Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев, 1912 г.
(Избранные статьи)
ВО.3-4.1912
По поводу статьи "Об
убийстве живых существ" В.Г. Черткова и возражения на нее
Л. Салькова
Нет успокоения ни тому, кто
живет для личных целей среди людей, ни тому, кто живет для духовных
целей один. Успокоение получает только тот, кто живет для служения
Богу среди людей.
Из круга чтения Л.Н. Толстого
В последнем номере "Вегетарианского Обозрения" за прошлый
1911 г. было помещено возражение Салькова на статью В.Г. Черткова.
Возражения эти показались, вероятно, странными многим читателям
"Вегетарианского обозрения". Мне, как одному из них,
защита убийства (хотя бы и в крайнем случае), как способа спасения
людей, кажется не только удивительной, но главное опасной. Опасно
утверждение, что есть случаи, когда убить человека надо ради блага
всех. Расшатывается самый принцип "Не убий". Практически,
т.е. в действительной нашей жизни, что собственно опасно: опасно
и плохо ли, что люди перестанут убивать друг друга, или наоборот,
опасность и зло в том, что люди убивают людей?
На такой вопрос никто не станет раздумывать как ответить, так
что принцип "Не убий" для каждого в отдельности и для
общества несомненен. Единственно, чем постоянно затемняется это
ясное положение, это придумыванием исключений, нежеланием принять
принцип этот в полной чистоте, вплоть до непротивления.
Чтобы не быть убитому, чтобы не убили твоих близких, любимых,
надо убивать, говорят люди; не бойся греха, когда надо защищать
близких.
Эта раздвоенность души человеческой в такие критические моменты
жизни губит не близких, а губит дело Божие, которое именно и состоит
в том, чтобы не грешить, т.е. исполнять Его волю. А его воля,
конечно в том, чтобы люди были счастливы. Значит, ради счастья
людей надо не грешить и потому прежде всего никого не лишать жизни.
Чертков в своей статье привел крайний невозможный в жизни пример
– он берет человека, грозящего уничтожить все человечество и возможность
предотвратить такую космическую катастрофу убийством этого безумца,
и ставит вопрос: надо ли убить? Сальков, в противоречие Черткову,
утверждает, что такого убить надо, надо взять грех на себя, погубить
душу свою, но спасти дело Бога(!?) и т.д.
Ну право же, несмотря на нынешнюю нашу цивилизацию и гордость
нашим прогрессом, мы и теперь продолжаем пережевать дикую эпоху
людоедства, из которой только начинаем делать попытки выйти. Ведь
до сих пор у большинства людей всех лагерей у всех народов крепко
и прочно сидит та мысль, что убийство не только животных, а убийство
людей для блага общества необходимо и допустимо.
Чего только не придумали люди, гоняясь за благами земными, а
того не заметили, что ничто не приносит столько горя, страданий,
несправедливостей и ужаса в земной жизни, как эта дикая вера или
идея необходимости убийства для жизни остальных.
Ведь количество убийств в раздражении или ради самообогащения
ничтожно, а громадное их большинство совершается с самой хорошей,
самой самоотверженной целью блага людей! До сих пор люди не узнали
главной и первоначальной идеи веры в Бога, идеи "Не убий".
Только истинная религия уничтожает корень этого зла.
Благодаря резкости взятого Чертковым примера особенно разительно
сталкивается принцип "Не убий" с мыслью, что "я"
могу принесть счастье человечеству. Здесь ясно ставится искушение
убить и соблазняют платой за это, не денежной, как палача, а кажущимся
счастьем человечества, миражем воли Бога.
Всякое убийство, оправдываемое благом людей, всегда производится
не благодаря любви к людям, а ради привязанности, ради защиты
себя или особенно милых сердцу родных, близких, единоплеменников,
соотечественников. Эти слабости сердца нашего невольно живут в
каждом из нас и родились с нами. Нам нечего бояться их исчезновения,
бояться за то, что мы недостаточно защитим своих в ущерб чужих.
Нам надо разумом обуздывать эти страсти свои, нам надо верить
и понять, что жизнь людей возможна без дикой отчужденности наций,
семейств и классов и без дикой борьбы между собой.
Поэтому всякое посягательство на чистоту принципа "Не убий"
опасно и невольно служит смерти, а не жизни.
Рассказы "Скоморох Памфалон" Н.С. Лескова и "Отец
Сергий" Л.Н. Толстого выражают ту же мысль, которую, как
мне кажется, первоначально хотел высказать Л. Сальков, ту, что
собственная чистота, спасение своей души не гармонирует с отъединением,
изолированием себя от людей. Но я думаю, что это надо понимать
так, что сама чистота призрачна и спасение души перестает быть
ее спасением, если ради этой цели бросают мир людей.
Лесков и Толстой, мне кажется, хотели сказать, что истинные святые
живут в самой гуще людской, чистые и незаметные никому, не замечая
своих достоинств, а раскрывая пороки перед людьми часто одинокие
и невидимые, проходят путь свой перед Богом.
Сальков же в воздержании от убийства (хотя и при крайних обстоятельствах)
видит грех отчужденности от людей, т.е. недостаточную любовь к
ним.
Таким образом он сам противоречит себе, выделяет святость от
мира, желая одновременно совершенства ему.
Святости потому и нет в мире, что люди считают ее негодной для
практического применения, а отшельники, монахи и сектанты думают,
что мир непригоден для того, чтобы в нем жить свято.
Мне кажется, что цель, которую имел Чертков, приводя столь крайний
пример, в том, что он хотел разрушить идейное колебание раздвоенных
душ, выяснить каждому, на чьей стороне находишься принципиально:
на стороне надобности убийства или религиозного непротивления.
Ведь в сущности страшна не смерть, не уничтожение всей земли (ведь
и умереть каждый из нас должен, и шар земной как все материальное
имеет конец), а страшно то, чтобы мы не были виновниками этих
явлений, не производили бы смерти, а сохраняя душу свою, радовались
бы этой жизни, а не проводили бы ее в безумной и братоубийственной
борьбе за уничтожение убийства.
Нам надо поверить в возможность мира между собою, поняв друг
друга во всей красе. И это случится тогда, когда мы поверим разуму
и любви, т.е. в разумность любви к врагам, или в Бога. Не знаю,
убедил ли или нет г-на Л. Салькова, во всяком случае жму ему руку.
В. Ш.
______________________________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|