Вегетарианское обозрение, Киев, 1911 г. ВО.8.1911, с. 28 Новый противник вегетарианства
В № 117 газеты "Уральский Край" я прочитал содержание сказанной в Астрахани проф. Мечниковым речи о средствах борьбы с преждевременной старостью. Полагая причину преждевременной старости в бактериях, находящихся в кишечном канале, профессор предлагает бороться с этими бактериями известным пищевым режимом, при чем он находит, что исключительно растительная пища не может содействовать уничтожению производимых бактериями ядов.
Не буду касаться вопроса о том, соответствует ли задачам истинной науки, имеющей своей целью содействие благу людей, оставление без внимания тех причин, которые лежат в общих условиях нашей жизни и очевидно для всякого обусловливают преждевременную старость многих миллионов людей. Причины эти – задавленность сверхсильным, нездоровым, однообразным трудом большинства и неестественная, праздная, изнеженная, развращенная жизнь меньшинства. Не касаясь этого, приведу лишь суждение профессора о вегетарианстве.
"Нужно употреблять смешанную пищу и не поддаваться велению чувства, которое запрещает есть мясо животных; в жизни руководствоваться одним чувством нельзя", говорит профессор.
Чувства бывают разные. Есть чувства гнева, гордости, властолюбия, которыми не только не следует руководствоваться, но которые необходимо подавлять. О каком же чувстве говорит профессор? Какое чувство запрещает нам убивать животных, или содействовать их убийству другими? — Нравственное чувство. Вот про это то чувство и говорит профессор, что нельзя им руководствоваться, не объясняя, почему он находит это невозможным.
От того, что люди пренебрегают нравственным чувством и взамен его руководствуются соображениями личной выгоды, от этого все зло нашей жизни. От этого казни, войны, тюрьмы, роскошь одних и нищета других. Это следование во всех поступках соображением личной выгоды хотя бы они и шли вразрез с тем, что велит делать и чего велит не делать нравственное чувство, превратило нашу жизнь в ад, от которого не спасет нас никакое продолжение жизни каждого из нас до 100, до 1000 или более лет. Спасение только в том, что отрицается учеными людьми нашего времени: в развитии нравственного чувства, не позволяющего человеку ради своих выгод делать зло своим ближним.
Н. Гусев
|