Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев, 1912 г.
(Избранные
статьи)
ВО.5.1912
Л.Л. Заменгоф
Как я сделался вегетарианцем, и почему перестал употреблять в
пищу молочные продукты и яйца.
Главные побуждения, заставившие меня сделаться вегетарианцем,
были нравственного, морального характера. Я никогда равнодушно
не мог видеть ужасных окровавленных кусков мяса, из которых наша
мать приготовляла нам обед. Я, попросту говоря, боялся и чувствовал
непреодолимое отвращение к тому, чем питали нас. С детства отличаясь
жалостливым характером, я никогда не позволял ни себе, ни другим
бить и мучить животных. Много приходилось мне переживать неприятных
минут, когда я, найдя на улице брошенных котят или щенят, подбирал
их и тащил домой: домашние, обыкновенно, сердились, говорили,
что нельзя же подбирать всех кошек и собак, что у нас и так целый
"зверинец", и прочее. Но в конце концов, я знал, что
мать никогда не выбросит принесенных животных и первая станет
кормить их из соски молоком, вставать к ним по несколько раз ночью
и, вообще, будет ухаживать за ними, как самая нежная, заботливая
самка-мать. Мои сестренки и братишки также принимали самое горячее
участие в воспитании наших питомцев, и отрадно было видеть, как
осторожно и заботливо они кормили их, обмывали или укладывали
спать. Проходило месяца три-четыре, и из маленьких, слепых и беспомощных
котят или щенят вырастали красивые, грациозные животные, которых
уже все любили и считали членами нашей семьи. А потом все оканчивалось
к общему удовольствию: знакомые настойчиво просили лишних, воспитанных
нами животных, и никакого "зверинца" не оказывалось
в нашем доме. Своих воспитанников мы отдаем с одним условием:
в случае, если взявшие будут недовольны поведением нашего питомца,
то они отнюдь не должны его выбрасывать, а обязаны возвратить
нам. И не было еще ни одного случая, чтобы среди наших воспитанников
оказались "блудные сыновья".
Но, несмотря на жалость и сострадание к животным, я продолжал
пожирать самых кротких и беззащитных из них. Мой разум, мое критическое
отношение к жизни еще дремали. А как только они пробудились во
мне и стали неотступно требовать разрешения различных вопросов,
так тотчас же и жалость к животным получила разумное и справедливое
применение – 19-ти лет я отказался от мяса. Никаких особенных
усилий не потребовалось – все произошло легко и просто. Отпала
старая, сгнившая шелуха, чтобы дать возможность зерну увидеть
свет.
Но трудно было мне отказаться от рыбы, и не потому, что я очень
любил рыбную пищу, а потому, что этот вопрос был связан у меня
с природой. Охотиться, я никогда не охотился, и до сих пор не
знаю, как стрелять из ружья. Но рыбная ловля была моя страсть.
И любил я ее особенно потому, что, уезжая дня на два, на три на
"рыбалку", я все это время чувствовал себя свободным,
счастливым, беззаботным, в самом близком и радостном общении с
природой. Частые неудачи, в смысле улова рыбы, никогда не обескураживали
меня. Привлекал простор воды, красота темной ночи, яркие костры,
великолепие раннего утра, восход солнца. Всего этого в городе
я не видел, а здесь осязал и чувствовал всю красоту окружающей
природы. Особенно полюбил я рыбную ловлю позже, когда вступил
в юношеский возраст и, настойчиво ища ответов на запросы своего
духа, я испытывал резкие, неприятные столкновения с своими родителями.
Меня всегда угнетали эти ссоры и взаимное раздражение. И вот,
в особенно тяжелые минуты, после какого-нибудь крупного разногласия,
я объявлял: едем на рыбалку! И все тотчас же менялось. Отец начинал
искать свои старые, "рыболовные" очки, переодевался,
суетился. Мать и ребята быстро и весело собирали необходимые принадлежности,
завертывали чай, сахар, хлеб, насыпали картошки, копали червей,
собирали удочки, переметы и прочее. Скоро все оказывалось готовым.
Нагружались веслами, парусом, якорями для переметов, забирали
все принадлежности и припасы и спускались под гору, к лодке. Отец,
я, двое-трое ребят усаживались в нее и отплывали от берега. Мать
стояла на яру и провожала нас взглядом до пристаней, где наша
лодка скрывалась среди пароходов и барж. Плыли верст 30 по Иртышу,
затем по Тоболу, на берегу которого и выбирали подходящее место
для рыбалки. Натягивали палатку, разводили костер, принимались
за ловлю. И какими вкусными казались чай и картошка, сваренные
здесь, на берегу! Как широко и привольно дышалось всем и как свободно
лилась песня из груди! Все неприятное и тяжелое забывалось и исчезало.
Семья снова становилась тесной и дружной. Домой возвращались усталые,
но довольные, и мир надолго восстанавливался среди нашей семьи.
Особенно приятное воспоминание осталось у меня от поздних осенних
поездок на рыбную ловлю с отцом, когда ночью около берегов появлялись
забереги, а весла и борта лодки покрывались толстым слоем льда.
На место приезжали, обыкновенно, ночью, а потому втаскивали лодку
на берег, устраивали палатку, разводили перед ней костер и забирались
в нее спать до утра. Еще вчера мы спорили с отцом, были взаимно
раздражены, а сейчас, накрывшись шубой и тесно прижавшись друг
к другу, засыпали спокойным сном. Исчезла неприязнь, восстанавливались
дружеские отношения. Вот за это-то я и любил рыбалку, любил природу,
что она действовала на нас примиряюще, исцеляла наши смятенные
души.
Но скоро я почувствовал, что здесь что-то неладно. На рыбу, как
на живое, страдающее существо, я не обращал внимания, или, вернее,
старался не замечать ее страданий. Но скоро я увидал ужасное,
немое страдание, которое глубоко потрясло меня и заставило отказаться
и от рыбной ловли, и от рыбной пищи. Однажды я поймал крупного
окуня на перемет. Окунь – рыба жадная, и весь большой, почти вершковый
крючок с наживой он проглотил. Я вынул рыбу из воды, отрезал лесу,
на которую попался окунь, и положил его в лодку. Здесь впервые,
я и увидел, как страдает и мучается немое существо: прекрасные
большие глаза окуня позеленели, рот был широко раскрыт и сам он
бился и метался на дне лодки. Сердце у меня перевернулось. Я не
мог есть ухи, сваренной из этого окуня. Вскоре я поймал трех стерлядей.
Домой приехал я часов в восемь утра, когда уже топилась печь.
Матери нужно было варить уху, а стерляди не засыпали. Они лежали
на столе и быстро, быстро открывали свои маленькие, пухленькие
ротики. Мать долго ждала, чтобы они заснули, но стерляди продолжали
жить. Тогда она стала резать их живых. Я не мог уйти из кухни
и смотрел на то, как разрезанные на части, стерляди все продолжали
судорожно двигать ротиками и вздрагивать хвостиками. Стол, на
котором их резала мать, был покрыт кровью, свежими внутренностями
и чем-то слизким и отвратительным. Какими гнусными палачами показались
мне я, принесший этих беззащитных, несчастных рыб в кухонный застенок,
и моя мать, так безжалостно резавшая и потрошившая их! Вскоре
после этого я отказался от рыбы и от своей любимой рыбалки. Напрасно
я старался приводить в пример себе Христа, который при всей своей
великой любви и жалости, ел рыбу; напрасно приводил тот довод,
что отказавшись от рыбалки, я лишаюсь благотворного влияния природы,
что прорывается та нить, которая, несмотря ни на что, связывала
и дружила меня с отцом. Ничто уже не могло успокоить мою взбаламученную
совесть. И как только я отказался от рыбы, так сразу же стало
легко и радостно на душе и исчезли всякие сомнения, так долго
мучившие меня. Возбужденный и взволнованный я ходил по комнате
и доказывал отцу, что верх гнусности и жестокости мучить существо,
которое ничем не может защититься и даже выразить свое страдание.
На следующее лето меня уже не тянуло на рыбалку. Я ходил по лесам,
полям, катался на лодке, и чувствовал, что природа так же ласково
и любовно относится ко мне, как и прежде.
Почти одновременно с отказом от рыбы, я отказался и от молочных
продуктов и яиц. Отнятие теленка у коровы и убой его послужили
для меня причиной, заставившей отказаться от молока. У нас была
одна корова, кроткая, смирная до удивления. В ее стайку забирались
не однажды чужие коровы, выгоняли ее оттуда и съедали все сено,
а она покорно стояла у хлева и дожидалась, когда уйдут непрошенные
гости. О ее необыкновенной кротости проведали даже куры, которые
жили с ней в стайке всю зиму. В сильные морозы они забирались
на ее спину и преспокойно располагались там до утра. И ни разу
она не подала виду, что ей неприятно такое близкое соседство многочисленных
квартирантов. Но бесцеремонность кур простиралась еще дальше.
Как только корове приносили пойло, они тотчас же облепляли шайку
и вылавливали оттуда куски хлеба, отруби и другие съедобные части,
а корова стоит в стороне и ждет, когда ей будет позволено напиться.
У этой коровы был бычок. Его скоро отняли у нее и продали мяснику.
Корова сначала дико, безобразно кричала, бегала по двору, ища
своего теленка. Затем успокоилась и только жалобно мычала. Когда
мать приходила ее доить, она поворачивала к ней голову, смотрела
на нее большими, страдающими глазами, тихо и жалобно мычала и
лизала ее руку и плечо. Бедное, кроткое, безответное животное!
Оно силилось спросить, где ее детище, старалось умолить отдать
ей его. И мать, приходя домой с подойником, чуть не плакала, рассказывая
о корове. Я не видел возможности помочь животному, и устранить
его страдания и отказался от молока, чтобы не глотать вместе с
ним слез и не чувствовать угрызений своей совести.
Случай, значительно повлиявший на мой отказ от яиц, был такой.
Раз осенью ехали мы на пароходе. Остановились у одного села. Пассажиры
вышли на берег и стали закупать у пришедших баб провизию. Я ходил
по берегу с буфетчиком с которым за дорогу успел подружиться.
Он покупал яйца, сметану, и все искал цыплят. Вскоре прибежала
из села девочка с мешком, в котором у ней сидели петушки. Буфетчик
куда-то отошел и не видел, что принесла девочка. Два-три пассажира
подошли, посмотрели и ушли, не купив ни одного петушка. Девочка
уже хотела бежать обратно, в село, как вдруг я вспомнил о буфетчике
и, думая услужить ему, остановил ее и подозвал его к ней. Тот
подошел и купил всех цыплят. Во все это время я не чувствовал
ничего неприятного. Услужил человеку – и только. Но когда, вернувшись
на пароход, я увидел, как какой-то толстый, огромный мужчина,
перекупив у буфетчика петушка, взял его за лапки и размахивая
им по воздуху, шел к кухне и громко спрашивал кухарку: "а
что, матушка, не изготовишь ли ты мне его?" — я понял, что
сделал гадкое, нехорошее дело. Бедный петушок, с широко раскрытыми
глазами, с взъерошенными перышками на голове, весь дрожал от страха,
скрючив пальцы, и кричал диким, охрипшим голоском. И никто не
обращал на это ни малейшего внимания. Молодое, живое существо
тащили в кухонный застенок, и я чувствовал, что именно я погубил
его и отдал на съедение этому жирному мужчине. Не сунься я со
своей услужливостью, петушок бы, может быть, еще долго бегал,
веселый и беззаботный, по родной деревенской улице. Мне стало
невыразимо стыдно и мучительно, и долго еще мерещился мне загубленный
мною петушок. Так отказался я и от яиц, не видя возможности помочь
нашим домашним птицам, так доверчиво относящимся к людям.
Перейдя исключительно на растительную пищу, я чувствую себя совершенно
здоровым, крепким и бодрым. Кроме того, я значительно и выиграл
кое в чем. Прежде, когда я ел мясо и рыбу, я чувствовал себя часто
сонным, вялым и страдал одышкой. Перейдя же на растительную пищу,
я заметил, что все эти болезненные явления покинули меня. Я могу
без отдыха, не чувствуя особенной усталости, грести на веслах
20-25 верст; на какой угодно работе я не утомляюсь, и чем больше
работаю, тем сильнее себя чувствую; ходить пешком могу до тех
пор, пока ноги не покроются мозолями. Сплю, летом, пять-шесть
часов, и никогда в течение дня не чувствую позыва ко сну, что
раньше со мною часто бывало. Вообще, я должен сказать, что в здоровье,
а главное в энергии, я значительно выиграл, перейдя на растительную
пищу. Вегетарианство – клапан для энергии. Она словно освобождается
от тяжести и пут, насевших на человеческую душу, как скоро откроешь
этот благодетельный клапан. Со мной часто бывают как бы припадки
энергии, когда я положительно не знаю, куда направить эту бушующую
во мне силу. И я полагаю, что, переходя на растительную пищу,
человеку необходимо тотчас же перейти на трудовую жизнь, чтобы
хлынувший запас энергии нашел для себя готовую почву и пищу. Иначе
же это постоянное напряженное состояние, эта энергия, не находящая
себе применения, могут измучить человека, изнурить его организм.
Теперь, когда я вспомню о том, как я раньше ел мясо, рыбу, молоко,
яйца, сласти и прочее, т.е. был каким-то всеядным животным, то
всегда удивляюсь, как я не потерял всей своей энергии и как мой
желудок выносил такое обжорство. А, между тем, как мало нужно
человеку, чтобы нормально и здорово питаться, сохраняя в целости
всю свою энергию.
Но, кроме моральной выгоды, я выиграл и в материальном отношении.
Прежде на мое содержание выходило 10-15 руб.; теперь же, самое
большее, – 5-6 руб. Не обладая достаточными средствами, я бесконечно
благодарен вегетарианству, что оно сохраняет мне несколько лишних
рублей, которые я и употребляю на покупку книг и на все то, на
что у большинства, обыкновенно, не хватает средств. Сократив свои
телесные потребности, я выиграл и в духовном, и в физическом,
и в материальном отношениях. Всего этого, я думаю, вполне достаточно,
чтобы признать вегетарианство благородным средством для совершенствования
человечества.
г. Тобольск
А.А.
________________________________________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|