Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев, 1912 г.
(Избранные
статьи)
ВО.6.1912
Вегетарианство с научной
и с нравственно-религиозной точки зрения
Вегетарианство или растительное питание
в наше время воспринимается и прилагается к жизни как научными
людьми, так и последователями религиозно-нравственных учений.
Первые, люди научные, приходят к убеждению в справедливости идеи
растительного питания благодаря гигиене, так как мясная пища содержит
яды и порождает болезни; подтверждением той же идеи им служит
и большое сходство строения человеческого тела с обезьянами, которые
питаются растительной пищей. Люди же религиозные, христиане принимают
вегетарианство через любовь и самоотречение.
Принимающие растительное питание через науку надеются достигнуть
этим режимом здоровья и долголетия, потому что часто тот же режим
предписывается врачами; христиане же через растительное питание
надеются достигнуть освобождения от забот и от труда приготовления
пищи, чтобы можно было легче служить любви.
И есть большая разница в понимании и приложении к жизни растительного
питания зависящая от того, приняли ли люди это питание через науки
или через христианство.
Так как до настоящего времени люди не уяснили себе смысла жизни
и ложно думают, что человеческая жизнь состоит только из телесной
жизни, то благодаря этому человек всю свою жизнь стремится доставить
своему телу побольше и поразнообразнее удовольствий. Эти удовольствия
состоят в еде, питье, в одежде, жилище, в общении с женщиной,
в слове и т.д. Из-за этих удовольствий человек мучается всю жизнь,
чтобы скопить себе богатство и обеспечить себе вперед всю свою
жизнь.
Удовольствие еды состоит в злоупотреблении вкуса, потому что
ради этой цели человек стремится доставлять себе самые дорогие
и самые разнообразные продукты и приготовлять из них пищу самыми
сложными способами.
Приготовление такой пищи требует много средств и много труда,
так что вопрос о пище бывает одним из важных и довольно мучительных
вопросов в семействе, как для мужа, от которого требуется, чтобы
он заботился о добывании необходимых средств, как и для жены,
от которой требуется, чтобы она изготовляла кушанья по всевозможным
рецептам или, самое меньшее, чтобы управляла и контролировала
работу прислуги. И оба отравляют себе жизнь ежедневными заботами
о пище.
С другой стороны, кроме того, что мясная пища не гигиенична, всякий
человек, который ищет удовольствий в пище, почти всегда переедает
и перепивает и благодаря этому навлекает на себя всевозможные
страдания от пищеварения, от нервных болезней и т.д.
Последователи растительного питания обыкновенно переходят на
растительное питание после того как, благодаря неправильной жизни,
получили расстройство пищеварения или нервные или другие страдания.
Вегетарианство, воспринимаемое через науки, не облегчает человеческой
жизни. И здесь человек ищет себе удовольствия в пище, а эти удовольствия
требуют все тех же средств, забот и труда и в то же время побуждают
человека к перееданию.
Такое растительное питание не исцелило еще ни одного больного
и не сохранило здоровья ни одному здоровому, потому что главнейшая
причина болезненности человечества в настоящее время есть переедание,
а его не может избегнуть никто из тех, кто в питании ищет удовольствия.
Растительное питание важно также и для христианина, но с другой
стороны.
Прежде всего он хорошо уяснил себе смысл человеческой жизни;
для него ясно, что истинная человеческая жизнь не состоит в телесной
жизни, а в жизни духа, что плотская жизнь временна и неважна,
что внимание и заботы человека должны быть направлены на духовную
жизнь и что для того, чтобы мы могли этого достигнуть, необходимо
уменьшить заботы о телесной человеческой жизни до минимума и телу
своему давать лишь самое необходимое для его существования.
Для христианина ясно, что тот, кто ищет наслаждения в еде, тот
наживает болезни, потому что питание есть физиологический акт,
цель которого не удовольствие, а внесение в человеческое тело
элементов, нужных для поддержания его энергии, и что чувство вкуса
дано не для того, чтобы злоупотреблять и насиловать его, а создано
для того, чтобы выбирать чистую и природную пищу, которая в своем
естественном виде возбуждает его аппетит.
Христианин не думает о пище и питается тем, что может без мысли
о завтрашнем дне приготовить самым простым и скорым образом, и
прежде всего предпочитает плоды – эту божественную пищу, которую
приготовила для нас природа.
Христианин и через пищу усматривает великую истину в словах Спасителя:
"Ищите прежде всего царствия Божия и правды его, а остальное
все приложится вам" или другими словами: "возвышайте
себя нравственно, наполняйте свое сердце бескорыстной любовью
ко всему живущему и вы будете жить вполне свободной и счастливой
жизнью".
А кто живет только плотской жизнью и для ее удовольствий и ради
этого мучит себя всю жизнь, чтобы побольше заработать и стать
богатым, чтобы обеспечить себе роскошную жизнь, покуда жив, тот
тяжелым трудом и своими постоянными заботами отравляет себе всю
жизнь, не понявши, зачем он жил.
Такую точно участь имеют и вегетарианцы, преследующие одну только
гигиеническую цель, так как и они живут только для своего тела
и его удовольствий не уяснивши для себя смысла жизни.
И. Стефанов
С болгарского Е. Попов
____________________________________________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|