Вегетарианское обозрение, Киев, 1911 г. ВО.9-10.1911, с. 35-36 Об отношении буддистов к животным1
Погруженный в размышления, — пишет Markgraf, — вышел я за ограду монастыря и увидал маленького мальчика, старающегося с большой осторожностью поднять что-то с дороги. Я подошел к нему и спросил, что это он делает? "А вот, скорпион" — ответил он. — Что же ты с ним хочешь сделать? — "Я хочу отнести его прочь с дороги, чтобы его не раздавили. Если бы он укусил кого-нибудь, его могли бы поймать". При этом мальчик старался приподнять скорпиона двумя сухими листьями, чтобы спасти ему жизнь. Я помог мальчику своею тростью выкопать насекомое из пыли.
Пройдя несколько шагов, я встретил своего маленького слугу, который ударил рукой москита, укусившего его в ногу. "Помнишь ли ты первую заповедь?" крикнул я ему. — "О да", ответил он: "Не убий". — "А как же ты хотел убить насекомое?" Глаза ребенка наполнились слезами, и низко опустив голову, он сел под куст, видимо, считая себя большим грешником.
На базаре в Rangoon'e собираются раз в неделю индусы, мусульмане и христиане. Вот идет туземец с корзиной с цыплятами; он направляется к ближайшему монастырю, входит в огороженный сад, раскрывает корзину и выпускает цыплят. Это называется "спасти жизнь". Тут они вне опасности. Много здесь разных животных: корова, щенята и котята, 50 кур, около 20 гусей и уток. Они доверчиво подходят к монахам и туземцам. С восходом солнца издали слышен крик, лай, гоготание, мычание. Животные с нетерпением ожидают появления монахов, которые возвращаются с раннего богослужения, неся с собою корм своим любимцам.
Английское правительство не одобряет этих приютов для животных и рассылает по монастырям отравителей. Но животные так боятся белых, что бегут от них.
Однажды я гулял со своим учителем, монахом Nyanatiloka, по берегу озера. Мы заметили толпу народа, в которой христианин что-то кричал индусам. Подойдя, мы увидали у него доску, на которой лежало несколько дюжин мелкой рыбы, уже полусонной. Он голосил во весь голос: "О, бедные, милые рыбки! купите их и отпустите в озеро, ведь они здесь, на доске, околеют. Купите бедных рыбок, если они заснут – это будет вашей виной!" И действительно, к нему подошел добродушный буддист, купил всю рыбу и тут же спустил ее в озеро.
Nyanatiloka рассказал мне, что однажды в монастыре поселился олень. Так как он еще не был знаком с охотниками и ружьем, то он расхаживал всюду спокойно и безбоязненно. По воскресеньям монахи приносили большое количество цветов в храм. Олень тогда величественно поднимался по ступеням храма к алтарю Будды и преспокойно щипал цветы. Никто на него за это не был в претензии.
Часто можно видеть оригинальную сценку: индуса-буддиста с курицей на коленях, которая приютилась у него, ища защищенного местечка, чтобы снести яйцо. Часто тут же лежит кошка со своими котятами.
В одной буддийской деревне на острове Цейлон старый полуслепой слон ежедневно приходит за подачкой рису, обходя таким образом все хижины. Иногда он добродушно позволяет пользоваться собою для переноски бревен или иных тяжестей. Буддийское учение само, так сказать, строит мост дружбы между человеком и животным.
Однажды утром, одеваясь, я протянул руку за полотенцем и увидал сидящую на крючке прелестную змею. "Она не ядовита, господин!" — сказал мой маленький слуга. С помощью длинной трости мы осторожно выпроводили змею в сад. Поистине мой маленький слуга не боялся смерти! Мой друг Nyanatiloka потом объяснил мне, что эта порода змей до того ядовита, что ее укус влечет моментальную смерть!
Еще дам вам маленькую иллюстрацию того, как европейцы являются нарушителями мира в этой кроткой, набожной стране.
По улице в Rangoon встретил я человека, несшего в корзине рыбу, нанизанную на проволоку. "Вы говорите по-английски"? спросил я. — "А что вам угодно"? — был ответ. — "Эти несчастные рыбки ужасно страдают; вы бы их хоть с проволоки сняли". С глубоким презрением посмотрев на мою монашескую одежду, произнес он, медленно расчленяя каждое слово: "Нет! я христианин!".
Сострадательное отношение индусов к животным может показаться сентиментальностью; пусть так; пусть даже скажут, что в основе его лежит чувство эгоистическое, боязнь возможности переселения души в мучимое животное. Как бы то ни было, буддийское учение влияет на нравы, потому что оно входит в самую жизнь, а не только исповедуется его последователями, как учение христианское.
"Пусть ребенок уважает жизнь малейшего создания: воспитывайте в нем душу индуса, а не душу Картезианского мудреца".
С немецкого
Е.Ю. Рейнке
1- Рассказы заимствованы из журнала, издаваемого в Германии немцем Walter'ом Markgraf'ом. Последний переселился в Индию и поступил в буддийский монастырь.
|