«ВИТА» центр защиты прав животных
Главная страница / Home    Карта сайта / Map    Контакты / Contacts


RUS        ENG
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ВЕГЕТАРИАНСТВО МЕХ СОБАКИ ГУМАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Видео Фото Книги Листовки Закон НОВОСТИ О нас Как помочь? Вестник СМИ Ссылки ФОРУМ Контакты

ВЕГЕТАРИАНСТВО
История
Этика
Веганство
Здоровье
Экология
Еда - этичная пища
Потребление мяса и голод в мире
Человек - не хищник
Беременность и дети
Мясо - не еда
Рыба чувствует боль
Молоко жестоко
Яйца убивают цыплят
Трансген
Почему веганы не едят мёд
Религия
Cпорт
Знаменитые вегетарианцы
Этичные товары
Цитаты
Часто задаваемые вопросы
Книги
Листовки и плакаты
Сайты
Видео


О нас
Наши принципы
Как нам помочь?
Вкусное предложение: Веганская кухня
Условия использования информации
Волонтерский отдел
Часто задаваемые вопросы
Вестник Виты
Цитаты
Календарь
Как подать заявление в полицию
Форум
Контакты



ПОИСК НА САЙТЕ:

БИОЭТИКА - почтой


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ "ВИТЫ" | RSS
Имя:
E-mail:
yandex-money
№ нашего кошелька: 41001212449697

youtube   youtube   vkontakte   Instagram
     

Листовки:

Формат Doc. 180 Kb
Формат doc. 180 Kb

Плакаты:
Плакат. Формат jpg. 180 Kb
Формат jpg. 180Kb

Вегетарианское обозрение, Киев, 1911 г.

ВО.6-7.1911, с. 41-44

Кое-что о "крайностях"

(По поводу письма К. Грекова)

"Могий вместити, да вместит"

Вопрос о "крайностях" — крайне интересный вопрос.
Особенно интересен он по отношению к вегетарианству, которое нередко давало и сейчас дает последователей, уходящих далеко вперед от тех обычных представлений о вегетарианстве, которые разделяются большинством сторонников этой идеи.

Упреки в крайности по адресу этих сторонников чрезвычайного упрощения пищевого режима раздаются за последнее время все чаще и чаще. И потому следует отнестись с большой благодарностью к инициативе г. К. Грекова, возбудившего этот вопрос своим письмом, помещенным в № 5 "Вегетарианского обозрения" Необходимо выяснить, действительно, не является ли уклонение от обычной средней нормы вегетарианского питания противоречащим основной цели всего движения и не может ли такое уклонение "запачкать, загрязнить" самую идею вегетарианства.

Примеры "крайностей", приведенные г. Грековым, слишком немногочисленны, чтобы на них можно было построить сколько-нибудь широкие обобщения. К тому же из этих примеров, в сущности, только случай с поклонником Льва Николаевича Толстого, бывшим артиллерийским офицером, Розенкампфом имеет непосредственное отношение к одной из частных сторон вегетарианской идеи, а все остальные имеют лишь чисто случайную, механическую связь с вегетарианством и обрисовывают в известном свете не столько идею, сколько ее носителей.

Попробую, однако, разобраться в вопросе, на основании тех немногих данных, которые имеются в письме г. Грекова.

Бывший офицер Розенкампф, под влиянием учения Л.Н. Толстого, бросает семью, становясь на путь подвижничества, постепенно ограничивает свои потребности, перестает употреблять в пищу сначала мясо, молоко и яйца, затем блюда с разными приправами, солью и перцем, затем все вареное, жареное и печеное. Наконец перестает носить кожаную обувь и шерстяные ткани. Затем он собирается с двумя друзьями в тропические страны, где питаться сырой пищей было бы наиболее удобным для него, но в Новочеркасске его арестовывают за "бесписьменность", и здесь он умирает в тюрьме вследствие истощения и простуды, так как он отказался от тюремной одежды и ничего не ел, кроме 3-4 яблок в день.

Это – самый существенный пример, приведенный г. Грековым.

Другой пример заключается в том, что два киевских вегетарианца нашли возможным в слишком резкой, демонстративной форме проявлять перед всеми свое отрицательное отношение к обычным приветствиям, рукопожатию, местоимению "вы" и т.д.

И, наконец, третий пример состоит в намеке на новый способ питания по рецепту г-жи Нордман-Северовой, с выражением сожаления по адресу "Вегетарианского обозрения", давшего приют этой идее на своих страницах, а также в критическом изложении мнения И.Ф. Наживина о недопустимости убийства разного рода мелких тварей, вроде гусениц, бабочек и т.п.

Во всех этих примерах г. Греков видит "крайности вегетарианства" и против них, как против таковых, считает своим долгом протестовать.

Во всем ли, однако, он прав и не преувеличивает ли он значения тех фактов, которые им приведены?

Не буду касаться здесь случая с киевскими вегетарианцами, так как ясно, что характер их обращения, произведшего на г. Грекова неприятное впечатление, не находился ни в какой зависимости от основ вегетарианского учения. Остановлюсь на истории с Розенкампфом.

Если откинуть в сторону все социальные условности и взглянуть на дело с точки зрения самой простой элементарной логики, то очевидно будет одно: Розенкампф умер не потому, что его идеал вегетарианства был крайностью, доведенной до абсурда, а потому, что, находясь в тесной зависимости от среды, Розенкампф осмелился пренебречь некоторыми мелкими условиями современной действительности ("бесписьменность"), приведшими его в обстановку, которая не давала ему возможности жить так, как требовала его идея. Будь у нас человеческие правоотношения иными, никому не нужно было бы сажать в тюрьму мирного, никому не способного причинить вреда идеалиста за то, что у него нет…. именуемой "видом на жительство", и требовать во имя раз навсегда и для всех заведенного "порядка" от убежденного в правоте своей идеи человека отречения от того, что он считает своим символом веры. А не будь этого, не было бы печальной смерти Розенкампфа, не было бы и поводов приводить его самоограничения в пище в качестве иллюстрации к "крайностям вегетарианства".

Рассматривая самоотверженное поведение Розенкампфа с принципиальной точки зрения, можно отметить, что оно не только не "грязнит" идеи вегетарианства, как опасается г. Греков, а, напротив, возвышает ее и облагораживает в глазах всех, кто утилитарный характер идеи не низводит до степени простой приспособляемости.

Прежде всего, добровольное самоограничение в выборе пищи часто является одним из несомненных признаков напряженной работы мысли в человеке. Всем давно известно, что люди, едящие много и изысканно, обыкновенно, за очень незначительными исключениями, мало и плохо работают головой. Отсюда античная мысль, что "мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть"; отсюда строгие и изнурительные посты подвижников и равнодушное, по меньшей мере, отношение к пище многих философов. И то, и другое, как свидетельствует история, вовсе не было озлобленным "истязанием плоти" с целью "довести ее до преждевременной гибели", а было лишь проявлением наивысшей творческой работы духа, не препятствовавшей телу доживать нередко до очень глубокой старости.

Конечно, такое творческое уединение на вершинах мысли не представляет собою явления распространенного. Оно – удел немногих. Но... "могий вместити, да вместит". В ком есть нужная для этого сила, тот имеет право сделать это. И от этого не страдает, а, напротив, возвышается идея, во имя которой человек идет на свой подвиг.

Вторая – и очень важная – принципиальная заслуга умершего в новочеркасской тюрьме сторонника вегетарианской идеи заключается в том, что он до конца остался верен своей идее и не изменил ей даже перед лицом угрожавшей ему смерти.

"Фанатизм!" — скажут многие и в том числе, может быть, и г. Греков.

Нет, это не фанатизм. Это не фанатизм потому, что в отказе Розенкампфа от тюремной пищи и тюремного платья, отвергнутых его мыслью, воля заключенного столкнулась не с законами природы, из которых нет выхода, и не с логическими требованиями разума, опровергнуть которые невозможно. Она столкнулась с общественной волей человека... И она отвергла эту волю как противную требованиям разума и совести.

Это не фанатизм. Это – если хотите – геройство. Если нельзя отменять законов природы, если нельзя оспаривать силлогизм "я не есть не я", то всегда можно и должно бороться с......, стоящими в противоречии с твоими воззрениями на жизнь.

Пусть идея, владевшая мыслями Розенкампфа, была ошибочна. Об этом можно еще спорить. Но тот факт, что он не захотел подчиниться человеческой воле, пытавшейся заставить его, путем известного принуждения, насилия, отказаться от того, что он считал правильным, — этот факт никоим образом не может быть поставлен в укор его виновнику. Разве не таким или аналогичным путем умирали за свои идеи – возьму непропорционально крупные исторические примеры – братья Маккавеи, Савонаролы, Гусы,.....и многие сотни других? И разве пошевельнется у кого-нибудь язык, чтобы это отречение, сознательное отречение от жизни во имя торжества идеи, не могущей склоняться перед грубой физической силой, заклеймить мрачным именем фанатизма?

Еще менее, чем случай с Розенкампфом, можно считать "переходящей в абсурд" крайностью питание бульоном из сена по методу г-жи Северовой и заботу об участи куколок и гусениц в духе И. Наживина. Питание сенным бульоном изобретено отнюдь не в целях скорейшего прекращения счетов с жизнью, а с намерениями совершенно обратными, и ничто пока еще не говорит нам, что питание по рецепту г-жи Северовой оканчивается голодной смертью. Точно также и заботливое отношение г. Наживина к "малым сим" из животного царства не противопоставляется им заботе о людях, а выдвигается, как нечто родственное этой заботе, органически связанное с ней и без нее немыслимое.

Итак, где же крайности, о которых говорит в своем письме г. Греков?

Единственная возможная в вегетарианстве крайность, действительно, указана в этом письме. "Чтобы совершенно не питаться живыми тварями, — говорит г. Греков, — надо умереть, чтобы твоим телом питались другие живые твари". Перестать есть для того, чтобы довести до "логического конца"1 вегетарианскую идею – вот крайность, к которой позволительно было бы отнестись с вполне понятным осуждением, ибо эта крайность, теряя свой разумный смысл, в самом деле перешла бы в "абсурд, в страдание, в смерть"...

Но эта, единственно возможная крайность вовсе не проповедуется вегетарианцами.

Поэтому, относясь критически к увлечениям сторонников вегетарианской идеи, будем насколько возможно осторожны в окончательной оценке этих увлечений, не совпадающих с мерилом нашего мышления.

И удивляясь странным, часто, может быть, непонятным для нас, но несомненно вытекающим из своеобразного идейного энтузиазма поступкам отдельных вегетарианцев, не будем забывать основного правила, к соблюдению которого все мы призваны в равной мере.

Правило это:

— Духа же не угашайте.

Саратов.
С. Полтавский


1- Вопроса об этом "логическом конце" я уже касался в своей статье "Вегетарианство и логика" ("Вегетарианское обозрение" №№ 6, 7 и 8 за 1910 г.).


Наверх


ВАЖНО!

Гамбургер без прикрас
Фильм поможет вам сделать первый шаг для спасения животных, людей и планеты
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПЕТИЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЕ
ЗАПРЕТ ПРИТРАВКИ

История движения за права животных в России
История движения
за права животных

Всемирный день вегана: эксклюзивное интервью с основателями веганского движения в России
Интервью с основателями
веганского движения

Петиция против использования животных в цирках
ПЕТИЦИЯ
ЗАКРОЙ
ПРЕСТУПНЫЙ ЦИРК
ЭКСТРЕННО! Требуем принять Закон о запрете тестирования косметики на животных в России
Петиция за запрет
тестов на животных

Безмолвный ковчег. Джульет Геллатли и Тони Уордл
Разоблачение убийцы
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПЕТИЦИЯ
Требуем ввести
жесткий госконтроль
за разведением
животных-компаньонов
в стране!

О "священной корове" "Москвариуме", неправовых методах и китовой тюрьме
О "священной корове" Москвариуме
неправовых методах
и китовой тюрьме

Цирк: иллюзия любви
Цирк: иллюзия любви

За кулисами цирка - 1
За кулисами цирка
За кулисами цирка - 2
За кулисами цирка 2

Самое откровенное интервью Ирины Новожиловой о цирках
Самое откровенное интервью
Ирины Новожиловой
о ситуации с цирками

Российские звёзды против цирка с животными (короткий вариант) ВИДЕО
Звёзды против цирка
с животными - ВИДЕО

О страшных зоозащитниках и беззащитных укротителях
О свирепых зоозащитниках
и беззащитных укротителях

Автореклама Цирк без животных!
Спаси животных
- закрой цирк!

Звёзды против цирка с животными - 2. Трейлер
Звёзды против цирка
с животными - 2

Открытое письмо Елены Сафоновой Путину
Открытое письмо
Елены Сафоновой
президенту

«ГУНДА» ВИКТОРА КОСАКОВСКОГО БОЛЕЕ ЧЕМ В 100 КИНОТЕАТРАХ И 40 ГОРОДАХ С 15 АПРЕЛЯ
«ГУНДА» В РОССИИ

Вега́нская кухня
Вега́нская кухня

О коррупции в госсекторе
О коррупции в госсекторе

В Комиссию по работе над Красной книгой России включили... серийного убийцу животных Ястржембского
В Комиссию по
Красной книге
включили...
серийного убийцу
Восстанови Правосудие в России. Истязания животных в цирках
Безнаказанные истязания
животных в цирках

ВИТА о правах животных
ВИТА о правах животных = вега́нстве

Грязная война против Российского Движения за права животных
Грязная война против
Российского Движения
за права животных

ГОСПОДСТВО. DOMINION. Русский перевод: ВИТА - ФИЛЬМ
ГОСПОДСТВО. DOMINION
Русский перевод: ВИТА

Какой Вы сильный!
Какой Вы сильный!

Первая веганская соцреклама
Первая веганская соцреклама

Невидимые страдания: <br>изнанка туризма<br> с дикими животными
Невидимые страдания:
изнанка туризма
с дикими животными

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк:
незаконно, жестоко, опасно

Авторекламой по мехам! ВИДЕО
Авторекламой по бездушию

ЖЕСТОКОСТЬ И<br> БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ<br>
А воз и ныне там:<br> найди пару отличий 12 лет спустя
ЖЕСТОКОСТЬ И
БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ
А воз и ныне там:
найди пару отличий 12 лет спустя

Белого медведя<br> в наморднике<br> заставляют петь и<br> танцевать в цирке
Белого медведя
в наморднике
заставляют петь и
танцевать в цирке

Великобритании запретила использование животных в цирках
Великобритании запретила
использование животных
в цирках

НОТА ПРОТЕСТА
ПОДПИШИТЕ ПЕТИЦИЮ
НОТА ПРОТЕСТА
Путину

Россию превращают в кузницу орков?
Россию превращают
в кузницу орков?

Вместо «золотых» бордюров и плитки в Москве - спасенная от пожаров Сибирь!
Вместо «золотых» бордюров
и плитки в Москве
- спасенная от пожаров Сибирь!

24 апреля - Международный день против экспериментов на животных
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ВИВИСЕКЦИИ
ВПЕРВЫЕ <br>Веганская соцреклама<br> «Животные – не еда!»<br> ко Дню Вегана
ВПЕРВЫЕ
Вега́нская соцреклама
«Животные – не еда!»

Центру защиты прав животных ВИТА стукнуло... 25 лет
Центру защиты прав животных ВИТА стукнуло... 25 лет

Концерт к Юбилею Международного Дня защиты прав животных в Саду Эрмитаж, Москва
Концерт к Юбилею Международного Дня защиты прав животных

Друзья! Поддержите
Российское Движение
за права животных

Концерт за права животных в Москве
Концерт за права животных в Москве

Спаси животных - закрой жестокий цирк в своей стране
Спаси животных - закрой жестокий цирк в своей стране

Подпишите ПЕТИЦИЮ За город, свободный от жестокости!
Подпишите ПЕТИЦИЮ
За город, свободный от жестокости!
А ну-ка, отними:<br> Аттракцион<br> невиданной щедрости<br> "МЫ ловим, а спасайте - ВЫ!"
А ну-ка, отними:
Аттракцион
невиданной щедрости
"МЫ ловим,
а спасайте - ВЫ!"

Запрет цирка с животными в США: 2 штат - Гавайи
Запрет цирка с животными в США: 2 штат - Гавайи

ПЕТИЦИЯ: Запретить контактные зоопарки – объекты пожарной опасности в торговых центрах
ПЕТИЦИЯ: Запретить контактные зоопарки

Ау! Президент, где же обещанный закон?
Президент, где обещанный закон?

В Международный день цирка стартовал бойкот жестокого цирка
Бойкот жестокого цирка

Барселона – город для вега́нов («веган-френдли»)
Барселона – город для вега́нов («веган-френдли»)

Гитлер. Фальсификация истории
Гитлер. Фальсификация истории

К 70-летию Победы. Видеоролик Виты на стихи Героя Советского Союза Эдуарда Асадова
Ко Дню Победы
Россия за запрет притравки
Яшка

ПЕТИЦИЯ За запрет операции по удалению когтей у кошки
ПЕТИЦИЯ За запрет операции
по удалению когтей у кошки
ЖЕСТОКОСТЬ И БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ:
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
"Контактный зоопарк"

Причины эскалации жестокости в России
Причины эскалации жестокости в России

Жестокость - признак деградации
Жестокость - признак деградации
1.5 млн подписей переданы президенту
1.5 млн подписей
за закон
переданы президенту

ВНИМАНИЕ! В России<br> легализуют <br> притравочные станции!
ВНИМАНИЕ
Россия XXI
легализует притравку?!
Более 150 фото притравки<br> переданы ВИТОЙ<br> Бурматову В.В.<br> в Комитет по экологии Госдумы
ПРИТРАВКА
ПОЗОР РОССИИ

Ирина Новожилова: «Сказка про белого бычка или Как власти в очередной раз закон в защиту животных принимали»<br>

«Сказка про
белого бычка»
Год собаки в России
Год собаки в России
Концерт <br>за права животных<br> у Кремля «ЭМПАТИЯ»<br> ко Дню вегана
Концерт у Кремля
за права животных

«Что-то сильно<br> не так в нашем<br> королевстве»<br>
«Что-то сильно
не так в нашем
королевстве»
Китай предпринимает<br> шаги к отказу<br> от тестирования<br> на животных
Китай предпринимает
шаги к отказу
от тестирования
на животных

Джон Фавро и диснеевская<br>«Книга джунглей»<br> спасают животных<br>
Кино без жестокости к животным

Первый Вегетарианский телеканал России - 25 июля выход в эфир<br>
Первый Вегетарианский телеканал России
25 июля выход в эфир

Биоэтика
Биоэтика

Здоровье нации
Здоровье нации. ВИДЕО

Спаси животных - закрой цирк!<br> Цирк: пытки и убийства животных
15 апреля
Международная акция
За цирк без животных!

Ранняя история Движения против цирков с животными в России. 1994-2006
Лучший аргумент
против лжи циркачей?
Факты! ВИДЕО

За запрет жестокого цирка
Спаси животных
закрой жестокий цирк

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко,
опасно

День без мяса
День без мяса

ЦИРК: ПЫТКИ ЖИВОТНЫХ
Цирк: новогодние
пытки животных

Поставщики Гермеса и Прада разоблачены: Страусят убивают ради «роскошных» сумок
Поставщики Гермеса и
Прада разоблачены

Здоровое питание для жизни – для женщин
Здоровое питание
для жизни –
для женщин

Освободите Нарнию!
Свободу Нарнии!

Веганы: ради жизни и будущего планеты. Веганское движение в России
Веганы: ради жизни
и будущего планеты.
Веганское движение
в России

Косатки на ВДНХ
Россия - 2?
В
Цирк: новогодние пытки
ПЕТИЦИЯ
Чёрный плавник
на русском языке
Российские звёзды против цирка с животными
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
Животные – не одежда!
ВИТА: история борьбы. Веганская революция
экстренного расследования
Россия, где Твоё правосудие?
Хватит цирка!
ПЕТИЦИЯ о наказании убийц белой медведицы
Россия, где правосудие?
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
4 дня из жизни морского котика
Белый кит. Белуха. Полярный дельфин
Анна Ковальчук - вегетарианка
Анна Ковальчук - вегетарианка
Ирина Новожилова:
25 лет на вегетарианстве
История зелёного движения России с участием Елены Камбуровой
История зелёного
движения России
с участием
Елены Камбуровой
 Спаси дельфина, пока он живой!
Спаси дельфина, пока он живой!
Вечное заключение
Вечное заключение
Журнал Elle в августе: о веганстве
Elle о веганстве
Россия за Международный запрет цирка
Россия за Международный запрет цирка
Выигранное
Преступники - на свободе, спасатели - под судом
Океанариум подлежит закрытию
Закрытие океанариума
Закрыть в России переездные дельфинарии!
Дельфинарий
Спаси дельфина,
пока он живой!
Ответный выстрел
Ответный выстрел
Голубь Пеля отпраздновал своё 10-летие в составе «Виты»
Голубь Пеля: 10 лет в составе «Виты»
Проводы цирка в России 2015
Проводы цирка
Россия-2015
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Девушка и амбалы
Девушка и амбалы
Hugo Boss отказывается от меха
Hugo Boss против меха
Защити жизнь - будь веганом!
Защити жизнь -
будь веганом!
Земляне
Земляне
Деятельность «шариковых» - угроза государству
Деятельность «шариковых»
- угроза государству
Почему стильные женщины России не носят мех
Победа! Узник цирка освобождён!
Океанариум - тюрьма косаток
Защитники животных наградили Олега Меньшикова Дипломом имени Эллочки-людоедки
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Меньшиков кормил богему мясом животных из Красной книги - Экспресс газета
Rambler's Top100   Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Copyright © 2003-2024 НП Центр защиты прав животных «ВИТА»
E-MAILВэб-мастер