Вегетарианское обозрение, Киев, 1911 г. ВО.6-7.1911, с. 30-33 Основные задачи всякого вегетарианского общества1
Что такое вегетарианство вообще и каждый вегетарианец в частности?
Вегетарианство – это не только учение о пище, наиболее соответствующей тому назначению, которому должна служить она для человека, как разумнейшего существа среди всех известных нам живых существ, но также учение о том, какое место мы, вообще люди, должны бы занимать среди окружающей нас природы.
Поэтому каждый вегетарианец в отдельности есть человек, не только воздерживающийся от пищи из животных продуктов, добываемых посредством убийства живых существ, но вегетарианцы были в старину и теперь есть те из людей, которые ставят на очередь вопросы: так ли мы, люди, должны жить на земле, как мы в действительности живем? правда ли, что для поддержания нашей жизни необходимо питаться мясом убитых животных и не зависят ли от свойства и качества пищи, которой мы должны питаться ежедневно, качества и свойства нашего характера, силы воли и всего того, что принято называть духовным существом, что составляет лучшую часть каждого человека и что дает направление нравственности и безнравственности поступков и действий?
Благодаря огромным успехам, сделанным теперь химией, в настоящее время уже не подлежит ни малейшему сомнению, что в мясе убитых животных не заключается всех нужных для питания нашего тела составных частей, а напротив, мясо животных содержит в себе много таких ядовитых составных частей2, которые действуют отравляющим образом на весь наш организм.
Всякому хорошо известно, что единственное назначение пищи для каждого человека заключается всего лишь только в том, чтобы быть ему сытым и здоровым. В действительности же, каждому из нас трудно воздержаться единственно на таком только назначении пищи и мы питаемся, если не исключительно, то во всяком случае, в значительной степени ради удовольствия и наслаждения, к явному вреду не только для нашей нравственности, но даже и для физического здоровья нашего тела. Бесчисленные припасы наркотических и сильно возбуждающих средств самой обыкновенной кухни и столовой не обращают на себя особенного внимания только благодаря всеобщему употреблению спиртных напитков, курению табаку и других подобных им ежедневных отрав.
Бессмысленное отравление спиртными напитками, влекущее за собой хорошо всем известные бедствия, поголовно распространяющиеся на огромные массы, не только простого народа, но даже и среди просвещенных классов общества, отравление ядовитыми веществами ради удовольствия и наслаждения – есть не что иное, как слабость воли, недостаток характера и причинами этих важных недостатков человеческого духа служат расшатанность нервной системы, отравляемой ежедневным неразумным питанием тела.
Итак, вместе с питанием нашего физического тела в тесной связи находится равновесие и качества нашего душевного состояния, а следовательно, нам важно было бы знать, какой состав нашей ежедневной пищи наиболее соответствовал бы своему назначению.
Поэтому еще в глубокой древности такие знаменитые мыслители, как, например, Пифагор, в позднейшие эпохи – Ньютон и в наши времена Вильямс, Л.Н. Толстой, профессор Бекетов и многие другие, обратили внимание на то, что питание нашего тела заслуживает гораздо большего изучения и размышления, чем тот беспорядочный хаос, какой в действительности установился среди человечества всех наций, благодаря привычкам и обычаям, утратившим первоначальный смысл, вследствие сильно изменившихся жизненных условий.
В отдаленнейшие времена древности людям по необходимости приходилось жить среди многочисленных хищных животных и вести с ними жестокую борьбу, чтобы отвоевать себе хоть сколько-нибудь возможное существование.
С образованием многочисленных человеческих обществ такая же жестокая борьба за существование возникла и между людьми, которая в настоящее время приобрела сглаженные и благовидные формы, но по своей жестокости и несправедливости стала гораздо более ужасной и неумолимой, чем в древнейшие времена.
Настоящая человеческая жизнь неотступно требует применения всех лучших способов и приемов для своего устройства, а потому теперь уже нельзя жить замкнуто, ограничиваясь исключительно сложившимися обычаями и приемами узко-национального характера.
Весь земной шар теперь находится во власти человеческого гения и делить на участки поверхность земли становится занятием совершенно бесполезным. Великие мысли Пифагора, Кеплера, Ньютона и все новейшие успехи в области человеческой мысли становятся достоянием всех людей в самых заброшенных уголках земного шара. Следовательно, каждому человеку становится доступным заметить, справедливо ли он живет, какими правами благоразумно можно пользоваться, а какими из них пользоваться не следует для того, чтобы не навлечь на себя справедливых упреков и не унизить своего человеческого достоинства.
Таким образом, современная человеческая жизнь ставит каждому из нас задачу, решение которой требует самостоятельности и зрелого размышления, а для этого необходимо иметь значительную силу воли, твердость характера и особенно повышенную чуткость сострадания к обездоленным народным массам, напрягающим свои усилия в борьбе с окружающей их суровой природой и с собственными недугами воли, подвергающими их губительным соблазнам.
Вслед за ближайшей потребностью в пище, удовлетворить которую есть легкая и полная возможность, благодаря расточительно щедрым дарам природы, люди стремятся к другим целям ради удовольствий и наслаждений, но действия и поступки не приводят к желаемым результатам и люди гибнут от собственных пороков и от неразумности направления своих же собственных поступков и действий. Находясь в таких условиях, каждая отдельная личность бессильна бороться с препятствиями ежедневно встающими на ее жизненном пути, а потому каждому человеку необходимо общество таких людей, среди которых всем поступкам и действиям, сверх ближайшей потребности в утолении собственного голода, он мог бы дать более правильное и разумное направление.
Таким обществом и должно быть всякое вегетарианское общество, члены которого не преследуют никакой другой цели, кроме той, чтобы иметь возможность дать людям безвредную для здоровья, питательную для организма, дешевую и чистую пищу, исключительно только из растительных продуктов.
Каждый вегетарианец, существующий отдельно и воздерживающийся лишь от животной пищи, одним этим воздержанием не выполнил бы своего истинного назначения, так как, узнавши благодетельный свет истины и справедливого образа жизни, нельзя пользоваться всем этим только для себя одного, но надо дать возможность и другим людям вступить на тот же путь, чтобы спасти их из цепи угнетающих условий их существования.
Всякое вегетарианское общество в достижении поставленной себе цели, доставлять людям питательную пищу из растительных продуктов, не может, конечно, сосредоточить всю деятельность исключительно на одном только этом деле, так как доставление питательной растительной пищи потребует самого разнообразного приложения действий и сил.
Так; например, для приобретения дешевых растительных продуктов потребуется культура и разведение растений собственными трудами общества. При невозможности этого, члены общества могут прилагать свой труд и способности в обыкновенных условиях, находясь на службе, занимая различные должности и вообще добывая денежные средства всеми доступными способами и уделяя часть своих заработков на достижение целей вегетарианского общества. Из таких денежных средств должен составляться капитал вегетарианского общества и с помощью этого капитала общество должно давать возможность всем своим членам пользоваться помещением для слушания лекций, чтения книг, журналов, газет. При значительном денежном капитале общество может иметь собственные поля для культуры растений и сбыта их по самой низкой цене, достаточной лишь для возмещения собственных расходов, может издавать разные сочинения и труды, как своих членов, так и иных выдающихся мыслителей по различным вопросам человеческой мысли и практической жизни.
Таким образом, сообразно широте и стройности учения вегетарианства, оно требует разнообразных способностей и человеческих сил, могущих образоваться только лишь тогда, когда в составе какого-либо вегетарианского общества будет большое число членов, единодушно избравших себе единою целью служение на пользу народных масс и улучшение взаимоотношений людей всех стран и всех наций путем взаимного сотрудничества, взаимопомощи и уважения друг к другу, как жителей единой для всех земли.
Поприще деятельности такого общества крайне обширно, а так как цели этой деятельности носят исключительно добрый, мирный характер всех житейских взаимоотношений, то взаимным распрям и несогласиям в таком обществе не может быть места.
Желая обратить внимание читателей на основные задачи вегетарианских обществ, нельзя не признать всю трудность достижения заметных результатов в столь великом деле обновления веками сложившихся убеждений и устоев современной человеческой жизни. Препятствия на пути к столь обширной задаче слишком огромны и едва ли среди вегетарианцев найдется много лиц, которые относились бы к важности этого дела легкомысленно.
Напротив, каждый из вегетарианцев сознает всю трудность занимаемого им положения среди окружающих близких и посторонних людей, но уверенность в истинности пути к добру и правде дает нам силы выступить в защиту возникающего сильного движения среди всех просвещенных наций мира и явными доводами здравого смысла доказать нецелесообразность установившегося обычая питаться мясом убиваемых животных.
Может быть, не один десяток лет понадобится одних лишь подготовительных трудов, но нельзя сомневаться в том грандиозном перевороте, который, рано или поздно, должен совершиться для счастья прекрасной жизни будущего человечества.
К. Юнаков
Читано на собрании Саратовского вегетарианского общества.
Трупные яды, как продукты процесса разложения и гниения. "Сохранение здоровья и его восстановление". Д-р Зигфрид Мёллер, стр. 73.
|