Вегетарианское обозрение, Киев, 1911 г. ВО.9-10.1911, с. 25-34 О вегетарианстве1
Дорогие сестрицы и товарищи!
Часто меня спрашивают устно и письменно, как это мы питаемся сеном и травами? Жуем ли мы их дома, в стойле, или на лугу и сколько именно? Многие принимают это питание за шутку, потешаются над ним, а некоторым кажется даже обидным, как это можно людям предлагать корм, которым до сих пор питались животные! Я решила собрать все свои практические сведения, которые получила за этот год и поделиться ими со всеми, желающими послушать их.
Мою беседу я посвящаю людям, приближающимся к пятидесяти годам. Это роковой возраст, как для мужчин, так и для женщин. К этим годам переутомляются все наши органы, главным образом желудок, кишки, сердце, и в особенности засоряется печень. Помню, как проф. Тарханов образно объяснял значение печени в нашем организме. Это огромный фильтр, задерживающий в себе и перерабатывающий все яды, поступающие в желудок. Здоровая печень не пропускает ядов в кровь. Увы, на шестом десятке, а иногда и гораздо раньше, она отказывается служить: начинаются поездки на воды, заграницу или на Кавказ. Люди страдают одышкой, ожирением, упадком сил от понижения обмена веществ, головными болями, изжогами, геморроем, все болит, ломит. Подагра торжествует... Она разъедает все наши внутренности, засоряет кровеносные сосуды и несет с собою склероз и разрывы сосудов. Экзема, опухоли и рак также ее любимые спутники.
К стыду моему, должна признаться, что пришла к идее вегетарианства не моральным путем, а именно через физические страдания. К сорока годам я уже была полукалека. Ноги, распухшие, как колодки, на темя что-то жмет, тоска, сердечные припадки, отрыжка часами, спины не разогнуть, все, все болит... Весом за пять пудов перевалила, ни повернуться; на лестницу не взойти. Не жизнь, а страданье! Вот, дорогие слушатели, всем, кто так страдает, посвящаю я свой опыт... Я не врач и не ученый, я только могу говорить от практики. И каждому, кто мне поможет расширить мои сведения, разработать новую область, я буду глубоко благодарна.
Подагра главным образом происходит от известковых и мочекислых отложений в наших суставах, плохая печень, о которой мы сейчас говорили, и неправильная деятельность почек не в силах выводить наружу эти вещества. Как только причина становится ясной, больной начинает искать всевозможных способов, чтобы удалить или растворить ядовитые соли. Тут в большинстве случаев врачи рекомендуют то, что в общежитии называется "вегетарианством", т.е. воздержание от мяса и рыбы. Страшная это минута в жизни богатого, даже просто мало-мальски обеспеченного человека. Каждый, решительно каждый слыхал о теории животных белков, необходимых для нашего организма; как же жить без них, долго ли ослабеть? Каждый также слыхал, что в рыбе много фосфора, значит, она особенно хорошо действует на мозг; как же без рыбы? еще оглупеешь! И вот больной, чтобы не ослабеть и не оглупеть бросается главным образом на яйца, в которых столько и белка и фосфора, ест их до тошноты, до несварения желудка. Главное не ослабеть! На столе появляются каши, овсянка, горох. Вот мед еще дает силу. Три раза в день мало есть, надо пять раз. Больной начинает жиреть, подагра быстро усиливается, часто развивается катарр желудка. Молоко вот хорошо для подкрепления! И больной, кроме всего другого, еще через силу, для блага своего, вливает в себя молоко. В животе у него бурчит, под сердце подступают газы, развивающиеся в желудке от яиц. Счастлив тот, кому в такую минуту попадутся под руку две книги: 1) "Предупредитель болезней", Г. Ламана и книга доктора Л. Паско, "О питании и гигиене артритиков" ("Alimentation et hygiene de l'artritique"). В особенности последняя книга открывает нам совершенно новые горизонты. Доктор Паско говорит, что в большинстве случаев люди слабы от избытка пищи. Все силы уходят на пищеварение. От переутомления пищеварением человек делается малокровным, неврастеником. В книге Паско есть очень интересные таблицы, в которых вычислено отношение между ростом человека и количеством пищи для него необходимой. Оказывается, что человек маленького роста должен есть меньше высокого. Количество пищи должно быть также в строгом соответствии с количеством затраченных сил. В спокойные, тихие дни, нам нужно очень мало для поддержания своей жизни. И вот у богатого человека, начитавшегося этих книг, опять настает страшная минута. — А что если в самом деле попробовать меньше есть? — Ужас охватывает его! Конечно, если бы ему пришло в голову заглянуть в дворницкую или к поденщикам и расспросить их об их питании, он бы живо успокоился. Но, к сожалению, он этого не делает и продолжает тревожиться. Те редкие храбрецы, которые отваживаются все же уменьшить свое ежедневное питание, начинают чувствовать на себе какие-то чудеса. Чем меньше еды, тем больше сил. Из этого положения возникла теория Хиндхеде, который своим собственным опытом, а потом общежитиями для учащейся молодежи доказал, как мало нам нужно, для здоровой, деятельной жизни. Всего несколько копеек в день!
В эту минуту Хиндхеде знаменитость. К нему в Копенгаген со всех сторон съезжаются врачи и туристы.
Когда в человеке мало-помалу укрепится идея, что жизнь возможна без употребления в пищу мяса и рыбы, тогда перед ним является первое нравственное откровение. —
"Зачем в сущности убивать, если можно обойтись без этого".
Он начинает искать ответов и поддержки в близких и в литературе и к своему крайнему удивлению узнает, что моральные вегетарианцы существовали испокон века, так сказать, что идея безубойного питания всегда жила в лучших умах человечества, а в наши дни имела яркого выразителя в лице Льва Николаевича Толстого и его последователей.
И в самом деле, зачем убивать, мучить? — не переставая звучит в душе. Поглощаются книги, брошюры, журналы, касающиеся нравственного вегетарианства. Чувства делаются тоньше. Является, наконец, мысль о том, каким образом добывается молоко, яйца и мед, эти органические продукты, которыми до сих пор питается человек. И вот настает третья роковая минута...
— А что если решиться бросить все продукты питания из чужого живота?
Врачи и близкие в отчаянии от таких чудачеств и фантазий.
— Он хочет уморить себя, убить!
Но челн уже отвязан, еще толчок, и человек делается не так называемым, а "истинным" вегетарианцем, т.е. он питается исключительно растительными продуктами. Страшно ему ужасно. Вот-вот, кажется, ослабнет, заболеет.
Но удивительно, вместо слабости и упадка сил, он начинает чувствовать какую-то особенную радость души и бодрость тела. Исследование почек на самом непродолжительном времени указывает на улучшение состояния всего организма. Но самым поражающим является чувство спокойствия и сытости в желудке. Количество пищи само собою, без всяких натяжек, уменьшается более чем наполовину. Становится вполне достаточным употреблять горячую пищу один раз в день, в 12 или в час дня, и только уже вечером, и то не всегда, закусить салатом или другой зеленью.
Вопрос о раскрепощении прислуги также разрешается совершенно естественно. Становится непонятным, зачем держать кухарку до поздней ночи в кухне, когда в три часа дня она уже кончила все свои обязанности. Рабочий день кухарки сводится до минимума и дает ей возможность жить личной, самостоятельной жизнью.
В эти минуты хорошо читать книгу д-ра З. Меллера, "Сохранение здоровья и его восстановление". Она дает веру в правильность своего режима, а это необходимо: близкие, качая головой, глядят на вас, потухшими от горя глазами. В книге Меллера можно найти все новые методы лечения, которые теперь практикуются на Западе. Познакомиться с ними более чем интересно, в особенности с лечением голодом. Советую каждому, имеющему возможность, приобрести эту книгу. Много счастья она может принести детям. Родители, прочитавшие ее, уже не будут пичкать своих детей насильно: "за здоровье папы, за здоровье мамы"... Несчастные дети! Здоровое, бодрое, радостное чувство голода им неизвестно! Оно задавлено постоянным перекармливанием. Еда является каким-то мучением!
Подагрик, чувствуя себя гораздо бодрее и свежее прежнего, все же не оставляет мысли найти средства, чтобы выгнать из своего тела накопившиеся в нем трупные яды. Вера в аптеку со всеми ее химически-приготовленными лекарствами в нем к пятидесяти годам сильно подорвана. Он даже подсчитывает, сколько приблизительно он в жизни издержал, безрезультатно, на разные лечения. Сумма большая. Просто денег жаль! Жаль и своего сердца, такого нервного, отравленного разными наркотическими средствами. Появляется смутное сознание возможности какого-то другого лечения. Искания продолжаются. Это минута, когда под руку подвертывается книга "Мое водолечение", Кнейпа.
Читаешь Кнейпа, этого, едва грамотного деревенского пастора, и с глаз одна за другой спадают повязки. Какое откровение! Природа, сама природа дает средства к исцелению. В своем собственном саду можно найти возможность избавиться от всех своих болезней, не затрачивая ни одной копейки на лечение. Травы вымывают, очищают весь наш организм.
Начинаешь с интересом смотреть на животных. Бессловесные, они не могут жаловаться на свои страданья. Поэтому Создатель дал им питание, которое одновременно и лечит их. Интересно, чем во времена дикого состояния питались люди? Во времена самые первобытные? По всей вероятности, они собирали травы и коренья в лесах, и на зиму, верно, сушили их2. Да, да... после этого последнего откровения мы уже, конечно, в кухне. Сено и травы кипят в кастрюлях.
Вот, дорогие сестрицы и товарищи, тот путь, конечно, приблизительный, который проходит человек, начиная от кровавых бифштексов и кончая отварами свежих и сушеных растений. Путь этот довольно длинный. С него много раз сворачивают. Новые и старые веяния в науке сбивают с толку, не знаешь, кому верить, а самочувствие забито и запугано разными теориями. Но удивительная эта идея вегетарианства. Раз она запала вам в душу, из-за физических или нравственных причин, кончено. Она тотчас же дает росток. И этот росток, засушенный, задушенный, осмеянный, все-таки никогда не умрет.
Он будет жить в душе, как живут в ней совесть и религиозное чувство.
Теперь, во второй части моей беседы, мы перейдем к самой практической стороне вопроса.
Прежде всего, я подробно расскажу, для тех, кому это не совсем ясно, почему с точки зрения нравственного вегетарианства, употребление в пищу молока, яиц и меду считается недопустимым. Питаться этими продуктами значит жить убийством и грабежом.
Начнем с кур: куры очень любят жить на свободе, не только потому, что им веселее и легче добывать себе корм, а главным образом оттого, что они имеют возможность прятать от людей снесенные яйца. Они копят их под поленницами, на чердаках, в темных углах конюшен. Курица, снесшая яйцо, хвастается своим геройством на весь околодок. Она громко кудахчет, но ни за что не признается, куда девала его.
Несколько лет тому назад, когда мы еще питались трупами, из нашего курятника исчезла лучшая курица. Через некоторое время, она стала появляться к двенадцати часам около нашего дома. Проберется вдоль стены к корму, покушает, и сейчас же исчезает. Мы решили ее не трогать и посмотреть, что из этого выйдет. Прошел таким образом целый месяц, даже больше, и вот в одно прекрасное утро, во дворе радостные крики, смех, суета. Бегут сломя голову за нами.
— Что такое?
— Настасья Семеновна пришла с цыплятами...
А кур мы называли именами тех знакомых, на которых они были похожи.
Скорей, скорей в курятник! И что же? по середине стоит наша крапчатая курочка, Настасья Семеновна, а кругом нее четырнадцать крошечных цыплят. Где-то, в лесу, или в поле она сделала склад яиц, вывела цыплят и торжественно и доверчиво привела их нам. Праздник в курятнике продолжался целый день. Люди и куры не могли в себя прийти от восторга.
Недели через две наша кухарка объявила нам, что между цыплятами (все они были ручные, мы их очень любили) девять петушков, которых надо поскорее зарезать, так как они начнут между собою драться. Вот хорошо бы гостям, в среду! Но цыплят этих, моих личных знакомых, я отказалась резать. Мы подарили их нашим соседям и после этого никогда уже не держали кур. Если всмотреться, мы увидим, как в курятнике идет совершенно самостоятельная, своя жизнь. Сколько там разнообразных интересов, страстей, привычек и характеров. Кто дал человеку право врываться в эту жизнь, с острым смертельным оружием в руках? Конечно, только безнаказанность преступления.
Но эта безнаказанность только кажущаяся. Прежде всего, сколько расхода, ежедневных хлопот и неприятностей доставляют хозяйке живые куры. С одними соседями, какие пререкания, когда в своем парнике найдешь чужого петуха, который аппетитно разгребает ногами только что появившуюся зелень или когда твои куры, к обиде дачников, заберутся спать в их сад на деревья.
Какие крики, шум, беготня... надо же всех их переловить. Потом, какие разнообразные болезни, даже очень опасные от яиц и куриных трупов. Если б любящая мамаша, заказывающая курочку для своих деток, взглянула на паразитов, кишащих на этом теле... Но самую ужасную месть за убийство мы пожинаем на наших детях. Пролитая кровь растлевает их душу. Убийство, как принцип, делается для них возможно.
То же, что сказано про кур, можно сказать и про коров. Тут все основано на грабеже и убийстве. Чтобы получить для себя молоко матери, мы убиваем ее теленка. С пчелами мы поступаем тоньше, но ехиднее. Когда весною молодой рой ищет себе нового помещения, мы ему, как бы невзначай, подставляем квартиру, так сказать, со всеми удобствами. Пчелы в восторге. Они устраиваются, работают, не жалеют сил, чтобы обеспечить себя на зиму; тогда-то мы подбираемся к ним: обкуриваем их, отбираем в свою пользу весь взяток, а затем камешком передавливаем все лишние рты, чтобы не кормить их зимою.
Конечно, и коровы и пчелы мстят болезнями. Месть заключается также и в том, что всякое животноводство затягивает человека с головой и осложняет жизнь до того, что делает из нее нестерпимое иго. Сельские хозяева и экономки всегда в отчаянии. В отчаянии также сыровары, фермеры, скотоводы и т.д. В Германии в настоящее время с большим интересом читается книга (не помню автора) "Das Paradies auf Erden" (Рай на земле), в которой доказывается возможность ведения сельского хозяйства без животных.
Об идее хозяйства без животных стоит нам всем задуматься. У кого есть имение, тот мог бы сделать на небольшом хуторке очень интересный опыт. Разрешение этого вопроса может создать совсем новые формы жизни. Аграрный вопрос распутался бы сам собою и голод стал бы невозможен.
Как только начну вдумываться в это, так мне сейчас же начинает казаться, что корова в хозяйстве является каким-то пережитком, который сохранился из тьмы веков, когда даровой земли и лугов было сколько угодно. В наше время крестьянин в полном смысле этого слова живет для своей скотины. Для нее нужен выгон, прогон (сколько места занимают, если сосчитать, эти прогоны), нужен пастух, ежедневный уход, корм, в продолжение восьми месяцев в стойле. Жена и дети в случае голода хоть в кусочки пойдут, а скотину прокормить надо во что бы то ни стало. Нужны постройки, страховки, всевозможные сельскохозяйственные орудия и приспособления. Посмотрите на мужика! Какое у него изрытое заботами лицо! Спросите, что вечно гложет его сердце? Беспокоит ли его необразованность детей, смертность младенцев, болезни жены или общая темнота его жизни? Нет, не то. Сердце его вечно гложет мысль о скотине. Он под кошмаром засухи, с одной стороны, и с другой, боится дождя, чтобы не сопрело сено. Он вечно с тревогой смотрит на небо: что-то принесет оно ему? Если небо благосклонно это еще четверть благополучия. А вдруг падеж на скотину... или жучки на поле съедят урожай. А пожар... Для скотины мужик встает в четыре часа ночи: корму подложить. И все то она жует и все то ей мало. Про баб и говорить нечего! Бабе в двадцать пять лет на вид – 40.
А отчего? — от скотины! День и ночь уход за ней! Одно молоко сколько требует заботы. Доить, выпаривать горшки, особое помещение нужно для молока. То его слишком много, то вовсе нет...
В вагоне поезжайте по необъятной России, в окно посмотрите: тянутся, тянутся, и конца нет обработанным полям. Какие пространства идут под овес и клевер! А еще какие пространства под луга и пастбища. Я так много останавливаюсь на этом вопросе, потому, что мне кажется, что скотоводство, гипноз, которым себя сами загипнотизировали люди. Это кошмар, который надо стряхнуть.
Мужик держит корову для двух целей: для молока и для удобрения.
Если представить себе, что скотоводство было бы упразднено, могли бы люди жить без молока? Это вопрос почти праздный. Без молока живут миллионы людей и главным образом те, у которых есть коровы. Каждая капля молока идет у них в продажу богатым. Солдаты, например, также живут без молока. У бедных ребенок получает в продолжение первых двух лет своей жизни молоко своей матери, а потом шабаш. Может быть, это и есть самое естественное? Молоком питаются люди с достатком, именно те, у которых больше всего болезней.
Теперь относительно удобрения. При упразднении скотоводства оно будет необходимо только для злаков. Наша теперешняя обработка земли, когда навоз без всякой системы разбрасывается на огромные пространства, конечно, также должна отойти в область воспоминаний. Плохо, поверхностно запаханный, он не исчерпает своей силы. Неочищенное, неотобранное зерно разбрасывается также без толку по полям. Птицы его клюют, ветер его разносит, сохнет оно, бурьян его душит, только самый малый процент идет впрок. Когда люди перейдут на хозяйство без животных, на ручную обработку земли, на грядковую культуру злаков, тогда им конечно удобрения надо будет на три четверти меньше... Очень рекомендую прочесть по этому вопросу книгу Е.И. Попова "Ручное земледелие или хлебный огород"3. В ней главным образом описана китайская культура злаков. Удобрение употребляется исключительно человеческое, то, что называется золото. Автор этой книги говорит, что на Востоке людям известно, что каждый человек собственными средствами может удобрить необходимое для его пропитания количество земли, а земли при очень интенсивной культуре ему надо очень немного.
Золото на Востоке подвергают брожению, землю обрабатывают до тонкости, просевают, для каждого зерна, сознательно отобранного, приготовляют отдельную ямку и удобрение кладут только в ямки, для питания корней. Посадку полют, землю разрыхляют и поливают, что вполне возможно при небольших пространствах. Таким образом, урожай в руках человека. Голод, падеж и засухи – забытые кошмары. Удобрением может служить также и солома, так как она остается ненужной, не идет больше на подстилку. Удобрением служат также травы, известь, зола, отбросы, лесной мусор и, кроме того еще, теперь всюду открываются фабрики искусственных туков. Хлебный огород очень легко соединить с культурой фруктовых деревьев, ягодных кустов и различных овощей и салатов. Всех этих растений вполне достаточно для питания человека.
Теперь во многих губерниях царит голод, происходящий именно от устарелых форм жизни. Скот в эту минуту продается там не только за рубли, но даже за копейки. Было бы великим благодеянием, если бы все приверженцы грядковой культуры и интенсивного хозяйства напрягли бы именно теперь свои силы, чтобы познакомить народ с этими системами.
Большим подспорьем в хозяйстве могут служить также всевозможные части растений, которые до сих пор по незнанию бросаются прочь, даже бедными людьми. Я уже писала об этом в моей поваренной книге, но повторю здесь еще в нескольких словах. Так, например, ботва от картофеля дает очень вкусный бульон, отваренную и протертую ее можно есть в виде ботвиньи, зеленых щей или примешивать в тесто, что дает большую экономию муки.
В хлеб вообще можно примешивать не только всякую другую ботву, но также и разные дикие травы, и отваренные и протертые коренья. Хлеб от этого делается намного дешевле и значительно питательнее. У нас в буфете можно сегодня получить кулич с примесью салата и пирожки, тесто которых спечено пополам с репой. Из шелухи картофеля, которая во всех хозяйствах бросается прочь, можно самим делать прекрасную картофельную муку.
Мука эта с отваром из кисленьких трав дает очень вкусный кисель. В популярном "Литературно медицинском журнале"4 доктора Б.А. Окса, за февраль месяц 1911 года есть статья врача Цыпкина по поводу моей поваренной книги, в которой он говорит о питательности разной ботвы. Я очень благодарна ему за то, что он отнесся к этому вопросу с научной точки зрения и даже определил химический состав некоторой ботвы. Вне этой статьи я до сих пор нигде не могла найти ничего, что помогло бы мне хоть немного разобраться в вопросе о питании растениями. Ботаника рассматривает растения с точки зрения их строения, фармакология говорит об их лечебных свойствах, травники и Кнейп также смотрят на них, как на народные, испытанные лекарства. Атласы и гербарии также не дают желаемых указаний. До сих пор приходится делать выводы только из собственного опыта и опытов некоторых близких и знакомых, заинтересовавшихся этим вопросом. Лично на себе, решительно не зная химического состава поглощаемого, я постоянно испытываю благотворное действие трав, ботвы и сенных отваров. Без них вегетарианство было бы для меня изнуряющим. Когда эту весну нам пришлось быть за границей, мы больше всего, в смысле питания, страдали от отсутствия супов. Ни коренья, ни фрукты, ни каши не могут их заменить. Эти супы легки и очень сытны.
— Все это очень хорошо, отвечают мне, но как же вы их делаете?
Я уже много, много раз отвечала на этот вопрос и даже к нам собирались дамы для приготовления этих отваров. Сегодня здесь, в буфете, для интересующихся записаны некоторые рецепты супов и кушаний.
У нас это делается так: когда настает время готовить обед, наша кухарка идет в сад с корзинкой и собирает различные растения. И она и я плохо знаем ботанику. Собираем все, что попадается под руку. Сварим. Горько – выльем; вкусно – заправим к обеду, как заправляют всякий мясной бульон. Больше всего мы употребляли травы: сныти, манжетку, кисличку, крапиву, канареечную травку, тимофеевку, клевер, щавель, дудки, тысячелистник и много других. Брали мы не очень сырых растений по 10 золотников на тарелку супа. Недавно скосили всю траву, так в ожидании атавы мы употребляли прошлогоднее сено, по два золотника на персону.
Постоянный вопрос: А вы не боитесь ядовитых трав?
— На это отвечу – нет. В таком небольшом количестве, если и попадется ядовитая трава, то она прежде всего лекарственна, значит, еще на казенный счет и полечит вас от чего-нибудь.
Всяких болезней всегда в нас много.
В сущности, зачем вы все возитесь с этими травами и сеном?
Потому, что я считаю их нашей естественной пищей, которая нам дана для здоровья и для беззаботности. Мы точно ослепли, не видим того, что у нас пред глазами. Нагнитесь и возьмите, вот ваше кушанье. Нет, надо непременно пойти в лавку, накупить того, без чего можно обойтись, половину выбросить и потом уверять, что борьба за существование заедает душу.
— Да ведь, нельзя же жить одними травами?
— Нельзя, но во всяком случае они могут в каждом хозяйстве дать огромную экономию.
Этим летом к нам приезжал из Петербурга единственный, кажется, в России вегетарианский приют5. Девочек от 12-16 лет было у нас 18. Они поместились у нас здесь в "Прометее", спали в ложах. Утром по их приезде они набрали в нашем саду диких трав и по указанию нашей кухарки сварили себе обед из трех блюд: 1) Суп с вермишелью. 2) Протертая зелень с гренками из черного хлеба. 3) Кисель из кислички и щавелю, заправленный картофельной мукой из шелухи. Весь обед на 18 человек обошелся в 32 коп. Полторы копейки на человека. В этом приюте самоуправление: дети сами покупают себе провизию. Паек 14 коп. на душу. Возможность экономии привела их в восторг. Они не могли себе простить, как до сих пор они не употребляли трав из своего большого сада.
Девочки все свежие, сильные и здоровые. Начальница приюта, необычайно светлая личность, говорила мне, что вегетарианство особенно хорошо действует на нравственность детей: самые низменные пороки проходят сами собою, без наказаний.
У вегетарианцев, как мы замечали и сами, умирают животные инстинкты и развиваются с необыкновенной силой идейные страсти.
Переходить на вегетарианство люди должны не для принудительной добродетели, а именно для здоровой, беззаботной жизни. В особенности огромное облегчение чувствует женщина-хозяйка при переходе на новый режим. Прежде всего никакой заботы о животных. Какое спокойствие и сколько свободного времени! В кухне дела втрое меньше, и карман отдыхает. Экономия во всем, даже ледники можно не набивать. Что сделается с пучком трав или морковкой, если она полежит на столе. И манеры у хозяйки делаются другие. Ей не надо больше подозрительно нюхать свою же провизию: цыплят, мясо, яйца, молоко. Нет уже больше заботы о гниении, не набирается она туберкулеза от коров и дифтерита от кур. И скандалов в доме нет и нет чада от упущенного на плиту молока.
Все это очень хорошо, говорят люди науки, да вот зубы.
— Зубы, какие зубы?
— Вот что значит необразованность, не знаете, что зубы у людей приспособлены именно для мяса?
— Для мяса? А чем же мне прикажете грызть сырую репу или вкусную корку черного хлеба?
— Это другими зубами, это не этими!
— Какими другими? Что с вами, мне очень удобно!
— Мало ли что удобно, нельзя, потому что ваши – для мяса.
— Да кто это определил? ведь также люди!
— Ученые. Вот и у собак тоже зубы для мяса.
— Для мяса? Стоит нашим собакам только поесть мяса и сейчас же у них запор6, горячий нос. Сколько я их лечила. Ветеринары говорят, что кости разрывают им кишки и большинство собак умирает от воспаления брюшины.
— Ну и пусть умирают, а зубы у них для мяса и у вас также.
Когда я писала эти последние строки, к нам во двор въехал экипаж с посланным нам ящиком. Ящик этот оказался гербарием, который выставлен на балкон; он может пролить свет на наши до сих пор сделанные опыты. Госп. Бетхер, который состоит в товариществе с братьями Нобель, был так любезен одолжить его нам. В этом гербарии мы найдем собрание диких растений. Агроном работает над их определением. Товариществу Нобель эти изыскания нужны для их молочного дела. Они делают опыты, какие именно травы развивают в корове наибольшую молочность. Кто знает, может быть их опыты можно было бы применить к кормящим матерям. Также целый новый горизонт! У нас по этому вопросу был интересный пример. У одной нашей знакомой, очень обеспеченной, родился ребенок. Для большей молочности ее усиленно питали мясом, яйцами, пивом. Ребенка отняли от груди на восьмом месяце. В то же самое время у нашей кухарки также родился ребенок. Кухарка, как и мы, питается травяными и сенными отварами. Ест она вообще очень мало. Ребенка она кормила молоком полтора года и таким питательным, что он, кроме него, ничего не хотел есть. Ребенок сильный, здоровый, красивый. Мы можем его демонстрировать.
Травяные, но главным образом сенные отвары дают сильнейшее сгорание. Они съедают жир. При их употреблении не дурно есть овес и орехи для укрепления мускулов.
На сегодня, дорогие сестрицы и товарищи, боюсь уже долее утруждать ваше внимание и кончаю свою беседу. Мне остается сказать всего несколько фраз. Но позвольте мне заменить их одним маленьким, скромным словечком.
Если травы и сено могут дать нам, в самом деле, хоть немного здоровья и душевной радости, почему отказываться от них? И вот мое тихое, заключительное слово — "попробуйте"!
Н.Б. Северова
1- Лекция, читанная в Финляндии.
2- Предположение автора вполне правильное. Первобытный человек был вегетарианцем. Этой точки зрения придерживается большинство ученых, как, например, Морган (см. "Первобытное общество"), Мак-Ленан, Леббок, Дарвин, Энгельс, Bucher и др. В своей книге "Die Entstehung der Volkswirtschaft" на стр. 50, проф. Bucher, говорит:
"Прежде разделяли первобытные племена по их способу добывания пищи: на охотничьи, рыболовов, пастушеские и земледельческие народы. Причем верили, что эти ступени экономического развития должны быть пройдены каждым народом при его культурном росте. Это происходило от того предположения, что первобытный человек начал питаться животной пищей и лишь постепенно, по острой нужде, перешел к растительной. Причем считали, что добывание растительной пищи труднее добывания мясной, видя перед собой современное сложное европейское земледелие с его всевозможнейшими искусственными сельскохозяйственными орудиями и утварью. Само это понятие ошибочно, как и предположение, из которого оно вытекает. Конечно, всякое хозяйство берет свою исходную точку из добывания пищи, которое непременно зависит от распределения местных природных даров. С самого начала человеку было указано на растительную пищу, и повсюду, где находились плоды, ягоды и коренья, туда он стремился. Только в крайней нужде обращался он к маленьким животным, которых он пожирал в сыром виде: как, например, раки, черви, жуки, стрекозы, муравьи и т.п.". "На всех ступенях своего развития каждый первобытный человек тех широт находит свое главное пропитание в растительной пище, уже на том простом основании, что она добывается легче животной".
3- Издание 2-е "Посредника"; цена 30 к. Рекомендуем также статью д-ра Морана с предисловием вышеупомянутого автора, Е.И. Попова (Алькор) "О земледелии в Японии", напечатанную в номерах 3,4 и 5 "Вегетарианского обозрения" за 1909 год. Редакция "Вегетарианского обозрения".
4- Контора и редакция "Литературно-медицинского журнала": С-Петербург, Офицерская, 26. Журнал этот также содействует распространению вегетарианства. Редакция "Вегетарианского обозрения".
5- Более подробные сведения об этом приюте можно найти в брошюре Е.Ю. Рейнке "О вегетарианских приютах". Изд. "Вегетарианского обозрения"; ц. 5 к. Редакция "Вегетарианского обозрения".
6- См. "Об артритизме у домашних животных", Dr. Pascault, перев. Е.Ю. Рейнке. Издание "Вегетарианского обозрения"; ц. 5 к. Редакция "Вегетарианского обозрения".
|