Вегетарианское обозрение, Киев, 1910 г.
(Избранные статьи)
Мясная выставка
Фельетон
Да, не более, не менее, а именно: мясная выставка – «всероссийская мясная выставка. Она открылась в Москве 22 апреля, после торжественного молебствия в присутствии представителей города, публики – словом, при обычной обстановке, сопровождающей всякие «открытия».
В №92 «Русского Слова» находим ее подробное описание. На выставке экспонируются: «откормленный скот, продукты его убоя (так и написано), холодильные и колбасные машины и собрание научных работ по мясоведению» (оказывается, есть и такая наука). Цель выставки определяется так: «Сблизить сельских хозяев и скотоводок со скотопромышленниками, выяснить потерю веса животных, откормленных на мясо, при переездах, изучить способность разных пород скота к откорму, наилучшие способы откорма и пр.». Цели все благородные, не говоря уже о своеобразной выразительности этих специфических терминов, сложившихся в среде людей, близких к «мясному делу»: животные, откормленные на мясо, способность скота к откорму, отношение живого веса к убойному.
«Очень богат отдел «колбасный», – спокойно описывает далее корреспондент газеты: лавочники бойко торгуют изделиями из рога.
И он же цитирует произнесенную на открытии речь московского городского головы Н.И.Гучкова.
Городской голова провозгласил тост за устроителей выставки и «за процветание городских боен», а затем охарактеризовал «значение настоящей выставки и те надежды, которые соединяет с нею Москва». В своей речи Н.И.Гучков коснулся вопроса о мясном кризисе, о вздорожании мяса и, между прочим, изложил те меры, которые принимает городская дума «в целях предотвращения дальнейшего сокращения потребления мяса». Кроме того, поделился с присутствующими такими долженствовавшими быть для них приятными данными.
– Мы, говорил он, – расширяем наши бойни, задумали строить конебойню, птичьебойню, холодильники.
Удивительно! В то время, как для значительной части общества мясоедение представляется уже пережитком старого времени и преступлением против нравственности, находятся люди, которые заботятся о его процветании, не стесняясь афишировать свои чувства. В то время, как простой, неученый народный проповедник братец Иванушка привлекает в Петербурге к вегетарианству от полутора до трех тысяч таких же простых, неученых рабочих людей, - в Москве просвещенный городской голова, с бокалом шампанского в руках, открыто, громко провозглашает процветание убийства животных. Вот изумительные образчики стремлений духовной жизни и внешней культуры.
«Призываю вас отказаться от мяса… Не будем делать того, что делают язычники, и не будем есть того, что они едят, и тогда вместо царства язычников придет царство Христово», –провозглашает братец Иванушка, – и отлучается от церкви.
«Кроме скотобоен, мы устроим конебойни, птичьебойним, холодильники», – говорит московский городской голова, – и он уверен, что конебойни, птичьебойни и холодильники – это последнее слово цивилизации, и что в ответ на его слова может последовать только всеобщее одобрение. Ему и подобным ему и в голову не может прийти, что есть люди, для которых мясоедение и связанное и ним убийство животных является едва ли не равносильным преступлением со всяким убийством, с убийством человека.
Поистине – смотрят и не видят, слушают и не разумеют.
Вал. Булгаков
|