«ВИТА» центр защиты прав животных
Главная страница / Home    Карта сайта / Map    Контакты / Contacts


RUS        ENG
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ВЕГЕТАРИАНСТВО МЕХ СОБАКИ ГУМАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Видео Фото Книги Листовки Закон НОВОСТИ О нас Как помочь? Вестник СМИ Ссылки ФОРУМ Контакты

ВЕГЕТАРИАНСТВО
История
Этика
Веганство
Здоровье
Экология
Еда - этичная пища
Потребление мяса и голод в мире
Человек - не хищник
Беременность и дети
Мясо - не еда
Рыба чувствует боль
Молоко жестоко
Яйца убивают цыплят
Трансген
Почему веганы не едят мёд
Религия
Cпорт
Знаменитые вегетарианцы
Этичные товары
Цитаты
Часто задаваемые вопросы
Книги
Листовки и плакаты
Сайты
Видео


О нас
Наши принципы
Как нам помочь?
Вкусное предложение: Веганская кухня
Условия использования информации
Волонтерский отдел
Часто задаваемые вопросы
Вестник Виты
Цитаты
Календарь
Как подать заявление в полицию
Форум
Контакты



ПОИСК НА САЙТЕ:

БИОЭТИКА - почтой


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ "ВИТЫ" | RSS
Имя:
E-mail:
yandex-money
№ нашего кошелька: 41001212449697

youtube   youtube   vkontakte   Instagram
     

Листовки:

Формат Doc. 180 Kb
Формат doc. 180 Kb

Плакаты:
Плакат. Формат jpg. 180 Kb
Формат jpg. 180Kb

Вегетарианское обозрение, Киев, 1910 г.
(Избранные статьи)

Учение Пифагора о пище. – Louis Theureau

Автор этого очерка, почтенный ученый, скончавшийся одновременно с появлением его сочинения в печати, делает попытку проследить зарождение вегетарианства еще в практической философии древних под влиянием учения о бессмертии души и в особенности о метемпсихозе или переселении душ. Отправной точкой он берет учение Пифагора и его суровый режим. В действительности, на сколько мы знаем, сиракузский философ первый вне религиозных учений открыто формулировал воздержание от мясной пищи и кроме того он имел несомненное влияние на всех последующих философов древности, являвшихся сторонниками подобного режима.

Прежде всего, автор задается вопросом, откуда Пифагор заимствовал свое учение о метемпсихозе. Относительно этого пункта существуют несколько самых разноречивых мнений. Так, одни утверждают, что это учение принесено им из Индии, где оно является, как известно, одной из основных догм брахманской религии. Другие, отрицая самую бытность Пифагора в Индии, на основании его древних биографов Диогена Лаэртийского, Порфира и Ямвлиха, указывают, как на источник его философии, на учение египетских жрецов, которые, по словам Геродота, учили «с самой глубокой древности, что, когда тело человека погибает, душа его входит в тело какого-нибудь животного и, переходя таким образом последовательно во все виды животных земных, водных и пернатых, возвращается в тело человека, и ряд этих переселений завершается в течение трех тысяч лет.1 Некоторые уверяют даже, что Пифагор позаимствовался у галлов, так как и у них переселение душ являлось одной из догм религии друидов.2 Наконец в самой Греции у ее поэтов, Гомера и в особенности у Орфея если только ему принадлежат так называемые «орфические» гимны, мы находим смутные, правда, намеки на признание души у животных. Как бы то ни было, заимствовал ли Пифагор учение о метемпсихозе у указанных народов или оно зародилось в его собственном уме, как часто зарождаются тождественные идеи одновременно у различных людей, но несомненно одно, что он положил его одной из основ своей философской системы. По его учению, души «по мере того, как исполняется время их», переходят из мертвых тел в новые живые тела людей или животных, всегда однако, – согласно учению брахманов, – сохраняя «свое личное тождество», а потому люди и животные имеют одинаковое право на жизнь.

Пифагор не только установил принцип переселения душ, возведя его в ясную определенную доктрину, но он утверждал, кроме того, что помнит свои предшествовавшие существования. Поэт-философ Эмпедокл также уверял, что он помнит свои последовательные существования в образе мальчика, девочки, дерева, птицы, рыбы. Он даже заявлял себя богом, тогда как поэт Элпий довольствовался уверением, что в нем живет душа Гомера.

Впрочем, не все же души сохраняли память о своих предшествовавших существованиях, но, как объясняет Пистон «по преданию, души, прежде чем вернуться к обитанию в теле, должны выпить некоторое количество воды из реки Леты. Те души, которых не сдерживает благоразумие, пьют больше, чем повелено, и утрачивают совершенно все воспоминания». Почти то же самое повторяет и Вергилий, когда, описывая схождение Энея в область Аида, говорит о душах, которым еще суждено вернуться в земную жизнь, но все воспоминания их о прошлой жизни изглаживаются из их памяти волшебным напитком Леты.

В силу такого верования в переселение душ ни Пифагор, ни его ученики, по крайней мере те из них, которые стремились к совершенству, не ели ни мяса животных, ни рыб, – ничего живущего, как об этом свидетельствуют многие источники.3 Сенека в CVIII послании к Люцилию объясняет воздержание этих философов их убеждением, что души беспрерывно переходят из человека в четвероногих, рыб и птиц, из животных опять в человека, а потому возможно, «не сознавая того, преследовать душу отца, ранить и разрывать зубами тело, в котором жила душа родного человека». Питаться мясом казалось им преступлением против великого мирового закона, запрещающего убивать даже животных, потому что они, как говорит Эмпедокл, «из того же рода, как и человек, единым духом животворится все, что есть во вселенной».

Между тем, Диоген Лаэртийский, один из позднейших биографов Пифагора, предполагает, что страх перед преступлением и отцеубийством являлся для философа лишь предлогом: «запрещая людям есть мясо животных, он хотел приучить их довольствоваться простой пищей без приправ и одним лишь напитком – водой, он считал, что такой режим более всего способен дать телу здоровье и ясность уму». В доказательство своего положения историк ссылается на следующая слова пифагорейца Тимея Локрийского:4 «при болезнях тела, когда исчерпаны все спасительные средства или когда они не производят желаемого действия, прибегают иногда к другим средствам, опасным по своему существу; точно также, когда не удается убедить умы людей истиной, нужно попытаться обуздать их ложью, если она может произвести на них какое-нибудь впечатление. Вот почему необходимо простым людям внушать страх перед казнями загробной жизни и уверять их, что душа меняет свои жилища, что душа труса позорно повергается в тело женщины, душа убийцы заключается в тело хищного зверя, а душа бесстыдного человека осуждена жить в свинье или в кабане». Другой биограф Пифагора, Порфир, держится также того мнения, что для пифагорейцев учение о метемпсихозе являлось лишь средством, методом нравственного совершенствования.

Как бы то ни было Пифагорейцы, представителями которых являются последовательно Эмпедокл, Эпихарм, Архитас Тарентский, Алкмеон Кротонский, Плинас, Филолай, Евдокс и многие другие, отказывались от мяса, вина и вообще излишеств пищи, питались обыкновенно свежими фигами, маслинами с сыром, сырыми или вареными овощами или, наконец, в виде изысканного блюда медом с хлебом или медовыми пирожками. Они были вполне уверены,5 что человек, ограничивающийся такого рода пищей, избегает всех болезней, потому что «большинство их происходит от несварения, являющегося в свою очередь следствием излишества в еде».

Таково было учение Пифагора по отношению к мясной пище, которого он сам по многим свидетельствам строго придерживался вопреки мнению некоторых писателей, утверждающих, что Пифагор предписывал обильное мясное питание атлетам и сам не всегда воздерживался от мяса. Тут, вероятно, смешивают Пифагора с каким-либо одноименным преподавателем атлетики.

Гораздо труднее, чем по отношению к мясной пище, выяснить себе основания, по каким Пифагор запрещал своим ученикам употребление в пищу бобов – одного из самых распространенных пищевых продуктов древней Греции и Рима. Быть может, причиной этому было то, что этот овощ, богатый азотистыми веществами и очень питательный, трудно переваривается желудком и, вызывая бессонницу или тяжелые видения, нарушает правильную деятельность мысли, «мешает исканию истины», как выражается Цицерон; кроме того, Эмпедокл уверяет, что бобы имеют свойство побуждать человека к распущенности, а Аристотель говорит, что «они походят на часть человеческого тела, которую стыд мешает ему назвать»; с другой стороны, существовало мнение, что употребление бобов в пищу делает женщин бесплодными. Запрещение это могло явиться также подражанием египетским жрецам, которые верили, что в ожидании новой жизни души умерших поселяются в бобах, а потому не ели их и даже не выносили их вида; некоторые, наконец, думали, что неупотребление в пищу бобов явилось у пифагорейцев символом их отказа от всякого участия в политике, – как известно, при народных голосованиях в древней Греции бобы играли роль теперешних шаров.

Руководился ли Пифагор каким-либо из вышеприведенных мотивов и каким именно, сказать трудно. Во всяком случае, среди философов древности это запрещение является единичным фактом, тогда как принцип вегетарианства находит себе последователей не только среди пифагорейцев, целиком воспринявших всю философскую систему своего учителя, но и среди философов других школ. Таковы, например, Гераклит Эфесский, стоики Хризипп и в особенности, Секстий и Социон, учитель Сенеки. Этот последний заимствовал даже у Пифагора учение о метемпсихозе. «Если это учение справедливо, то не есть мясо животных, значит быть неповинным в убийстве, если же оно ложно, то все же ваша воздержанность послужит вам на пользу, что же вы теряете, поверив ему»?

Сам Сенека, если не вполне следовал вегетарианскому режиму, все же всецело признавал его целесообразность. Мы находим на это подчас довольно интересные указания в его письмах к Люцилию. «Трава, говорит он, создана не только для животных, она служит пищей человеку, молодые побеги дерева точно также могут наполнить голодный желудок, на самом деле для него все равно, чем бы его ни наполняли. Если мы будем следовать законам природы, то все что нам нужно – это хлеб и вода». Не отказываясь совершенно от мяса, Сенека, тем не менее, соблюдал вообще крайнюю умеренность и совершенно отказался от вина, «убедившись, что это бесполезное излишество, а также от шампиньонов и устриц, потому что сами по себе они не питательны, а только вызывают, как пряности, аппетит у людей, уже пресыщенных, отягчающих свой желудок свыше меры».

В посланиях же Сенеки мы находим указания на знаменательное в своем роде отношение Эпикура к вопросу о пище. Этот философ наслаждения и праздности сам был проповедником вегетарианского воздержания «я охотно ссылаюсь, пишет Сенека, на речь Эпикура, чтобы опровергнуть злонамеренных людей, ищущих в его учении оправдания своим безобразиям. В его саду, где высшим благом считается наслаждение, не вызывают аппетита, а удовлетворяют его, не вызывают жажды пряностями а утоляют ее простым, ни чего не стоящим напитком». Сам Эпикур говорит: «я купаюсь в наслаждении, питаю свое дорогое тело хлебом и водой. Мне противны удовольствия излишеств не сами по себе, но по тем неприятным последствиям, которые они влекут за собой». Впрочем, убеждая своих учеников удовольствоваться скромной трапезой плодов и овощей и воздерживаться от мясной пищи, Эпикур отнюдь не пользовался, как аргументом, учением о переселении душ, он цинически смеялся над ним, так как не верил и в самое бессмертие души, полагая ее просто «силой, которая родится, растет и умирает вместе с телом, она не отлична от тела, она телесна», потому что «бестелесной может быть лишь пустота».

Другой великий философ древнегреческого мира, Платон, в гораздо большей степени находился под влиянием философских положений Пифагора, с последователями которого он близко познакомился во время своих долгих странствований. Его широкое и гуманное мировоззрение сливало в себе философские системы Гераклита, Сократа, его учителя, и, наконец, Пифагора, при чем доктрина последнего, по словам Аристотеля, имела немаловажное значение для Платона. Учение о бессмертии души, разработанное и развитое Платоном в стройную систему, предполагало эти окрыленные души «вечно существующими в одном и том же количестве» прежде всякого творения. Населяя высшее небо вместе с бессмертными богами, подчиняющимися Верховному божеству, они созерцают там субстанции вещей, «субстанции не изменяемые, не имеющие ни красок, ни формы. Это идеи – вечные прообразы всего, что существует и что может существовать, так что все, что познают души на земле, является лишь воспоминанием моих вечных идей». Учение о переселении душ целиком вошло в философскую систему Платона в той форме, в которой он высказывает его в Phaedo.

«Если души по смерти тела выходят из него чистыми, они возвращаются к подобному им, к бестелесному, и вступают в обладание истинным блаженством вместе с богами.

«Но если они выходят загрязненными, удерживаемые собственной тяжестью в мире материальном, они скитаются вокруг памятников и могил, пока естественное стремление к телесной массе, преследующее их, не приведет их в тело какого-нибудь животного, сродного по качествам. Итак, очень правдоподобно то, что души людей, невоздержанно предавшихся излишествам любви и объедения, будут жить в теле ослов и подобных им животных, души людей злых и несправедливых в телах волков, коршунов и ястребов, души людей, проводивших справедливую умеренную жизнь, но без занятий философией, поселяются или в телах мирных, общественных животных, как, например, пчела, или в телах других людей, могущих стать людьми добра».

Как мы видим, все сказанное вполне совпадает с положением Пифагора с той лишь разницей, что Платон допускает для некоторых душ возможность избегнуть необходимости жить в теле. Но это только души истинных философов, друзей юности, которые «всегда умеют овладеть своими страстями, не поддаваясь их влечениям; отрешившись от земных забот, они заняты лишь божественным и твердо верят, что умереть, уйти из этой жизни – значит перейти от зла к добру. Но таких людей немного, добавляет Платон, – народ не может быть философом.

В виду такого взгляда на сущность жизни, если в своих предписаниях относительно пищи Платон и допускал в некоторых случаях употребление мяса, например, для солдат, то во всяком случае для граждан предначертанной им идеальной республики он хотел лишь растительной пищи. «Пищей их должна быть, говорил он, ячменная и пшеничная мука, из которой они будут делать себе хлебы и пироги. Кроме того, у них будет соль, маслины, сыр, лук и другие овощи, которые производит земля: фиги, горох, бобы жареные, все это они будут есть, умеренно запивая вином»... Итак, мы видим, что запрещение Платона, вопреки Пифагору, не распространялось ни на бобы, ни на вино. Впрочем, он не советовал предлагать вино юношам до 18 лет: к чему подливать масло в огонь, сжигающий юношеское тело и душу, пока ему еще нет исхода в труде. Даже излишество в употреблении вина осуждалось Платоном лишь для людей, не достигших 40-летнего возраста, которым он советовал пить умеренно. Люди же перешедшие этот возраст, «могут предаваться радостям пирушек, пользуясь божественным напитком, который дарован людям, чтобы усладить суровую старость, возвратить ей живость юных лет, рассеять печали, смягчить жестокость нравов, как огонь размягчает железо, и сделать нас как-то проще и благосклоннее».

Таковы принципы вегетарианского воздержания, которыми Платон руководился, преподавал в своей Академии и которые в большей или меньшей полноте были приняты его последователями преемниками, как-то, Аргезилаем и Карнеадом. Первый из них, впрочем, хотя и отрицал у человека право убивать животных, питаясь главным образом виноградом, но умер от злоупотребления вином. В особенности строго придерживались вегетарианского режима философы уже позднейшего периода, неоплатоники Александрийской школы – Плотин, Порфир и Ямвинт.

В своем трактате «О воздержании от мяса животных» Порфир старается доказать, что не следует питаться мясом, чтобы сохранить здоровье души и тела. Всех животных он называет нашими ближними, потому что они также мыслят, чувствуют, как и мы, даже говорят. «Люди разговаривают между собой условными звуками, ими же самими установленными, а животные выражают свои чувства сообразно законам божества и природы. Если мы не понимаем их, это еще ничего не доказывает». Люди различных стран точно также не понимают друг друга, и все дело лишь в том, что до сих пор не нашлось человека, который бы мог научить нас языку животных. «Животные – существа подобные нам, и вполне справедливо обвиняют в беззаконии тех, кто решается есть мясо себе подобных». Впрочем Порфир оговаривается, что такая философия – далеко не для всех. «Я не имею в виду ни людей, занимающихся каким-либо производством, ни атлетов, ни солдат, ни матросов, ни софистов, никого из людей, проводящих свою жизнь в деловой сутолоке, я обращаюсь лишь к людям разума, которые хотят знать, чти они делают, для чего живут на земле и чем должны стать».

В этом Порфир сходится с Платоном, и мы видим отсюда, как философия осмысленной умеренной жизни, стремившаяся сначала популяризовать свои доктрины, постепенно все более и более замыкалась в узкий аристократизм, вынуждаемая к этому невозможностью осуществить свои стремления в окружающей донельзя распущенной среде.

Действительно вне философских школ, за исключением немногих эксцентриков вроде известного Аполлония Тианского или художника Протогена, который питался во время своей работы одними размоченными в воде бобами, боясь обильной пищей изнежить свой талант, – за этими немногими исключениями общество не настолько интересовалось принципами и мотивами вегетарианства, чтобы проводить их в жизни. Уже в Афинах пифагорейцы высмеивались в комедиях Антифана, Аристофана и других. Последний в своей комедии, озаглавленной «Пифагореец», устами одного из действующих лиц говорит, что философы «носят грязное платье, потому что у них нет другого, им нечего есть и они возводят свое воздержание в добродетель, но чтобы испытать их, пусть предлежать им мяса или рыбы и они съедят его с жадностью».

То же самое было и в Риме.

Конечно, ни Овидий, воспевший Пифагора, ни Гораций, хотя и прославлявший в некоторых своих одах воздержание и неядение мяса, не были вегетарианцами. Всем известно Горациевское «Nunc est bibendum», известны пиршества и оргии Рима, в которых не отказывались принимать участие выдающееся писатели и философы того времени. Нет нужды, что на самых пиршествах в виде развлечения устраивались словесные турниры между гостями: один защищал воздержание и простоту в пище, а другой доказывал необходимость приправ, разнообразие в яствах. Дело всегда ограничивалось лишь разговорами, не такое было время, чтобы доктрины Пифагора могли быть жизненными принципами многих. «Знаменитое, но не популярное учение Пифагора, писал Сенека, не имеет более представителя.

Школа Секстия, обновившая его со всей римской мощью, при зарождении своем была встречена с энтузиазмом, но теперь умерла»... Она не долго держалась. Вегетарианство во имя философской идеи осталось, таким образом, лишь в качестве редкого исключения.

О.


1. История Геродота I, II гл. CXXIII.
2. Юлий Цезарь, De bello Gallico VI, 14. Страбон, География IV, 4 Диодор Сицилийский, Историческая библиотека V, XXVIII.
3. Так, например, Fragmenta Empedoclis V 440, VI отрывок из утраченного труда Аристотеля о пифагорейцах, Athenaeus, Deipnosophistes IV, 52, Porphyrus. О воздержании от мяса животных и мн. др.
4. Fragments des philosophes grecs ed. Didox 1867.
5. Aristoxene. Жизнь Пифагора. – Diodor. Sic. Историческая библиотека.


Наверх


ВАЖНО!

Гамбургер без прикрас
Фильм поможет вам сделать первый шаг для спасения животных, людей и планеты
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПЕТИЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЕ
ЗАПРЕТ ПРИТРАВКИ

История движения за права животных в России
История движения
за права животных

Всемирный день вегана: эксклюзивное интервью с основателями веганского движения в России
Интервью с основателями
веганского движения

Петиция против использования животных в цирках
ПЕТИЦИЯ
ЗАКРОЙ
ПРЕСТУПНЫЙ ЦИРК
ЭКСТРЕННО! Требуем принять Закон о запрете тестирования косметики на животных в России
Петиция за запрет
тестов на животных

Безмолвный ковчег. Джульет Геллатли и Тони Уордл
Разоблачение убийцы
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПЕТИЦИЯ
Требуем ввести
жесткий госконтроль
за разведением
животных-компаньонов
в стране!

О "священной корове" "Москвариуме", неправовых методах и китовой тюрьме
О "священной корове" Москвариуме
неправовых методах
и китовой тюрьме

Цирк: иллюзия любви
Цирк: иллюзия любви

За кулисами цирка - 1
За кулисами цирка
За кулисами цирка - 2
За кулисами цирка 2

Самое откровенное интервью Ирины Новожиловой о цирках
Самое откровенное интервью
Ирины Новожиловой
о ситуации с цирками

Российские звёзды против цирка с животными (короткий вариант) ВИДЕО
Звёзды против цирка
с животными - ВИДЕО

О страшных зоозащитниках и беззащитных укротителях
О свирепых зоозащитниках
и беззащитных укротителях

Автореклама Цирк без животных!
Спаси животных
- закрой цирк!

Звёзды против цирка с животными - 2. Трейлер
Звёзды против цирка
с животными - 2

Открытое письмо Елены Сафоновой Путину
Открытое письмо
Елены Сафоновой
президенту

«ГУНДА» ВИКТОРА КОСАКОВСКОГО БОЛЕЕ ЧЕМ В 100 КИНОТЕАТРАХ И 40 ГОРОДАХ С 15 АПРЕЛЯ
«ГУНДА» В РОССИИ

Вега́нская кухня
Вега́нская кухня

О коррупции в госсекторе
О коррупции в госсекторе

В Комиссию по работе над Красной книгой России включили... серийного убийцу животных Ястржембского
В Комиссию по
Красной книге
включили...
серийного убийцу
Восстанови Правосудие в России. Истязания животных в цирках
Безнаказанные истязания
животных в цирках

ВИТА о правах животных
ВИТА о правах животных = вега́нстве

Грязная война против Российского Движения за права животных
Грязная война против
Российского Движения
за права животных

ГОСПОДСТВО. DOMINION. Русский перевод: ВИТА - ФИЛЬМ
ГОСПОДСТВО. DOMINION
Русский перевод: ВИТА

Какой Вы сильный!
Какой Вы сильный!

Первая веганская соцреклама
Первая веганская соцреклама

Невидимые страдания: <br>изнанка туризма<br> с дикими животными
Невидимые страдания:
изнанка туризма
с дикими животными

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк:
незаконно, жестоко, опасно

Авторекламой по мехам! ВИДЕО
Авторекламой по бездушию

ЖЕСТОКОСТЬ И<br> БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ<br>
А воз и ныне там:<br> найди пару отличий 12 лет спустя
ЖЕСТОКОСТЬ И
БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ
А воз и ныне там:
найди пару отличий 12 лет спустя

Белого медведя<br> в наморднике<br> заставляют петь и<br> танцевать в цирке
Белого медведя
в наморднике
заставляют петь и
танцевать в цирке

Великобритании запретила использование животных в цирках
Великобритании запретила
использование животных
в цирках

НОТА ПРОТЕСТА
ПОДПИШИТЕ ПЕТИЦИЮ
НОТА ПРОТЕСТА
Путину

Россию превращают в кузницу орков?
Россию превращают
в кузницу орков?

Вместо «золотых» бордюров и плитки в Москве - спасенная от пожаров Сибирь!
Вместо «золотых» бордюров
и плитки в Москве
- спасенная от пожаров Сибирь!

24 апреля - Международный день против экспериментов на животных
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ВИВИСЕКЦИИ
ВПЕРВЫЕ <br>Веганская соцреклама<br> «Животные – не еда!»<br> ко Дню Вегана
ВПЕРВЫЕ
Вега́нская соцреклама
«Животные – не еда!»

Центру защиты прав животных ВИТА стукнуло... 25 лет
Центру защиты прав животных ВИТА стукнуло... 25 лет

Концерт к Юбилею Международного Дня защиты прав животных в Саду Эрмитаж, Москва
Концерт к Юбилею Международного Дня защиты прав животных

Друзья! Поддержите
Российское Движение
за права животных

Концерт за права животных в Москве
Концерт за права животных в Москве

Спаси животных - закрой жестокий цирк в своей стране
Спаси животных - закрой жестокий цирк в своей стране

Подпишите ПЕТИЦИЮ За город, свободный от жестокости!
Подпишите ПЕТИЦИЮ
За город, свободный от жестокости!
А ну-ка, отними:<br> Аттракцион<br> невиданной щедрости<br> "МЫ ловим, а спасайте - ВЫ!"
А ну-ка, отними:
Аттракцион
невиданной щедрости
"МЫ ловим,
а спасайте - ВЫ!"

Запрет цирка с животными в США: 2 штат - Гавайи
Запрет цирка с животными в США: 2 штат - Гавайи

ПЕТИЦИЯ: Запретить контактные зоопарки – объекты пожарной опасности в торговых центрах
ПЕТИЦИЯ: Запретить контактные зоопарки

Ау! Президент, где же обещанный закон?
Президент, где обещанный закон?

В Международный день цирка стартовал бойкот жестокого цирка
Бойкот жестокого цирка

Барселона – город для вега́нов («веган-френдли»)
Барселона – город для вега́нов («веган-френдли»)

Гитлер. Фальсификация истории
Гитлер. Фальсификация истории

К 70-летию Победы. Видеоролик Виты на стихи Героя Советского Союза Эдуарда Асадова
Ко Дню Победы
Россия за запрет притравки
Яшка

ПЕТИЦИЯ За запрет операции по удалению когтей у кошки
ПЕТИЦИЯ За запрет операции
по удалению когтей у кошки
ЖЕСТОКОСТЬ И БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ:
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
"Контактный зоопарк"

Причины эскалации жестокости в России
Причины эскалации жестокости в России

Жестокость - признак деградации
Жестокость - признак деградации
1.5 млн подписей переданы президенту
1.5 млн подписей
за закон
переданы президенту

ВНИМАНИЕ! В России<br> легализуют <br> притравочные станции!
ВНИМАНИЕ
Россия XXI
легализует притравку?!
Более 150 фото притравки<br> переданы ВИТОЙ<br> Бурматову В.В.<br> в Комитет по экологии Госдумы
ПРИТРАВКА
ПОЗОР РОССИИ

Ирина Новожилова: «Сказка про белого бычка или Как власти в очередной раз закон в защиту животных принимали»<br>

«Сказка про
белого бычка»
Год собаки в России
Год собаки в России
Концерт <br>за права животных<br> у Кремля «ЭМПАТИЯ»<br> ко Дню вегана
Концерт у Кремля
за права животных

«Что-то сильно<br> не так в нашем<br> королевстве»<br>
«Что-то сильно
не так в нашем
королевстве»
Китай предпринимает<br> шаги к отказу<br> от тестирования<br> на животных
Китай предпринимает
шаги к отказу
от тестирования
на животных

Джон Фавро и диснеевская<br>«Книга джунглей»<br> спасают животных<br>
Кино без жестокости к животным

Первый Вегетарианский телеканал России - 25 июля выход в эфир<br>
Первый Вегетарианский телеканал России
25 июля выход в эфир

Биоэтика
Биоэтика

Здоровье нации
Здоровье нации. ВИДЕО

Спаси животных - закрой цирк!<br> Цирк: пытки и убийства животных
15 апреля
Международная акция
За цирк без животных!

Ранняя история Движения против цирков с животными в России. 1994-2006
Лучший аргумент
против лжи циркачей?
Факты! ВИДЕО

За запрет жестокого цирка
Спаси животных
закрой жестокий цирк

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко,
опасно

День без мяса
День без мяса

ЦИРК: ПЫТКИ ЖИВОТНЫХ
Цирк: новогодние
пытки животных

Поставщики Гермеса и Прада разоблачены: Страусят убивают ради «роскошных» сумок
Поставщики Гермеса и
Прада разоблачены

Здоровое питание для жизни – для женщин
Здоровое питание
для жизни –
для женщин

Освободите Нарнию!
Свободу Нарнии!

Веганы: ради жизни и будущего планеты. Веганское движение в России
Веганы: ради жизни
и будущего планеты.
Веганское движение
в России

Косатки на ВДНХ
Россия - 2?
В
Цирк: новогодние пытки
ПЕТИЦИЯ
Чёрный плавник
на русском языке
Российские звёзды против цирка с животными
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
Животные – не одежда!
ВИТА: история борьбы. Веганская революция
экстренного расследования
Россия, где Твоё правосудие?
Хватит цирка!
ПЕТИЦИЯ о наказании убийц белой медведицы
Россия, где правосудие?
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
4 дня из жизни морского котика
Белый кит. Белуха. Полярный дельфин
Анна Ковальчук - вегетарианка
Анна Ковальчук - вегетарианка
Ирина Новожилова:
25 лет на вегетарианстве
История зелёного движения России с участием Елены Камбуровой
История зелёного
движения России
с участием
Елены Камбуровой
 Спаси дельфина, пока он живой!
Спаси дельфина, пока он живой!
Вечное заключение
Вечное заключение
Журнал Elle в августе: о веганстве
Elle о веганстве
Россия за Международный запрет цирка
Россия за Международный запрет цирка
Выигранное
Преступники - на свободе, спасатели - под судом
Океанариум подлежит закрытию
Закрытие океанариума
Закрыть в России переездные дельфинарии!
Дельфинарий
Спаси дельфина,
пока он живой!
Ответный выстрел
Ответный выстрел
Голубь Пеля отпраздновал своё 10-летие в составе «Виты»
Голубь Пеля: 10 лет в составе «Виты»
Проводы цирка в России 2015
Проводы цирка
Россия-2015
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Девушка и амбалы
Девушка и амбалы
Hugo Boss отказывается от меха
Hugo Boss против меха
Защити жизнь - будь веганом!
Защити жизнь -
будь веганом!
Земляне
Земляне
Деятельность «шариковых» - угроза государству
Деятельность «шариковых»
- угроза государству
Почему стильные женщины России не носят мех
Победа! Узник цирка освобождён!
Океанариум - тюрьма косаток
Защитники животных наградили Олега Меньшикова Дипломом имени Эллочки-людоедки
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Меньшиков кормил богему мясом животных из Красной книги - Экспресс газета
Rambler's Top100   Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Copyright © 2003-2024 НП Центр защиты прав животных «ВИТА»
E-MAILВэб-мастер