Вегетарианское обозрение, Киев, 1910 г.
(Избранные статьи)
Из письма И.Е. Репина к Иосифу Перперу
В Астапове, когда Льву Николаевичу стало лучше и ему для подкрепления подали стаканчик овсянки с желтком, мне хотелось крикнуть отсюда: Не то! Не то! Дайте ему вкусно заправленный бульон из трав (или сена хорошего с клевером). Вот, что восстановит его силы!.. Воображаю, как улыбнулись бы заслуженные авторитеты медицины, только что прослушавшие полчаса больного и уверенные в питательности яиц...
А я в восторге справляю медовый месяц питательных и вкусных растительных бульонов. Я чувствую, как благотворный сок трав освежает, очищает всю мою кровь и влияет самым целительным образом на начинавшийся уже очень явственно склероз сосудов. На 67-м году жизни при достатке и склонности к объедению я уже испытывал значительные недомогания, угнетения, тяжесть и особенно какую-то пустоту в желудке (особенно после мяса). И чем больше питался, тем больше внутренне голодал. Надо было оставить мясо – лучше стало. Перешел на яйца, масло, сыры, каши. Нет: растолстел, не могу уже снять с ног ботинок; пуговки едва держат накопившиеся жиры: работать тяжело... И вот доктора Ламан и Паско (кажется, они из дилетантов) – вот мои спасители-вразумители. Н.Б. Северова изучила их, сообщила мне их теорию.
Выброшены яйца (мясо уже и прежде оставлено). – Салаты! Какая прелесть! Какая жизнь (с оливковым, маслом)! Бульон из сена, из кореньев, из трав – вот эликсир жизни. Фрукты, красное вино, сушеные плоды, маслины, чернослив… орехи – энергия. Можно ли перечислить всю роскошь растительного стола? Но бульоны из трав – какое-то веселье. Это же ощущение испытывает и мой сын Юрий и Н.Б. Северова. Сытность полная на 9 часов, ни пить, ни есть не хочется, все сокращено – свободнее дышится.
Вспоминаю 60-ые годы: увлечение экстрактами мяса Либиха (белки, белки), а к 38 годам он был уже дряхлый, утративший всякий интерес к жизни старик.
Как я рад, что опять могу бодро работать и все мои платья, ботинки на мне свободны. Жиры, комками выступавшие сверху заплывших мускулов, ушли; тело помолодело и я стал вынослив в ходьбе, сильнее в гимнастике и гораздо успешнее в искусстве – заново освежился.
Илья Репин
|