан своей идеальной республики, он писал: «Пищей им будет мука, ячменная и пшеничная, из которой они будут себе печь хлеб и сухари; соль, маслины, сыр, цибуля и другие овощи – будут главными элементами пищи. Относительно же десерта, будут иметь: смокву, горох и бобы... Только таким образом живя, полные спокойствия и здоровья, они будут умирать в глубокой старости, оставляя в наследство детям эту прекрасную жизнь». Сам Платон, будучи очень воздержным, питался больше всего смоквой.

Неоплатоники Александрийской школы: Лонгин, Жамблик, Порфир – вернулись к принципам своего учителя. В своем длинном сочинении относительно воздержания от мяса животных Порфир в сильных выражениях показывает свой ужас против мяса: «Если даже все волки и коршуны земли засвидетельствуют употребление мяса, мы не сможем согласиться признать это за истину»!..

Тех же самых мыслей были и другие мыслители того времени. Хрисип, Социон и Секстус внушили их и Сенеке, который был сторонником вегетарианской пищи. Красивая речь Плутарха против употребления мяса заключает в себе следующее четыре пункта:

1. Нет ничего естественнее того отвращения, которое мы испытываем, когда едим мясо животных;

2. Только жестокая нужда могла заставить первых людей есть мясо;

3. Употреблять мясную пищу значит обнаруживать свою неблагодарность, варварство и беспорядочную чувственность;

4. У человека нет конституции плотоядного животного.

И знаменитый историк-моралист прибавляет: «Вы говорите о диких чудовищах, о пантерах и львах, а между тем, по жестокости вы нисколько не уступаете этим животным, ибо они прибегают к убийству ради пищи, а вы с целью доставить себе удовольствие, и чтобы скрыть ужас, вы еще прибегаете к искусственным приемам.

Овидий написал чисто вегетарианское исповедание веры, которое вложил в уста Пифагора. После того как показал позор убийства животных, он говорит: «Не так было в ту счастливую эпоху, которую зовем золотым веком; довольный растениями и плодами, которые производит земля, человек не осквернял своих уст кровью животных... Откажитесь от этого преступного обычая; слушайте, что я говорю вам, и поймите, что, поедая мясо того вола, которого вы убили, вы поедаете того, который вспахал вам ваше поле... Можете убивать животных вредоносных; но довольствуйтесь убийством и не поедайте их, ибо ваша пища суть овощи»...

Никто, конечно, не может забыть того факта, что отцы церкви тоже были против ядения мяса. «Мы берем пример с волков и тигров, – восклицает Иоанн Хризостом. – Мы даже хуже их, потому что Бог даровал нам чувство справедливости».

А Климент Александрийский говорил: «Мы должны остерегаться мясной пищи. Разве у нас нет всевозможных фруктов, молока и всевозможного рода консервов? Те, что собираются вокруг столов, слишком нагруженных, питают в себе болезни и развивают самую постыдную из всех болезней, которую я назову сатаной чрева».

Вы, без сомнения, возразите, что все эти истины древности не могут быть применимы ни к нашим климатам, ни к нашей жизни переутомленных поколений. – Обратимся поэтому и к мыслителям наших стран последней эпохи.

Должен ли я еще напоминать о том, что церковь, заботясь не только о душе, но и о теле, своих членов советовала верующим и в особенности пастырям поститься и воздерживаться? – И если с течением времени церковь сделала уступки обычаям и суевериям людей, то некоторые религиозные секты сохранили в целости весь первоначальный порядок; и эти секты суть именно те, которые обеспечивают своим последователям самую продолжительную жизнь на земле.

Знаменитый ученый Гассенди, который жил в XVII-м веке, был стойким вегетарианцем. «Действительно, писал он химику Ван-Хельмоту, – что человек питается мясом; но ведь сколько вещей он ни делает против своей натуры! Устройство наших зубов говорит о том, что природа не создала нас плотоядными. У плотоядных животных – льва, волка, собаки и др., зубы длинные, конические, неровные и расположены порознь. У животных же травоядных – лошади, коровы, овцы и др. – зубы короткие, широкие, ровные и расположены в порядке. Наши зубы принадлежать ко второй категории».

В своей докторской диссертации Гассенди ставит себе задачею доказать, что мясо совсем не входит в естественный режим человека и что животная пища безусловно вредна для человека.

Jean Ray, английский ученый-ботаник, говоря о растительном царстве, выражается так: «В этом неистощимом магазине собрано с избытком все, что требуется для нас как пища и все, что может нас освежить и доставить удовольствие. Ах! как трогательно, свято и невинно зрелище стола, приготовленного из продуктов этого царства, и какая разница между ним и тою пищею, что приготовлена из вонючего мяса убитых животных! И факт несомненный, что человек не владеет организацией плотоядного существа... В заключении, наши огороды представляют нам удовольствия, какие только доступны нашему воображению, в то время как бойня и мясная лавка наполнены кровью и нестерпимым смрадом».

Великий Боссюэт нисколько не колебался, когда приписывал физическое и нравственное падение людей тому, что они питаются трупами. «В те времена, когда люди брали свою пищу без насилия, ибо они питались зрелыми плодами, – пища являлась, без всякого сомнения, следствием их первоначал ной невинности... Сегодня, чтобы кормиться, мы прибегаем к пролитию крови, несмотря на тот ужас, который она нам внушает, и все наши искусственные приемы, к которым мы прибегаем при приготовлении наших блюд, едва-едва достаточны лишь для того, чтобы замаскировать те трупы, которые мы едим, чтобы насытиться».

Перо Вольтера не могло пройти молча мимо безобразий плотоядного человека. В «письмах одного индейца» знаменитый сатирик открывает секреты европейской кухни с ее отвратительными запахами мяса и жира.

Кто не знает, что Дидро и Ж.-Ж. Руссо тоже были горячими защитниками вегетарианства? Первый доказывал, что люди, втыкая нож в горло животных, утверждаются в жестокости. Что же касается автора Емилии, то он устанавливает, что «крестьянки кушают меньше мяса и больше овощей, чем городские женщины; этот растительный режим очень благоприятствует и им и их детям. Когда они состоят кормилицами детей у горожан, то им дается мясо в расчете, что суп и бульон из мяса увеличат и улучшат молоко. Я, – говорит автор – совсем не разделяю этого мнения, и опыт нас убеждает, что дети, вскормленные таким образом, больше страдают коликами и солитером. Да иначе и быть не может: ибо, если растительная пища признана самой хорошей для дитяти, то почему животная пища должна быть лучше для кормилиц?...»

Закоренелым трупоедам рекомендую подумать над следующей страницей из английского поэта Шелли:

«Сравнительная анатомия показывает нам, что человек из породы плодоядных, и не имеет ни когтей, чтобы схватывать добычу, ни острых зубов, чтобы разрывать ее живой, как это делают плотоядные животные. Первоклассный мандарин, с ногтями длиною в два пальца, нашел бы, что ногти его все-таки недостаточны, чтобы разорвать даже зайца... Всех, кому дороги счастье и правда, я умоляю посвятить себя изучению вегетарианства... Несмотря на все превосходство растительной пищи, жертвы своими аппетитами и своими предрассудками можно ожидать, однако только от людей светлого ума..., потому что не думающие – эти близорукие жертвы болезней – предпочитают вообще облегчить свои страдания лекарствами, вместо того чтобы предупредить их появление естественной пищей...»

Шелли далее останавливает внимание людей на те громадные экономические и социальные результаты, которые повлечет за собой реформа пищи.

Достойны внимания также красивые мысли Мишле: «У нас произошла крупная революция, мы отказались от французского умеренного режима и пристрастились все больше и больше к тяжелой и кровавой кухне наших соседей. Но самое крупное зло состоит в том, что этот же режим мы применяем и к детям. Странное зрелище видеть мать, дающую своей собственной дочери, которую вчера еще кормила своей грудью, эту грубую пищу из кровавого мяса и такие возбуждающие напитки, как вино, чай, кофе и др.!... И потом эта мать удивляется, когда видит свою дочь раздражительной, грубой, страстной. Она должна была быть наказанной, ибо не поняла той ужасной вещи, что пробуждение этих чувств у нашей французской расы – пробуждение и без того очень раннее, еще более ускоряется этим режимом. Вместо того чтобы укреплять организм, этот режим возбуждает его, ослабляет и расстраивает в нервном отношении...

Ламартин, которого мать воспитала в принципах вегетарианства, рассказывал, что до 12 лет он питался исключительно хлебом, овощами, молоком и фруктами. «Я чувствовал себя вполне здоровым, мое развитие нисколько не запоздало, и, может быть, этому режиму я и обязан своим чистым лицом, своей особенно чувствительной впечатлительностью, ясной сладостью юмора и характера, который я сохранил и до сих пор».

Верный материнскому воспитанию, Ламартин пишет следующие строки, которых не надо забывать:

...Людям, чтобы утолить свой голод,

Не хватило тех фруктов, что Господь им предназначил...

Преступлением против Бога, которое всю природу сотрясло,

Они просят крови, другого питанья;

И в их грязных городах она течет ручьями!

А трупы образуют целые курганы.

Они ловят за ногу в цветущих лугах

Овцу неповинную, что их руку вскормила,

Убивают ее без зазрения в присутствии ягненка

И тризну справляют на месте убийства...

«Таким образом, – говорит Bonnejoy – вегетарианство может гордиться темь, что два поэта из самых выдающихся – один в древности, другой в наши времена – Овидий и Ламартин посвятили ему самые прекрасные стихи!...»

Кажется, что этих образцов достаточно. Но я напомню еще, что и самые выдающиеся люди науки тоже были за вегетарианство. Мы видели, как выражаются о нем Гассенди и Жан Рей; нужно еще упомянуть Паскаля, Ньютона, Франклина, весь Порт-Рояль и многих других более или менее знаменитых ученых, которые были или вегетарианцами или склонялись к доктрине вегетарианства.

Великий Жорж Кювье, маэстро натуралистов и отец сравнительной анатомии положительно утверждает, что человек имеет организацию, для питания которой требуются главным образом фрукты, коренья и вообще овощи.

После тщательного исследования устройства зубов у человека и сравнения их с зубами других животных, профессор Эдвард Мильке пришел к заключению, что человеку свойственно исключительно вегетарианское питание.

Дюжарден-Бомец, один из выдающихся медиков терапевтиков говорит, что человек на заре своего происхождения должен был быть вегетарианцем!

Упомянуть ли мне еще докторов: Юшарда, Лукас-Шампионера, Робена, Райха, Виллиамса и др., которые все говорят за вегетарианский режим? Или может быть, я недостаточно показал, что вегетарианство не есть детская или сумасбродная доктрина, как выражаются некоторые, как это было показано в начале этой статьи?

Вот почему, опираясь на авторитет самых выдающихся людей духа, которыми человечество может по праву гордиться, да будет мне теперь позволено заключить, что вегетарианство заслуживает быть изучено самым серьезным образом.

№2, с. 9-17

Из всего вышеизложенного легко можно видеть, что вегетарианцы вовсе не являются новаторами. Они, как очень хорошо о них было сказано, только «восстанавливают честь закона, освященного авторитетом веков».

И не смотря на это, надо заметить, что до половины XIX-го века наше современное европейское общество насчитывало очень мало адептов вегетарианства, и при этом последние были изолированы друг от друга и не имели никакой связи между собою. Вот почему еще так недавно д-р Боннежуа говорил, что «вегетарианство для нашей генерации является некоторым образом новостью».

Невольно напрашивается вопрос, почему же вегетарианство, пользовавшееся столько времени всеобщим вниманием, затмилось на момент; и откуда взялась та сила, которая вновь вызвала вегетарианство к жизни? Постараемся разобраться в этом.

Острое трупоядение, которое охватило все ступени общественной лестницы, существует не более ста лет. Весьма возможно, что революция 1793 г., вслед за новым распределением имуществ сильных мира сего, очень много способствовала тому, что новообразовавшаяся буржуазия пошла по дороге скотского удовлетворения грубых инстинктов. Этот взгляд не лишен основания. Известно, каково было происхождение Директории. Это было только началом. «Grimod de la Reyniere» в «Альманахе обжор» за 1803 год, описывая настроение своих современников, говорит, что «чувства их не идут дальше ощущений, а желания ограничиваются желанием поесть»...

Гримо несколько раз останавливается на описании именно страсти к трупоядению. На обложке первого своего альманаха он представляет библиотеку обжоры XIX века. Шкаф со стеклянными дверцами полон всевозможными трупами. Впереди два стола гнутся под тяжестью блюд из трупов животных, а сверху, с потолка висит на подобии люстры... огромнейший окорок!

Эксплуатируя с настоящим цинизмом этот порок своих современников, Гримо имел многих подражателей.

Начало XIX-го столетия дает нам странное зрелище литераторов, посвятивших свои силы прославлению плотоядной страсти, среди которых Бершу и знаменитый Бриан-Саварен.

Скоро, однако, под влиянием докторов, трупоядение получило официальное освящение науки. Вечно бессильная и вечно в поисках за неиспользованными методами и лекарствами, медицина к половине ХIХ-го века остановилась на сильнодействующих веществах. Медицине показалось недостаточным рекомендовать «благодетельные» вина Франции и Испании. Мясо с кровью, сырое или жареное, стали прописывать хилым и анемичным от быстрого роста детям. Английский бифштекс и ростбиф сделались типичным укрепляющим питанием и по приказу врача заменили традиционный суп из овощей. С момента отлучения детей от груди вообразили, что хорошо давать им мясной соус испод жаркого, а в тяжелых случаях рахитизма и золотухи не замедлили давать детям в руки вместо пирожного кусок сырого мяса с кровью. Эти ложные укрепляющие средства привели за собой ряд возбудителей. Кофе, чай, шампанское, коньяк и всевозможные ликеры по указу врача заняли почетное место на столе даже в тех домах, где желали даже с большими жертвами иметь гигиеническую пищу. И все это делалось в надежде приобрести вместе с здоровьем силу для удовлетворения требований эпохи интенсивной деятельности.

То, что случилось вследствие этого, известно многим из моих читателей. Развилось много нервных болезней, бесконечное множество видов артритизма, болезней желудка и кишок, о возможном существовании которых трудно было вообразить сто лет тому назад. За все это время система возбудителей продолжала быть объектом обсуждения всех людей науки и докторов, стремившихся быть на высоте этой науки. Но система лечения посредством возбудителей и мяса животных не сдержала своего обещания; ее пришлось заменить другой.

Читатели, конечно, знают, что алкоголизм первый заплатил дань общественному негодованию. Но это было недостаточно, и борьба с алкоголизмом должна была обратить свое орудие и против трупоядения. Так это и случилось.

С некоторого времени все те лица, которые озабочены общественным здоровьем, раскрывают зло мясного режима. Доктора признают свою ошибку. Вместе с знаменитыми патологами, как Бушар и Лука Шампиониер, они признают, что употребление мяса есть постоянная причина воспаления желудка и медленного отравления организма. Вместе с выдающимися клиниками, как Дюжарден-Бомец, они свидетельствуют, что для самой большей части болезней не существует более верного режима, чем режим молочно-растительный.

Наконец, вместе с Жильбертом и Доминичем соглашаются признать ужасное множество болезнетворных микробов, которое вносится в желудок человека вместе с мясной пищей.

Что же касается врачей по специальным болезням, то, продолжая пользоваться фармацевтическими формулами и лечением водой, воздухом и теплотой, они стали запрещать больным вместе с кофе и алкоголем употребление раков, рыбы и мяса животных. Тем больным, которые непременно просят мяса, разрешают еще белое мясо птицы, но раньше всего требуют, чтобы преобладающей пищей было бы молоко, овощи и фрукты. (Только для туберкулезных больных медицина продолжает употреблять мясо в больших дозах. Профессор Рише выдумал недавно еще один экстракт из мяса для туберкулезных больных, но и этот метод уже оставлен и заменен воздушными ваннами, вентиляцией комнаты в продолжение ночи и пр.

Трупоядное лечение, кажется, таким образом, продолжает существовать под видом лишь того нечистого продукта, который вырабатывается из жира рыбы и который дается нашим бедным детям-мученикам).

Конечно, трупоядные обычаи продолжают еще царствовать в тех классах, в которых варварская роскошь считается долгом. И в этом «большом» свете еще не перестали устраивать церемониальные обеды и банкеты с дюжинами рыбных и мясных блюд. Даже больше того. Эти обычаи начинают проникать в села, которым как бы становится стыдно за свою простую и умеренную жизнь, и которые тоже претендуют на «хорошее житье» города.

Таким образом, трупоядение стоит еще прочно. Но в свою очередь, движение в пользу возрождения вегетарианства, родившееся из-за излишеств первого, начинает расширяться, и как кажется, ничто не сможет помешать его благодетельному росту.

Ниже мы постараемся нарисовать картину этого экстраординарного движения, окинув быстрым взглядом рост вегетарианства в Англии, Германии, Америке, Швейцарии и пр., высчитывая и приблизительные силы его в этих странах.

IV

Француз Глейзе был великий апостол вегетарианства XIX-го века. Он родился 26-го декабря, 1773 года. Но первая его теоретическая работа «Thalysia» или «Новое существование» появилось лишь в 1840 году. Глейзе тогда было 67 лет.

Эта замечательная работа, которая по заслугам получила название библии современного вегетарианства, не есть научный труд. Это скорее философское исследование, сентиментальное и туманное, полное странностей в роде следующих: употребление мяса есть причина некрасоты физической; растительный режим развивает красоту и проч. Так что то суеверие, против которого восстал Глейзе, не было разбито. «Thalysia», говорит Боннежуа, была лишь молнией, после которой мрак сгустился еще более.

Но зерно было брошено; оно не могло заглохнуть совсем. Идеи Глейзе, незамеченные в Франции, были встречены с распростертыми объятиями в Англии, которая стала колыбелью современного вегетарианства.

Говоря об англичанах, Глейзе в 1842 писал:

«Несчастные! Мясо губит их... Они мерзнут, как змеи и всюду ищут солнца за исключением своих островов... Но напрасно. Они носят отраву в себе. Им нужна иная теплота, и иной свет...»

И англичане приняли тот свет, который предлагал им французский философ. Пять лет спустя после этой суровой критики в Манчестере открылось большое вегетарианское общество «Vegetarian Society», которое таким образом освящало труд возрождения, предпринятый Глейзе. В скором времени число таких обществ увеличилось, разнося новую доктрину до пределов Великобритании. Сегодня в Англии насчитывается не меньше 40 таких обществ.

Самое старое общество «Vegetarian Society», упомянутое выше, в 1897 г. праздновало 50-летний юбилей своего существования. Его председателем состоит ныне профессор John Mayor; общество издает свой орган «Vegetarian Messenger» и на свои средства устраивает конференции и поддерживает всякие вегетарианские предприятия. На гербе общества начертаны следующие три буквы: V. Е. М., которые читаются так: Vegetable, Egg, Milk, то есть, растения, яйца и молоко. Это общество имеет и разветвление под названием «Daisy Society», которое, охватывает детей-вегетарианцев.

Не менее сильными, хотя они и моложе, являются общество «The London Vegetarian Society» и «The London Vegetarian Association», соединившиеся в одно под деятельным руководством г-на Hills'а. Это общество под названием «Vegetarian federal Union» имеет многочисленных членов, устраивает конференции, музыкальные вечера, выставки растительных продуктов и кулинарных инструментов и пр. Его влияние довольно значительно. Это можно видеть из рапорта одного из членов этого общества г-на Phillips'а на вегетарианском съезде 1900-го года:

«Г-н Hills, председатель общества «Vegetarian federal Union» заведует обширными мастерскими по судостроительному делу в Блаквале. Большинство служащих и рабочих в этих мастерских держатся вегетарианского режима, совершенно отказавшись от мяса, вина, пива и других спиртных напитков. Но здоровью эти рабочие нисколько не уступают остальным, в виду же того, что пища им обходится на 50% дешевле, чем мясной стол, их материальное благосостояние гораздо лучше других».

«Тот же г-н Hills устроил в 15 милях от Лондона в Викфорде (Wichford, Essex) ферму, где могут работать все безработные. Туда приходит много бедных, дошедших до последней ступени несчастья. После трех четырех дней жизни на ферме, где пища, конечно вегетарианская, они в состоянии зарабатывать ежедневно до 5-ти франков в день...».

Затем докладчик рассказывает, как общество раздает за пониженную плату беднякам из различных кварталов Лондона пищевые продукты и заключает так. «В наших рядах находятся рабочие, представители самых тяжелых отраслей труда, начиная с кузнецов и кончая канцелярскими писцами, с их сидячим образом жизни, находятся старики и немощные люди, которые, благодаря вегетарианскому режиму, приобретают вновь рабочую дееспособность, зарабатывая своим трудом насущный хлеб на фермах и пр...!»

И этот результат, дело лишь одного вегетарианского общества. А ведь таких обществ в Англии 40!.. Нет, конечно, надобности перечислить их всех. Укажем еще на «Devon County Vegetarian Society» – громадное общество, имеющее шесть разветвлений. Пропаганда вегетарианства ведется очень деятельно этим обществом; кроме собраний, конференций, практических кулинарных курсов, оно издает книги для бесплатного распространения и устраивает вегетарианские столовые в различных центрах.

Не менее влиятельны и «Irish Vegetarian Union» и «The West Ham Vegetarian Society». Каждый большой город имеет свое вегетарианское общество, которое пропагандирует идею безубойного питания, устраивая конференции, выпуская брошюры и периодические издания. Одно только общество из Манчестера имело до сих пор свыше 150 изданий. То же общество издает и периодический орган «Vegetarian Messenger», которого название раньше было: «The Vegetarian Messenger and Health Review», потом существуют еще «The Herald of the Golden Age» и «The Vegetarian», издающийся в Лондоне, Названные три органа являются столпами английской вегетарианской прессы. Затем в Англии существует целый ряд журналов с оттенком и тенденциями к вегетарианству, как например: «The Humanitarian», «The Light of Reason», «The Scottish Health Reformer» и др.

Вегетарианские рестораны существуют почти во всех больших городах Соединенного Королевства. Одним из самых лучших в Лондоне является «The Food Reform Restaurant», основанный компанией вегетарианцев с основным капиталом в 50 000 франков, затем следует ресторан «Victoria Stree», основанный г-ном Hills'ом в одном из красивейших кварталов Лондона.

В одном из номеров The Vegetarian'а г. Фармер, которому хорошо известна организация английских вегетарианских предприятий, говорит, что вегетарианские рестораны дают за 60-90 сантимов такую пищу, за которую в других ординарных ресторанах требуют не меньше 2,50 франков.

В Лондоне вообще раньше было очень много столовых и домов, где можно было достать чисто вегетарианскую пищу. Теперь их место заняли так называемые гигиенические boarding hous и столовые для умеренных, которые устраиваются компанией Aerated Bread Company, которую народ называет сокращенно ABC, где можно за дешевую плату достать кроме хлеба, который больше всего потребляется, превосходное молоко, яйца, овощи, пудинг, фрукты, кофе. Блюда здесь простые, но хорошо приготовленные, помещения чисты, а иногда роскошны и элегантны. Все это вместе взятое притягивает и вегетарианцев, хотя столовые и не строились для них специально.

В заключение, как на самую главную гостиницу для вегетарианцев в Лондоне, я должен указать Hygeia House, 5, Osnaburgh Terrace, Regents Park, и здесь остановиться, ибо недостаток места останавливает меня вдаваться в детали. Я думаю, что все вышеизложенное даст читателю представление о вегетарианском движении в Англии.

V

Десять лет спустя после Англии Германия в свою очередь была охвачена вегетарианским движением. Ныне вегетарианство в Германии процветает.

Самым старым вегетарианским обществом в Германии является Лейпцигское, основанное в 1875 году. Все члены этого общества являются в тоже время членами союза – «Deutscher Vegetarier Bund», который есть ничто иное, как соединение двух старых обществ в одно. Деятельность этого союза значительна; из местного он превратился в национальный и затем некоторым образом в пангерманский, охватив кроме Германии страны с немецким языком – Австрию и несколько Швейцарских кантонов. Периодическими органами этого общества являются Vegetarische Warte (выходит ежемесячно1) и Vegetarischer Vorwarts2 (выходит еженедельно). Кроме того, вегетарианские общества существуют в Вене, Будапеште, Цюрихе и других городах, всюду поддерживая вегетарианские рестораны и другие предприятия. Вообще вегетарианских учреждений в Германии достаточно много. Wegetarische Varte помещает объявления свыше 85 таких учреждений, но ведь здесь не входят все существующие! В число этих учреждений входят рестораны, гостиницы, санатории и пр.

В Дании благодаря деятельности двух вегетарианских обществ были устроены две вегетарианские санатории, – одна в Ютланде, а другая в Копенгагене.

С тою же силой вегетарианское движение перебросилось и в Бельгию и Голландию. В городах, как Гаага, Утрехт, Амстердам, Роттердам, Делф, Арнхем, Хаарлем и др. существуют благоустроенные вегетарианские рестораны, гостиницы и одна санатория.

Благодатную почву для себя нашла вегетарианская идея и в Америке. Так в 1899 году в Чикаго, Сан-Франциско, Портланде, Орегоне, и др. открылись превосходные вегетарианские рестораны. А в Вашингтоне существует колледж, в котором применяются вегетарианские принципы. Студенты за 1,25 франка (около 45 коп.) в день получают превосходную пищу в избытке.

С приездом в Манитобу русских духоборов, число вегетарианцев увеличилось в Америке на 7000 человек. Эти здоровые, крепкие и веселые рабочие люди, которые питаются одним лишь хлебом, фруктами и овощами, привели американцев в восторг. Теперь американцы вегетарианцы поговаривают о том, чтобы организовать земледельческие колонии на подобие духоборческих, в которых могли бы принимать участие все те вегетарианцы, которые хотят уйти из городов на лоно природы.

В Соединенных Штатах вегетарианские общества увеличиваются заметно. Пропаганда ведется не только посредством конференций, брошюр, газет и журналов, но и устройством больниц на началах вегетарианства. Так в Нью-Йорке существует госпиталь д-ра Рейнольда, в Чикаго госпиталь д-ра Андерсона, и в Battle-Creek'е санатория д-ра Келлога. Особенно интересна организация санатории д-ра Келлога. Здесь все служащие (несколько сотен) вегетарианцы. Первое место среди пищевых продуктов занимают разнообразные экстракты из орехов и других маслянистых зерен, в высшей степени питательные. В самом городе Battle-Creek'е существует свыше 20 фабрик, в которых вырабатываются именно эти экстракты для потребления на месте и для вывоза во все страны нового и старого света.

В Нью-Йорке существует с 1902 года восемь вегетарианских ресторанов. Из них упомянем специально о ресторане Мака Фаддена, названном «Physical Culture Strengh Food Restaurant». Этот ресторан находится в биржевом квартале и имеет 200 мест. Несмотря на то, что он открыт так недавно, к полудню места здесь берутся с бою.

Пища, простая, разнообразная, изобильная, состоит из овощного супа, супа ячменной муки, красных помидор; затем подаются – всевозможные каши, рис, кукуруза, пшеница, овес, ореховый Strengtfood и др. Затем существуют здесь всевозможные блюда из овощей, салаты, пудинги, фруктовые компоты, пироги из фруктов и орех, фрукты свежие и печеные, масло молочное и растительное. Мак Фадден основал еще два вегетарианских ресторана с умеренными ценами (иногда блюда доходят даже до 8 сантимов), один в Нью-Йорке, другой в Броклине. Все эти превосходные предприятия показывают, что вегетарианство далеко не желает наполнять желудки своих адептов лишь капустой и зеленый овощами. Вообще Мак Фадден очень деятельный вегетарианец. Он издает, между прочим, и два журнала, из которых Physical Culture печатается в 375 000 экземплярах и распространяется кроме Америки и в Англии.

Вообще Соединенные Штаты хорошо, представлены вегетарианской периодической прессой. Так, кроме упомянутого уже Physical Culture, здесь печатаются – The Vegetarian Magazine, Good Health, Naturopath д-ра Келлога, Hygienic Review и др.

VI

Перейдем теперь к положению дел во Франции, где вегетарианство, собственно говоря, еще не имеет своей истории, ибо оно там зачалось только вчера еще.

На выставке 1878 года в Трокадеро д-р Док, глава Швейцарской вегетарианской школы, изложив свою доктрину: «Режим, которого мы держимся сами и который мы рекомендуем и нашим больным, даже анемикам, очень несложен; он состоит из молочных продуктов, овощей, мучнистых питательных элементов, фруктов, хлеба с отрубями; мясо же и алкоголь совершенно отстраняются». И д-р Док окончил свою конференцию следующими словами: «Чем проще мы живем, тем лучше противимся болезненным влияниям и самим болезням, и весь наш организм функционирует как нельзя лучше; и напротив, неумеренные без остановки работают над собственным разрушением, и о них можно было бы по справедливости сказать: человек не умирает, а умерщвляет себя»!..

Два года спустя, в 1880 году, д-р Hurean de Villeneuve основывает в Париже вегетарианское общество и издает первый номер своей «Reforme alimentaire» (Реформа пищи), в котором он между прочим пишет и о том, как он – подагрик и ревматик сделался вегетарианцем.

Но выпущенный номер был первым и последним. «Парижское вегетарианское общество» скоро уступило свое место «Французскому вегетарианскому обществу», под руководством д-ра Goyart'a; a «Reforme alimentaire» стало выходить в иной обложке и без упоминания о предшествовавшем номере, который – кстати сказать – стал библиографической редкостью.

Но и новое Общество и новая Reforme в свою очередь тоже скоро исчезли, прожив не дольше двух лет. Не умерло, однако, французское вегетарианство; скоро оно снова должно было возродиться, чтобы никогда уж не умирать.

Еще в 1884 году д-р Боннежуа публикует свою первую работу «Принципы рационального питания». Эта работа была лишь подготовительной к тому большому исследованию, которое Боннежуа публикует в 1891 году под заглавием: «Le vegetarisme et le regime vegetarich rationnel». В предисловии к этой книге Dujardin-Beaumetz говорит, между прочим, и следующее: «Что же касается меня, нашедшего в вегетарианском режиме собственное излечение, то я счастлив воспользоваться этим случаем для того, чтобы заплатить долг признательности, обратив внимание людей медицины на этот вегетарианский режим, который является одной из основ терапевтической гигиены, защитником которой я стал».

Эти слова авторитетного учителя возымели свое действие. С другой стороны и сама книга д-ра Боннежуа пришла в свет вовремя. Всюду чувствовался упадок духа. Улетучивалась вера в докторов и в мнимые восстановители с щелочной и алкогольной основой. Многие искали спасения в другом направлении. Преуспеяние вегетарианского движения в Англии и Германии с одной стороны и новые системы лечения Кнейпа, Kuhne и Rickli и др. с другой стороны, все это направляло внимание мало-помалу к естественным методам и к соблюдению режима. Стали появляться семьи, в которых употребление мяса уменьшалось, и в которых устанавливался режим с возбудителями в малом количестве.

К 1898 году число вегетарианцев во Франции стало настолько заметным, что почувствовалась нужда сплотиться всем воедино. 23-го января 1899 года реорганизовалось на новых более прочных основах старое «Французское Вегетарианское Общество». Это возрождение было вызвано группой парижских вегетарианцев во главе с д-ром Hyssens'ом и его супругой. Составившееся бюро, во главе с председателем его д-ром Iules Grand'ом, немедленно выпустило следующее воззвание:

«Вегетарианцев во Франции гораздо больше, чем они предполагают, но причина всех их неприятностей – разобщенность. Старые предрассудки и обычаи, которые господствуют в области вопросов о пище, часто поднимали против них общественное мнение, которое редко умеет быть на стороне правды. Случалось, что люди, побуждаемые к вегетарианству собственными наблюдениями или какой-либо вегетарианской теорией, решались испробовать его на себе, но в виду того, что они часто не знали, к кому обратиться за разрешением назревших вопросов и часто оставались без поддержки единомышленников, эти люди отказывались от своих попыток и все свои неудачи в этом отношении приписывали несправедливо самому вегетарианскому режиму.

«Чтобы придти на помощь одним и чтобы оказать нравственную поддержку другим, было бы достаточно, чтобы эта мучительная разобщенность отошла в область предания.

«– Важность цели, преследуемой Французским вегетарианским обществом, гораздо больше, чем это может показаться с первого взгляда. Вегетарианство избавит наши генерации, обессиленные постоянным употреблением мяса и возбуждающих напитков, от нервности и вырождения, ибо известно, что мясо и возбуждающие напитки, лишая характер, волю и темперамент какой бы то ни было силы сопротивления, тем самым ставят в опасность будущее расы и общественной и личной морали.

Сила ошибок, которые мы должны рассыпать, требует много осмотрительности. Отстраняя какой бы то ни было ригоризм, общество наше принимает в свою среду, кроме активных членов вегетарианства лиц, которые интересуются вегетарианством, но которые лично не могут еще согласовать свою жизнь с требованиями его».

Это воззвание возымело свое действие. На первом заседании присутствовало 30 членов. Теперь число членов общества достигает нескольких сотен.3 Общество издает брошюры, устраивает конференции и собрания. Свою жизненную силу общество показало фактом созыва интернационального вегетарианского съезда в 1900 году.

Этот съезд имел место в Париже, 21 - 23 июня – дни, совпавшие с последней всемирной выставкой, и успех его превзошел всякие ожидания. На нем присутствовали вегетарианцы со всех стран. Главные вегетарианские группы были представлены на съезде видными вегетарианскими деятелями, как: гг. Hills и Oldjield от Vegetarian Federal Union, Miss May Iates от London Vegetarian Association, доктор Dock из Untere Waid, Rheinheimer из Германии, Clercg из Голландии, Nyssens из Бельгии и другие.

Общий восторг удивления вызвали некоторые английские вегетарианцы, которых отцы, а иногда и деды, были природными вегетарианцами. Они были живым воплощением тех благодеяний, которые являются следствием чистого вегетарианства; весь их вид производит впечатление сильных людей, лица красивы, физиономии веселы, цвет лица чист. Они – предмет общего любопытства; все хотят с ними говорить, щупать их, а неофиты вегетарианства, немножко скептически до сих пор смотревшие на дело, никак не могут понять, каким это образом вегетарианцы имеют свежие, здоровые лица, а не бледные и измятые, как у рахитиков и анемиков.

Здесь не место распространяться в подробностях об этом конгрессе. Кроме научных работ, которые были представлены съезду профессорами и медиками из всех стран, здесь были прочитаны очень дельные доклады относительно роста вегетарианского интернационального движения. Между прочим, на съезде были прочитаны точные данные относительно атлетов-вегетарианцев. Оказывается, что атлет-вегетарианец обнаруживает такую мускульную силу и такую терпеливость, перед которыми атлет-трупоед остается в недоумении.

На второй день конгресса «Французское Вегетарианское Общество» устроило в честь своих гостей банкет (конечно, вегетарианский) в ресторане «Le Palais du Congres». Читатель простит мне следующую маленькую, но приятную подробность: по окончании банкета, когда гости стали расходиться, хозяин ресторана подошел к председателю и заявил, что он тоже решился сделаться вегетарианцем в виду того, что все слышанное и виденное им собственными глазами на конгрессе утвердили его в истине, что вегетарианство есть выход из современного положения вещей.

Оставляю в стороне многочисленные речи и тосты, произнесенные во время съезда. Закрывая его, д-р Grand имел полное право сказать: «Впечатление, которое оставляют работы этого съезда, одно из самых благоприятных и многообещающих в будущем. Мы доказали нашу жизнеспособность и имеем право быть довольны собой. Мы должны верить, что брошенное зерно не пропадет, а принесет прекрасные плоды».

И действительно, результаты съезда большие: Французское вегетарианское общество прогрессирует гигантскими шагами. Глава бельгийского вегетарианства, д-р Hyssens недавно писал: вегетарианство во Франции развивается заметно. Со времени основания первого вегетарианского общества в Манчестере, никогда не видно было, чтобы какое-либо вегетарианское общество развивалось бы так быстро. Ни знаменитые английские общества, ни германские, голландские и швейцарские союзы не пропагандировали с таким успехом, как Французское общество. И этот успех обязан тому факту, что Французское вегетарианское общество находится под председательством человека науки, который для пропаганды идей вегетарианства выбирает дорогу доказательств посредством научных работ. При его содействии, помощью и советом, «La Reforme alimentaire» все время находится на высоте журнала для популяризации знаний, никогда не спускаясь до вещей, плохо доказываемых, и все время оставаясь в пределах умеренности, которая никогда не может обижать наших противников».

Эти справедливые слова заслуживают того, чтобы их помнить: они объясняют, почему Французское вегетарианское общество достигло равного, если не высшего благосостояния наравне с обществами Англии и Германии.

А теперь, резюмируя вышесказанное, замечу, что вегетарианство, которое практиковалось с самых древних времен и защищалось самыми выдающимися людьми, по справедливости стало в наши дни делом сильной организации, которая развивается с поразительной быстротой.

Как же объясняется этот рост современных вегетарианских доктрин? Я думаю, что сила современного вегетарианства в том, что оно стремится отделаться от своей первобытной, примитивной формы и принять силу научной истины.

№5, с.10-14

Среди пищевых продуктов, которые входят в обыкновенное питание людей, есть одни богатые азотом, другие наоборот бедные этим элементом. Одни рекомендуются вследствие их богатства углеродистыми веществами, а другие потому, что обладают минеральными элементами.

Только в исключительных случаях один и тот же продукт может содержать в себе одновременно все элементы, необходимые для поддержания жизни. Иными словами, продукты с полным питанием суть редки. Вот почему мы принуждены комбинировать обыкновенные пищевые продукты, чтоб таким образом добиться полного питания. Этого можно добиться, зная питательную ценность каждого пищевого продукта.

Приводимая ниже таблица, содержащая одни из обыкновенных продуктов, показывает в граммах содержимость химических веществ в одном килограмме4 каждого исследуемого продукта:

Название исследуемых продуктов. 5 Вода. Белковые вещества. Жировые вещества Углеродист. Вещества. Минеральн. соли
Мясо животных вообще 780 170 50 4-5 9-15
Жаркое 699 229 51,9 - 10,5
Мясо цыпленка 780 200 - - 11
Яйцо 756 122 107 5 10
Печень 720 130 35 18 14
Коровье молоко 865 36 40 55 4
Рыба 740 135 45 - 15
Пшеница 140 146 12 679 16
Ячмень 130 134 28 636 45
Овес 140 119 55 615 30
Кукуруза 177 128 70 599 11
Рис 144 64 4 781 6,8
Чечевица 115 265 25 580 16
Картофель 760 15 2 200 10
Виноград 810 7 - 150 5
Миндаль 54 242 537 72 29
Бульон 985 6 - - 3
Хлеб 330 88 10 550 17
Вермишель 131 90 3 768 8
Сыр 346 335 250 - 33,5

Из этой таблицы видно, что мясо, будучи очень богато азотом, бедно углеродистыми веществами и должно быть отнесено к продуктам неполного питания.

Напротив того, хлебные злаки, и в особенности овощи, обладают выдающейся питательной силой.

Будучи богаче азотистыми веществами, чем животное мясо, эти продукты содержат в себе много крахмала и минеральных солей. Таким образом, мы вправе утверждать, что они должны быть отнесены к продуктам вполне питательным. Хлебные злаки, впрочем, содержат только 1/5 албуминистых веществ вместо пропорции ?, как того требуют некоторые из авторов; а в рисе процент албумина даже ниже 1/10. Но разве это меняет дело? Разве не питаются целые нации исключительно хлебными злаками и овощами? А разве китайцы и японцы не питаются почти только рисом, и несмотря на это, кто может сказать, что эти нации не сильны? И раз речь идет о хлебных злаках, надо заметить, что они вполне достаточны для питания только при употреблении их с шелухой, в противном же случае они теряют свою питательную силу.

Маженди заметил, что, кормя собак одним лишь хлебом с отрубями вместо всякой другой пищи, они могут жить превосходно; кормя же их одним лишь белым хлебом, эти животные после некоторого времени околевали от недостаточного питания.

Из той же таблицы видим питательную силу яиц, молока и миндаля. Что же касается сыра, то он в самой большой степени способствует обогащению нашего стола азотистыми веществами, в то время как бульон (пол килограмма мяса на килограмм воды) кроме воды не обладает другой питательной способностью.

Богатство хлебных злаков и овощей минеральными солями тоже должно занять наше внимание. Из нижеприводимой таблицы читатель сумеет составить себе понятие об этом. Цифры столбцов обозначают количество граммов на один килограмм исследуемого пищевого продукта:

Название исследуемых продуктов Поташ [карб. Калия Сода Кальций Окись железа Фосфорная кислота
Мясо 3,7 1,00 0,24 0,04 4,1
Яйцо 1,7 2,2 1,00 0,04 3,7
Молоко 1,00 0,32 0,9 0,01 1,2
Пшеница 4,8 0,49 0,5 0,21 8,00
Белый хлеб - - - - 1,5
Черный хлеб - - - - 6,6
Рис 9,45 1,08 1,1 0,53 15,00
Овес 5,4 0,48 1,08 0,35 7,5
Чечевица 5,5 2,16 1,00 0,32 5,8
Горох 9,8 0,23 1,19 0,2 8,7
Картофель 6,6 0,29 0,26 0,03 1,7
Орех - - - - 8,7
Салат 3,7 0,81 0,48 0,54 0,96
Капуста 3,38 1,82 1,95 0,208 1,69
Цыбуля [лук] 1,75 0,224 1,54 0,308 1,05
Морковь 2,86 1,63 0,85 0,85 0,93
Грибы - - - - 10,00

Таким образом, хлебные злаки, овощи, орехи, грибы, салат богаче мяса фосфором в два раза, а железом в десять раз!

Между тем, известно, что употребление продуктов с фосфорическими веществами очень важно для питания: фосфор присутствует при зарождении ядер клеточки, иными словами, служит для возрождения живой материи, и физиологи вполне справедливо признают его самым ценным из всех химических элементов, требуемых для разумного питания.

Что же касается железа, разве оно не самый существенный элемент в процессе возрождения крови?

VII

Под рациональным питанием мы подразумеваем количество пищевых продуктов, необходимых для поддержания равновесия здоровья человека в средних летах, работающего умеренно умственно и физически.

Известно, что пища служит для пополнения потрат, понесенных организмом, и для удержания остатков энергии, что ежедневно тратится им.

Чтобы определить количество необходимых для рационального питания продуктов, Арман Готье высчитал количество материи, которая ежедневно тратится организмом. Таким образом, он нашел, что пища должна содержать 120 граммов альбумина, 50 грам. жира и 400 грам. углеродистых веществ. Есть впрочем, и другой способ для определения рационального количества пищи - способ среднего арифметического. Так, Готье, основываясь на статистических данных Парижа и взяв в соображение число жителей города и количество пищевых продуктов для потребления, определил это среднее арифметическое в: 115 грам. альбумина, 48 грам. жировых веществ, и 333 гр. углерода. Это среднее ниже предыдущего и тем более ниже того среднего, которое устанавливает Малешот для Германии, основываясь тоже на статистических данных, а именно: 120 грам. альбумина, 84 грам. жира и 400 граммов углерода. Тоже среднее для человека Парижа устанавливает Л. Лапик в: 124 грам. альбумина, 80 грам. жира и 414 грам. углерода; а господа Петенкофер и Вуа устанавливают среднее для рабочего населения в: 120, 84 и 400.

Перегорая в теле, эти материи дают 2600 - 3000 калорий6 .

Однако, сам этот принцип для определения разумного количества пищи - ложный; ибо, когда Готье, например, определяет это количество в соответствии с ежедневной тратой организма, он забывает, что сама эта трата вполне зависит от количества введенных в организм продуктов; другими словами, количество потребляемой пищи неодинаково для всех, ибо один ест меньше, другой больше. Следовательно, не надо смешивать физиологических потребностей организма с нашими привычками есть: сделать это значило бы переходить от ошибки к ошибке. В действительности, существует масса лиц, которые могут поддерживать хорошее состояние телесного равновесия количеством пищи меньше чем в 2000 калорий. Кроме этого, мы уже видели, что китайцы, арабы, японцы и другие народы поддерживают свое нормальное равновесие незначительным количеством азота. Не в праве ли мы в таком случае усомниться в необходимости для организма того количество азота, которое рекомендуют господа физиологи?!

Во время осады Парижа солдаты национальной гвардии, которым приходилось исполнять самую тяжелую работу при сильном морозе, получали не больше 60 грам. альбуминистых веществ в день, т.е. только половину того, чего требует официальная наука господ Вуа и Готье; энергия рационального питания, рекомендуемого этими господами, никогда не превышала 2500 калорий.

В этом отношении несколько опытов подтверждают эту мысль вполне. Так, Хишфельд, которого тяжесть равнялась 73 килогр., после 8-ми дневного опыта над собственным телом, установил азотное равновесие при 3400 калорий, употребляя в пищу только 42,05 грам. альбумина. Кумагава, которого тяжесть доходила до 48 килогр., развивая энергию в 2480 калорий, употреблял только 38 грам. азотистых веществ.

Пешель, при тяжести 77 килогр., смог установить азотное равновесие, употребляя только 32 грамма альбумина. Наконец, Лапик и Маретт установили названное равновесие для одного лица с тяжестью в 73 килогр., употребляя 57 грам. альбумина и доведя энергию до 3000 калорий.

К этим фактам, достойным внимания, но относящимся к опытам в течение только нескольких дней, мы можем привести очень интересные исследования г. Лапика о пищевом режиме абиссинцев и жителей Малайских островов. Абиссинцы довольствуются только мукой одного хлебного злака - durrha (Sorghum vulgare), к которой только в весьма редких случаях прибавляют немного молока или молочных продуктов, овощей или мяса.

Что же касается малайцев, то они кроме риса, который служит им самой главной пищей, еще употребляют очень малое количество рыбы и мяса. И те и другие, при среднем весе в 52 килограмма, развивают энергию в 2000 калорий при пищевом равновесии с 50-ю граммами альбумина. Если взять во внимание, что эти народы в течение веков смогли выдержать самый тяжелый труд исключительно при таком питании, то мне кажется - нет надобности доказывать химически, что это питание достаточно. Эти факты доказывают больше, чем какой бы то ни было теоретический спор.

Если держаться среднего этих данных, можно придти к заключению, что человек со средним весом в 60 килограм. Может жить и работать, развивая энергию в 2000-3000 калорий при 45 граммах альбумина.

Таким образом, мы далеко отошли от цифры в 120 граммов альбумина, которые рекомендуют некоторые авторы.

Обращаю внимание читателя на то, что, если я так долго настаивал на вопросе об излишнем употреблении азота в нашей ежедневной пище, то это потому, что вопрос этот очень важный. Полное горение азотных веществ, будучи сопряжено со значительными трудностями для лиц, которые ежедневно вводят в свой организм большое количество азота, заставляет последних страдать от этого ненормального питания, более всевозможными болезнями, начиная от артритизма [артрита] и подагры и кончая болезнями кишок, печени и почек. Из вышесказанного заключаем.

1) Лица нашего европейского буржуазного общества вводят в организм слишком большое количество азота. Это количество, представляет самое меньшее ? или ? альбуминистых веществ и развивает в общем энергию в 2600 калорий.

2) Опыт показал, что можно жить и при гораздо меньшем количестве азота, которое устанавливают авторы, если, конечно, сообразоваться с условиями жизни и климата. Этим устраняются те опасные болезни, которые являются результатом или слишком обильного питания, или пищи богатой не в меру азотом.

Когда речь идет о личности, которая развивает большую физическую деятельность, то к рациональному количеству пищи, необходимой для поддержания жизни личности, нужно прибавить еще дополнительное количество пищи, необходимое для развития указанной физической деятельности, количество пропорциональное роду и интенсивности работы. Сделанные в этом отношении вычисления установили, что обыкновенный рабочий нуждается в дополнительном количестве питательной энергии на 1500-2000 калорий.

Интересные опыты г-на Chauveau показали, однако, что организм рабочего во время работы требует лишь сахару (глюкозу), и что для совершения какой бы то ни было физической работы нет надобности в увеличении количества азота. Следовательно, было бы абсолютно бесполезно работающему физически давать больше альбуминистых веществ, чем неработающему. И так, из вышесказанного выходит, что если организм для совершения какой-либо работы нуждается в сахаре (глюкозе), то самое естественное дело - предоставить ему этот продукт, или в крайнем случае дать ему достаточное количество углеродистых и жировых веществ, способных развить нужные 2000 калорий.

Заканчивая этот вопрос, считаем необходимым прибавить, что ни алкоголь, ни кофе, ни чай не должны входить в состав рациональной пищи. Действительно, алкоголь, перегорая в наших лампах, дает 7 калорий; но не нужно забывать, что введение его в организм, дает последнему только призрачную силу, которая не что иное, как опасное раздражение нервной системы. Также обстоит дело и с кофе, и с чаем, которые не имеют никакой питательной цены. Эти предполагаемые носители энергии работают в организме лишь как возбудители, и потому дают ему только искусственную, кажущуюся силу, которую он занимает из резерва жизненной раздражительности.

Состав этих веществ в общем схож с составом некоторых мочевых остатков, и потому ни в коем случае не могут быть употребляемы как пищевые продукты.

Что касается приправ, то они сами по себе нисколько не способствуют рациональному питанию. Единственная приправа, действительно полезная, есть столовая соль, которая находится в большинстве пищевых продуктов и которая употребляется лишь для того, чтобы возвратить продуктам их натуральный вкус, который они потеряли от неумелой варки (наприм., некоторые хозяйки выливают воду, в которой варили те или иные продукты).

Наконец, известно важное влияние различных пищевых соков на пищеварение. Эти соки находятся в изобилии в большинстве овощей и потому при приготовлении пищи, для того, чтобы сохранить за ней пищеварительную силу, не надо их отстранять.

№6-7-8, с.32

Все существа, говорит натуралист Бланшар, исполняют в природе свою хорошо определенную роль. Если какое-либо растение размножается слишком чрезмерно, появляется род гусеницы, который задерживает быстрое распространение этого растения. Гусеницы, в свою очередь, чрезмерно возрастают в своем количестве, - появляется порода мышей, которая истребляет гусениц миллионами. Травоядные существа, для которых жизненные условия вообще очень легки, размножаются удивительно быстро, но различные виды плотоядных существ всегда во время задерживают их чрезмерное размножение. Если теперь мы будем рассматривать вещи с другой стороны, то зрелище представится нам еще интереснее. Трупы всевозможных животных наполняют землю всякого рода нечистотами. Но двукрылые насекомые берут на себя задачу разложения этих трупов; а четырехкрылые, в свою очередь, разрывая землю, разносят части этих трупов во все стороны. Вскоре целый муравейник личинок развивается и живет из этих отвратительных трупных остатков, частью разрушая их, частью смешивая с почвой… Миссия этих насекомых поистине благодетельна!.. Они таким образом оплодотворяют почву.

Итак, явлениями природы управляет какая-то удивительная сила и притом с математической, можно сказать, точностью. Все живые существа, под влиянием собственного инстинкта, подчиняются точным и неизменяемым законам; их жизнедеятельность управляется импульсом Промысла, который таким образом фатально движет всякое живое существо к той роли, которую оно исполняет в общем плане мироздания!..

Из вышесказанного явствует самым очевидным образом, что наряду с плодоядными и травоядными животными встречаются и плотоядные животные. Однако существование этих последних не может оправдывать еще мясного режима и не в состоянии заставить нас возвести простую роль существования плотоядных на земле в степень пищевого прототипа, необходимого для питания человека. Ведь существуют же виды животных плотоядных и трупоядных; но это обстоятельство есть не что иное, как очевидное выражение той функции, которая навязана некоторым живым существам для того, чтобы обеспечить равновесие в животном мире. В нем, в этом обстоятельстве, мы не можем видеть указания Промысла, что будто бы мясо животного предназначено в пищу человеку, или что организм мертвого животного содержит в себе действительным образом запас пищевой энергии.

Впрочем, бесполезно так долго рассуждать о том, чтобы доказать, что человек - этот венец творения - вовсе не создан для исполнения этих вторых и унизительных ролей. Тигр и ворон, акула и кит, червь и рак со всеми их разновидностями, в общем все живые существа на земле, довольствуются, должно быть, той ролью, которую им предназначила природа, среди которой они живут; и что касается выбора пищи, то животные в этом отношении следуют своему инстинкту, который никогда их не обманывает…

Если Вы до сих пор еще не убедились вполне в том, что человек не плотоядное животное, - уделите немножко внимания тому короткому анализу, который сейчас последует. Он убедит вас, что человек не плотоядное и не всеядное животное, и что он должен совершенно изгнать из своего питания мясо, какого бы то ни было происхождения.

С румынского П.Халипа


1. С 1900 г. «Veg. Warte» – двухнедельный орган. Редакция «Вегетарианского обозрения».
2. Называется теперь «Der Mensch» – двухнедельный орган. Редакция «Вегетарианского обозрения».
3. В настоящее время около 1300 членов. Редакция «Вегетарианского обозрения».
4. Килограмм - 1000 грамм. = 2,44 фун.
5. Пищевые продукты, набранные курсивом, содержат полное питание.
6. Калория есть мера теплоты и означает такое ее количество, которое необходимо для нагревания одного килограмма воды на один градус. Прим. автора.


Наверх


ВАЖНО!

Гамбургер без прикрас
Фильм поможет вам сделать первый шаг для спасения животных, людей и планеты
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПЕТИЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЕ
ЗАПРЕТ ПРИТРАВКИ

История движения за права животных в России
История движения
за права животных

Всемирный день вегана: эксклюзивное интервью с основателями веганского движения в России
Интервью с основателями
веганского движения

Петиция против использования животных в цирках
ПЕТИЦИЯ
ЗАКРОЙ
ПРЕСТУПНЫЙ ЦИРК
ЭКСТРЕННО! Требуем принять Закон о запрете тестирования косметики на животных в России
Петиция за запрет
тестов на животных

Безмолвный ковчег. Джульет Геллатли и Тони Уордл
Разоблачение убийцы
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПЕТИЦИЯ
Требуем ввести
жесткий госконтроль
за разведением
животных-компаньонов
в стране!

О "священной корове" "Москвариуме", неправовых методах и китовой тюрьме
О "священной корове" Москвариуме
неправовых методах
и китовой тюрьме

Цирк: иллюзия любви
Цирк: иллюзия любви

За кулисами цирка - 1
За кулисами цирка
За кулисами цирка - 2
За кулисами цирка 2

Самое откровенное интервью Ирины Новожиловой о цирках
Самое откровенное интервью
Ирины Новожиловой
о ситуации с цирками

Российские звёзды против цирка с животными (короткий вариант) ВИДЕО
Звёзды против цирка
с животными - ВИДЕО

О страшных зоозащитниках и беззащитных укротителях
О свирепых зоозащитниках
и беззащитных укротителях

Автореклама Цирк без животных!
Спаси животных
- закрой цирк!

Звёзды против цирка с животными - 2. Трейлер
Звёзды против цирка
с животными - 2

Открытое письмо Елены Сафоновой Путину
Открытое письмо
Елены Сафоновой
президенту

«ГУНДА» ВИКТОРА КОСАКОВСКОГО БОЛЕЕ ЧЕМ В 100 КИНОТЕАТРАХ И 40 ГОРОДАХ С 15 АПРЕЛЯ
«ГУНДА» В РОССИИ

Вега́нская кухня
Вега́нская кухня

О коррупции в госсекторе
О коррупции в госсекторе

В Комиссию по работе над Красной книгой России включили... серийного убийцу животных Ястржембского
В Комиссию по
Красной книге
включили...
серийного убийцу
Восстанови Правосудие в России. Истязания животных в цирках
Безнаказанные истязания
животных в цирках

ВИТА о правах животных
ВИТА о правах животных = вега́нстве

Грязная война против Российского Движения за права животных
Грязная война против
Российского Движения
за права животных

ГОСПОДСТВО. DOMINION. Русский перевод: ВИТА - ФИЛЬМ
ГОСПОДСТВО. DOMINION
Русский перевод: ВИТА

Какой Вы сильный!
Какой Вы сильный!

Первая веганская соцреклама
Первая веганская соцреклама

Невидимые страдания: <br>изнанка туризма<br> с дикими животными
Невидимые страдания:
изнанка туризма
с дикими животными

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк:
незаконно, жестоко, опасно

Авторекламой по мехам! ВИДЕО
Авторекламой по бездушию

ЖЕСТОКОСТЬ И<br> БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ<br>
А воз и ныне там:<br> найди пару отличий 12 лет спустя
ЖЕСТОКОСТЬ И
БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ
А воз и ныне там:
найди пару отличий 12 лет спустя

Белого медведя<br> в наморднике<br> заставляют петь и<br> танцевать в цирке
Белого медведя
в наморднике
заставляют петь и
танцевать в цирке

Великобритании запретила использование животных в цирках
Великобритании запретила
использование животных
в цирках

НОТА ПРОТЕСТА
ПОДПИШИТЕ ПЕТИЦИЮ
НОТА ПРОТЕСТА
Путину

Россию превращают в кузницу орков?
Россию превращают
в кузницу орков?

Вместо «золотых» бордюров и плитки в Москве - спасенная от пожаров Сибирь!
Вместо «золотых» бордюров
и плитки в Москве
- спасенная от пожаров Сибирь!

24 апреля - Международный день против экспериментов на животных
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ВИВИСЕКЦИИ
ВПЕРВЫЕ <br>Веганская соцреклама<br> «Животные – не еда!»<br> ко Дню Вегана
ВПЕРВЫЕ
Вега́нская соцреклама
«Животные – не еда!»

Центру защиты прав животных ВИТА стукнуло... 25 лет
Центру защиты прав животных ВИТА стукнуло... 25 лет

Концерт к Юбилею Международного Дня защиты прав животных в Саду Эрмитаж, Москва
Концерт к Юбилею Международного Дня защиты прав животных

Друзья! Поддержите
Российское Движение
за права животных

Концерт за права животных в Москве
Концерт за права животных в Москве

Спаси животных - закрой жестокий цирк в своей стране
Спаси животных - закрой жестокий цирк в своей стране

Подпишите ПЕТИЦИЮ За город, свободный от жестокости!
Подпишите ПЕТИЦИЮ
За город, свободный от жестокости!
А ну-ка, отними:<br> Аттракцион<br> невиданной щедрости<br> "МЫ ловим, а спасайте - ВЫ!"
А ну-ка, отними:
Аттракцион
невиданной щедрости
"МЫ ловим,
а спасайте - ВЫ!"

Запрет цирка с животными в США: 2 штат - Гавайи
Запрет цирка с животными в США: 2 штат - Гавайи

ПЕТИЦИЯ: Запретить контактные зоопарки – объекты пожарной опасности в торговых центрах
ПЕТИЦИЯ: Запретить контактные зоопарки

Ау! Президент, где же обещанный закон?
Президент, где обещанный закон?

В Международный день цирка стартовал бойкот жестокого цирка
Бойкот жестокого цирка

Барселона – город для вега́нов («веган-френдли»)
Барселона – город для вега́нов («веган-френдли»)

Гитлер. Фальсификация истории
Гитлер. Фальсификация истории

К 70-летию Победы. Видеоролик Виты на стихи Героя Советского Союза Эдуарда Асадова
Ко Дню Победы
Россия за запрет притравки
Яшка

ПЕТИЦИЯ За запрет операции по удалению когтей у кошки
ПЕТИЦИЯ За запрет операции
по удалению когтей у кошки
ЖЕСТОКОСТЬ И БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ:
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
"Контактный зоопарк"

Причины эскалации жестокости в России
Причины эскалации жестокости в России

Жестокость - признак деградации
Жестокость - признак деградации
1.5 млн подписей переданы президенту
1.5 млн подписей
за закон
переданы президенту

ВНИМАНИЕ! В России<br> легализуют <br> притравочные станции!
ВНИМАНИЕ
Россия XXI
легализует притравку?!
Более 150 фото притравки<br> переданы ВИТОЙ<br> Бурматову В.В.<br> в Комитет по экологии Госдумы
ПРИТРАВКА
ПОЗОР РОССИИ

Ирина Новожилова: «Сказка про белого бычка или Как власти в очередной раз закон в защиту животных принимали»<br>

«Сказка про
белого бычка»
Год собаки в России
Год собаки в России
Концерт <br>за права животных<br> у Кремля «ЭМПАТИЯ»<br> ко Дню вегана
Концерт у Кремля
за права животных

«Что-то сильно<br> не так в нашем<br> королевстве»<br>
«Что-то сильно
не так в нашем
королевстве»
Китай предпринимает<br> шаги к отказу<br> от тестирования<br> на животных
Китай предпринимает
шаги к отказу
от тестирования
на животных

Джон Фавро и диснеевская<br>«Книга джунглей»<br> спасают животных<br>
Кино без жестокости к животным

Первый Вегетарианский телеканал России - 25 июля выход в эфир<br>
Первый Вегетарианский телеканал России
25 июля выход в эфир

Биоэтика
Биоэтика

Здоровье нации
Здоровье нации. ВИДЕО

Спаси животных - закрой цирк!<br> Цирк: пытки и убийства животных
15 апреля
Международная акция
За цирк без животных!

Ранняя история Движения против цирков с животными в России. 1994-2006
Лучший аргумент
против лжи циркачей?
Факты! ВИДЕО

За запрет жестокого цирка
Спаси животных
закрой жестокий цирк

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко,
опасно

День без мяса
День без мяса

ЦИРК: ПЫТКИ ЖИВОТНЫХ
Цирк: новогодние
пытки животных

Поставщики Гермеса и Прада разоблачены: Страусят убивают ради «роскошных» сумок
Поставщики Гермеса и
Прада разоблачены

Здоровое питание для жизни – для женщин
Здоровое питание
для жизни –
для женщин

Освободите Нарнию!
Свободу Нарнии!

Веганы: ради жизни и будущего планеты. Веганское движение в России
Веганы: ради жизни
и будущего планеты.
Веганское движение
в России

Косатки на ВДНХ
Россия - 2?
В
Цирк: новогодние пытки
ПЕТИЦИЯ
Чёрный плавник
на русском языке
Российские звёзды против цирка с животными
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
Животные – не одежда!
ВИТА: история борьбы. Веганская революция
экстренного расследования
Россия, где Твоё правосудие?
Хватит цирка!
ПЕТИЦИЯ о наказании убийц белой медведицы
Россия, где правосудие?
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
4 дня из жизни морского котика
Белый кит. Белуха. Полярный дельфин
Анна Ковальчук - вегетарианка
Анна Ковальчук - вегетарианка
Ирина Новожилова:
25 лет на вегетарианстве
История зелёного движения России с участием Елены Камбуровой
История зелёного
движения России
с участием
Елены Камбуровой
 Спаси дельфина, пока он живой!
Спаси дельфина, пока он живой!
Вечное заключение
Вечное заключение
Журнал Elle в августе: о веганстве
Elle о веганстве
Россия за Международный запрет цирка
Россия за Международный запрет цирка
Выигранное
Преступники - на свободе, спасатели - под судом
Океанариум подлежит закрытию
Закрытие океанариума
Закрыть в России переездные дельфинарии!
Дельфинарий
Спаси дельфина,
пока он живой!
Ответный выстрел
Ответный выстрел
Голубь Пеля отпраздновал своё 10-летие в составе «Виты»
Голубь Пеля: 10 лет в составе «Виты»
Проводы цирка в России 2015
Проводы цирка
Россия-2015
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Девушка и амбалы
Девушка и амбалы
Hugo Boss отказывается от меха
Hugo Boss против меха
Защити жизнь - будь веганом!
Защити жизнь -
будь веганом!
Земляне
Земляне
Деятельность «шариковых» - угроза государству
Деятельность «шариковых»
- угроза государству
Почему стильные женщины России не носят мех
Победа! Узник цирка освобождён!
Океанариум - тюрьма косаток
Защитники животных наградили Олега Меньшикова Дипломом имени Эллочки-людоедки
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Меньшиков кормил богему мясом животных из Красной книги - Экспресс газета
Rambler's Top100   Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Copyright © 2003-2024 НП Центр защиты прав животных «ВИТА»
E-MAILВэб-мастер