Вегетарианское обозрение, Киев, 1911 г.
ВО.2.1911, с. 23-24 Альбом столовой "Безубойное питание"
И призвание, и руководство к поведению, и благо, и совершенствование, и свобода, и бессмертие человека в том, чтобы исполнять требования своего Божественного Духа, чтобы жить в согласии со своей духовной природой. Требований же Духа нет ни больших, ни малых, — все одинаково важны: будет ли это требование любви и гуманности к людям, или требование тех же чувство к животным, по крайней мере к тем, которые радуются, страдают, веселятся, тоскуют, привязываются, ненавидят, злобятся и ласкаются, как и мы. Выполнение требований Духа есть не только залог нашего блага, но это есть и то единственное средство, которым может быть преобразован мир. Только представить себе,. как бы изменился весь мир, если бы все люди стали вегетарианцами не в том только смысле, что перестали бы убивать и поедать животных, но и совсем изменили бы свое, освященное веками отношение к ним, т.е. перестали бы считать, что животные созданы для нас и мы имеем право так или иначе пользоваться ими и, наоборот, признали бы их равноправными с нами обитателями земного шара, которых нельзя ни порабощать, ни истязать, ни уродовать, ни лишать детей и детской пищи. Какое бы открылось поприще для человеческой изобретательности, остроумия и предприимчивости, если бы мы, вынужденные нравственной необходимостью, отказались от употребления мяса, кожи, рогов, клея, молока, масла, яиц; как бы изменилось земледелие, если бы мы перестали употреблять животных для работы и их навоз для удобрения. Какое бы было плодотворное приложение той умственной, подчас восхищающей нас энергии, которая сейчас попусту тратится людьми на заготовление предметов роскоши и на изобретение губительных орудий и головоломных аэропланов. Только бы признать для себя обязательным хотя бы одно это нравственное требование, требование своею Духа, и произошло бы огромное преобразование нашего мира и нашей культуры.
Евгений Попов
Есть два вегетарианства: вегетарианство, как растительное питание, и вегетарианство, как безубойное питание. Для вегетарианцев первого разряда задача их очень простая: заменить трупы животных чистым и, скажу, красивым вегетарианским столом совсем не трудно, для тех же вегетарианцев, которые знают, что каждый кочан капусты, каждый персик выращен ценой сотен, иногда тысяч жизней, которые не хотят губить и этих гусениц и дождевых червей, и тех, которых манит к себе ослепительно сверкающий идеал безубойного питания для тех неизбежно жизнь становится беспрерывным исканием, беспрерывным подвигом.
И давайте искать путей к великому идеалу, и давайте трудиться, чтобы превратить жизнь из юдоли плача, скорби и крови в светлое царство мира и любви!..
Иван Наживин
Во все времена лучшие люди человечества указывали на то, что жизнь не только человека, но и всякого существа священна и человек, как разумное существо, не должен отнимать жизни ни у кого. Только при таком отношении к жизни каждого человека и всех существ, населяющих землю, установится то царство мира, которого так жаждет страдающее человечество. Даже для того, чтобы питаться, человеку и то не надо убивать животных, так как человек может достать все, что ему надо для поддержания животной жизни, не убивая для того никого.
Эта проповедь любви ко всему живому, начавшаяся еще на заре исторической жизни человечества, прошла через все века, не раз воодушевляла людей и теперь, в наше время, с большой энергией распространяется между людьми во всех концах мира. Очевидно, время для осуществления в жизни идеи милосердия ко всему живому наступило. И потому надо теперь же начать новую жизнь, на деле осуществить святые заветы, надо энергично встать на защиту всего живого, подавая своей собственной жизнью тому пример. Для того же, чтобы деятельность эта была еще более продуктивна, надо сообща приняться за это дело, помогать друг другу, надо стремиться к большему единению, чтобы в нем искать необходимых при этом сил и того особого святого воодушевления в этом деле.
18 сентября 1910 г.
А. Зонов.
Не одним вегетарианством довольствоваться нам, следует думать и о неучастии в вивисекции, которая теперь в небывалых размерах свирепствует (в одном Париже производится в 1000 местах, в Германии при каждой фабрике новых лекарств, на всех медицинских факультетах). Будем помнить, что вивисекция – эта бесчеловечность и жестокая несправедливость – существует, и сознавать, что грешны ею не одни студенты, подчиняющиеся внушению со стороны профессоров, и не одни профессора и все делающие опыты над животными, а все мы, кто молчит о вивисекции, и пользующиеся ею через других лиц, как пользовались раньше работой мясников.
15 февраля 1910 г.
Ясная Поляна
Д.П. Маковицкий
|