Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев, 1912 г.
(Избранные
статьи)
ВО.8-9.1912
В мире печати
Мне давно хочется начать знакомить читателей "Вегетарианского
Обозрения" с тем интересным материалом, появляющимся как
в периодической прессе, так и в литературе, и имеющим для нас,
вегетарианцев, известное значение. Часто нельзя ограничиться одним
только указанием на ту или иную статью, на ту или другую книгу,
так как не всякий может достать их.
Постараюсь в этом новом отделе почерпнуть интересное из "мира
печати" и делиться им, в виде перепечаток и кратких примечаний,
с нашими читателями.
Когда я написал выше слова "имеющий для нас, вегетарианцев,
известное значение", мне вспомнилась прочитанная мною сегодня
статейка М.С. Дудченко "К чему ярлыки и перегородки",
напечатанная в "Полтавской Речи".
"Редакция "Полтавской Речи", от времени до времени
помещая мои статьи, по неизвестным мне мотивам награждает меня
прозвищем "толстовца". Я, разумеется, не нахожу для
себя ничего в этом обидного и даже испытываю одно удовольствие
от одной мысли о солидарности с Л. Толстым; тем не менее считаю
уместным высказать по этому поводу свой взгляд, по которому всякая
классификация людей, как неодушевленных предметов, – по внешним
признакам, – представляется мне делом нехорошим, принижающим в
человеке его внутреннее содержание – человеческое достоинство,
и разделяющим людей; и это разделение становится тем более нежелательным
и опасным, что совершается под видом чего-то идейного, высокого.
Кстати сказать, и сам Л.Н. в этом же смысле не раз обстоятельно
высказывался против всякого предвзятого разделения людей и в частности
– против "толстовства", как чего-то замкнутого, партийного.
Этот дух разделения, не вызываемый даже никакой внутренней необходимостью,
проникает теперь во все уголки народной жизни только благодаря
ложным понятиям людей – человек, исповедующий известное понимание
и считающий себя правоверным, т.е., что только он в истине, а
другие во лжи, как бы намечает вокруг себя круг, по сю сторону
которого располагает своих, думающих по форме также, как он, а
по ту сторону чужих, в отношении которых часто не только не признаются
нравственные обязанности, а наоборот, освящается ненависть.
Отсюда – религиозная, всякого рода партийная и национальная вражда,
доводящая до войн – этого наивысшего проявления человеконенавистничества,
которым человек действительно превзошел всякого зверя.
И я думаю, что пока будет живо в душах людей сознание братства,
такое разделение не может быть оправдываемо ни партийными, ни
национальными и никакими другими соображениями, рассчитанными
обыкновенно на сознательное или бессознательное унижение других.
Хотим ли мы или не хотим этого, а перед нами всеми – уже 2000
лет, с тех пор, как мы знаем притчу о Самарянине, – стоит дилемма:
или нет у нас совсем ближних, или же ближний всякий человек, перед
которым мы должны выполнять свои обязанности, не разбираясь в
том, какова его внешность.
Отбросим же ненужные перегородки и пожелаем, чтобы никакая идольщина
не мешала бы всем людям, и без того разделенным в экономическом,
сословном и др. отношениях, быть братьями"...
В настоящее время, я думаю, трудно избегать ярлыков и перегородок.
Перегородки ведь также строятся для лучшего охранения огорода
от грозящей ему гибели, а ярлыки часто указывают, где яд и где
нужное лекарство.
В периоде потопов Нои всегда будут прибегать к ковчегам, а после
потопов пустынники к пустырям и уединенным жилищам, но все это
не служит доказательством их нелюбви к людям, инакомыслящим.
И.И. Горбунов-Посадов и П.А. Буланже приговорены к месячному
аресту за гражданские похороны М.А. Шмидт. По этому поводу газета
"День" пишет:
"Умерла женщина, отпавшая от православия. Человек просил
при жизни не профанировать ни ее религиозных чувств, ни обряды
православия, и хоронить ее без всяких обрядностей. Были у нее
друзья, и они, не желая обмануть ни доверия к ним покойной, ни
общественного мнения, — похоронили покойную без обрядов православной
церкви. И за это они попали под суд и приговорены были к месячному
аресту. Если бы они, надругавшись над волей покойной и над чувствами
православных людей, похоронили неправославного человека по обрядам
православным, — они под суд не попали бы. Если бы они были нечестны
и с собою, и с ближними покойной, и с представителями официальной
ортодоксии, — они сочтены были бы за честных граждан, для которых
тюрьма не приуготовлена.
Дело по обвинению П.А. Буланже и И.И. Горбунова-Посадова в устройстве
гражданских похорон М.А. Шмидт разбиралось первоначально в мае
в тульском окружном суде. Обвиняемых засудили. В особом присутствии
московской судебной палаты дело это вновь рассматривалось 29 октября
и приговор был утвержден.
Что же: друзья покойной отбудут положенный им срок наказания.
Но в какое положение ставит этот приговор тех, кто в православии
видит не......а исповедание людей? Почему, подумают они, господствующая
церковь, не сумевшая при жизни удержать в лоне своем верующего
человека, после смерти его стремится завладеть его остывшим телом?
Кому это нужно? Почему так мало заботы о живых, горячих сердцах,
и так много о холодном трупе?
Ведь, М.А. Шмидт нельзя было хоронить по обрядам православной
церкви, — раз она свое отпадение от православия категорически
в своих записках подтвердила.
Чем же провинились люди, сделавшие этот простой вывод из несомненного
факта, не пожелавшие, чтобы труп близкого им человека остался
непогребенным?
Частный это, маленький случай... Но сколько в нем таится недугов
церкви, ловящей на худой конец беззащитное тело человека? Нужно
же обладать исключительной слепотой, чтобы не видеть, что подобная
защита православия хуже самого злостного на него нападения".
Мною получено от друзей В.Г. Черткова и А.Л. Толстой следующее
сообщение о судьбе рукописей Л.Н. Толстого:
..."Что касается рукописей Толстого, находящихся в руках
Черткова, о судьбе которых беспокоятся некоторые, по-видимому
мало осведомленные, журналисты (см., например, "Южный Край"),
то если бы они, хотя бы как журналисты, следили за столичными
газетами, то могли бы успокоиться, прочтя еще весною текущего
года в таких газетах, как "Речь", "Русские Ведомости"
и др. о том, что все рукописи художественных произведений, хранившиеся
в Англии в несгораемом архиве В.Г. Черткова, были выписаны им
из Англии в Россию. И после тщательно снятых копий с них для печатания
и по выходе в свет 3-х томов художественных произведений все эти
рукописи были переданы В.Г. Чертковым Александре Львовне Толстой,
а ею в то же время (по соглашению с В.Г. Чертковым) были переданы
на хранение в Императорскую Академию Наук.
Русскому обществу не следует забывать, что благодаря тому, что
черновые этих художественных произведений Лев Николаевич отдавал
на хранение своему другу В.Г. Черткову, который в течение многих
лет тщательно собирал, снимал копии и хранил их безопасном месте,
— только благодаря этому могли появиться в печати вышеупомянутые
произведения уже к первой годовщине смерти Льва Николаевича, тогда
как если бы они, в числе остальных рукописей, хранились бы в "спорной"
комнате Исторического Музея, доступ к которым закрыт все еще обеим
сторонам, благодаря тому, что графиня С.А. отказывается по-прежнему
исполнить посмертную волю Льва Николаевича, — то русское общество
до сих пор не имело бы возможности прочесть все эти художественные
произведения.
Что касается других рукописей Льва Николаевича, находящихся еще
в архиве Черткова в Англии, то они большой частью представляют
из себя уже напечатанные в России и за границей статьи религиозно-философского
или политического характера и притом недопустимые в большей или
меньшей степени для напечатания целиком в России, по цензурным
условиям. Поэтому самое хранение их в Англии в несгораемом архиве
Черткова представляется наиболее безопасным местом, и Л.Н. хорошо
это сознавал, отсылая их все в Англию в течение десятилетнего
пребывания там Черткова (как известно, не имевшего права въезда
в Россию). Следовательно, лица, беспокоящиеся о судьбе рукописей
Толстого, должны будут примириться с тем, что при существующих
условиях русской жизни место хранения рукописей Льва Николаевича
Толстого в архиве у В.Г. Черткова представляет собою самое безопасное
место как от огня, так и от рук коллекционеров, перекупавших оригиналы
рукописей Толстого от лиц, так или иначе стоявших близко к дому
Толстого, и наживающихся теперь на этих рукописях, перепродавая
их Толстовскому Музею.
Небольшая часть еще ненапечатанных рукописей Толстого, хранящихся
у Черткова, представляет из себя некоторые записные книжки Л.Н.
Толстого и Дневник одного года, переданный лично Львом Николаевичем
своему другу много лет тому назад. Ввиду интимности содержания
этого дневника Л.Н. опасался держать его у себя дома и потому
он не попал ни в руки Софии Андреевны, ни в Исторический Музей.
Как известно, в Историческом Музее хранятся Дневники Толстого,
начиная от 1848 года по 1900-й г. (с пропуском нескольких лет).
Копии с этих дневников имеются как у Софии Андреевны, так и у
B.Г. Черткова. Остальные дневники за последние 10 лет Лев Николаевич,
решительно отказавшись передать их в руки Софии Андреевны или
на хранение в Исторический Музей, распорядился отдать в Тульский
Государственный Банк через дочь свою Татьяну Львовну на хранение
до своей смерти, откуда на основании завещания получила их дочь
его А.Л. Толстая.
В настоящее время сняты уже копии с этих Дневников и готовятся
к печати в скором времени как эти, так и все более старые Дневники.
Так что, благодаря А.Л. Толстой и В.Г. Черткову, — русское читающее
общество вскоре будет иметь возможность прочесть все эти Дневники,
отражающие в себе всю душу великого человека: чем он жил, чему
радовался и чему сострадал".
Мясной голод все больше дает себя знать. В Германии недавно произошли
крупные беспорядки из-за дороговизны мяса. Мясоеды ищут выхода
из этого якобы "опасного" положения и в настоящее время
принимаются разные меры для сохранения возможности питаться мясом.
В номере "Речи" от 12 октября напечатана статья "Устрицеводство"
М. Новорусского, рисующая эту погоню за мясом.
"У нас редко кто знает, кроме специалистов, про эту отрасль
животноводства, хотя по своим успехам и размерам она может занимать
очень заметное место среди других отраслей производства животной
пищи.
Искусственное разведение устриц во Франции практикуется не со
вчерашнего дня. С ростом потребления росло и производство устриц.
И чем быстрее оно росло, тем меньше обращалось внимания на гигиеническое
содержание тех "стойл", в которых воспитывались эти
животные.
Кончилось дело, как и следовало ожидать, микробами. Не велико
создание – устрица, но и в ее жизни есть свой оптимум, ниже которого
она начнет заболевать. Правда, болезней на самих устрицах подмечено
не было. Но их потребители все чаще и чаще стали заболевать тифозными
и др. желудочными расстройствами, связь которых с устрицами была
установлена с несомненностью. Понятно, что потребители забили
тревогу, стали воздерживаться от опасной пищи, и их воздержание
стало угрожать устрицеводам настоящим разорением.
В таком положении они обратились к правительству, требуя его
содействия и посредничества. Оно должно было помочь их беде, отыскать
рациональный способ культуры устриц и вернуть доверие публики
к этой скомпрометированной пище.
Отыскать причину болезни было не трудно. Море в большей степени,
чем реки, служит местом для отбросов и для стока нечистот; естественно,
что там, где устрицеводни были расположены возле больших городов,
или неподалеку от сплава нечистот, устрицы заболевали скорее всего.
Стоит снабдить их чистой водой, и устрицы, так же, как и люди,
заражаться не будут.
..."Теперь оставалось устроить бассейны для фильтрации устриц
на местах их производства.
Первый такой бассейн был построен в г. Конкарно, и начал действовать
всего несколько недель тому назад. В этом городе существует издавна
морская лаборатория или зоологическая станция.
Здесь давно уже разводили морских рыб и раков. Здесь же ежегодно
изготовляются целые миллионы коробок с сардинками.
О размерах здешнего устрицеводства можно судить по тому, что
бассейн вмещает до 51,000 шт. устриц. Значит, в течение года он
один может профильтровать более 4,5 миллиона устриц.
Муниципалитет г. Сабль д'Олоннь (в Вандее) составил проект на
бассейн, который вмещал бы 100,000 устриц.
И неудивительно. Один Париж потребляет более 100 миллионов шт.
устриц. Все же парки Франции, взятые вместе, дают до 1,000 миллионов
шт. их. Считая вес мяса устрицы в 10 гр., это составит 100 миллионов
кило животной пищи. Т.е. на каждого жителя Франции приходится
более 6 фунтов.
У нас устрицы ловятся в Крыму и на побережье Кавказа. Значит,
искусственное разведение их было бы возможно по всему почти берегу
Черного моря. Длина же этого берега, наверное, не меньше береговой
линии Франции. А для разведения 1,000 миллионов устриц требуется
не больше 15 дес. парков.
Значит, совершенно возможно и у нас сделать из устрицеводства
такое же серьезное дело, как во Франции".
Многие из единомышленников интересуются вопросом о замене животных
продуктов растительными или минеральными. В № 45 еженедельного
журнала "Запросы жизни" напечатана статья д-ра М. Закгейма
"Искусственный шелк", отрывки которой здесь привожу.
..."Принцип приготовления искусственного шелка состоит в
следующем. Более или менее чистая клетчатка переводится в растворимую
форму; эти растворы прессуются через сосуды с тонкими отверстиями
и из возникающей таким образом тонкой жидкой струи образуется
после испарения растворяющей жидкости прочная нить, которая наматывается
на вращающуюся катушку. Эти нити затем сушатся, обрабатываются
различными химическими реактивами, а затем окрашиваются разнообразными
методами и подготовляются для тканья.
…"Искусственный шелк уступает натуральному в прочности,
эластичности и мягкости, но превосходит его своим сильным блеском,
которому он обязан своим преимущественным применением во многих
отраслях промышленности. Сюда относятся особенно те отделы, где
важнее блеск и эффектность, чем надежность и прочность, как например,
для вязальных изделий, позументов, галстуков, для изготовления
блестящих галунов, басонов, кружевных платьев и дамских блуз.
Дамы с восторгом приняли искусственный шелк и охотно носят его.
Искусственные шелка кроме того легче очищаются от пыли и широко
применяются в качестве мебельных и драпировочных материй. Как
и натуральный шелк, они дурные проводники тепла и электричества,
но не в одинаковой степени по отношению к этим двум видам энергии.
В то время, как искусственный шелк является превосходнейшим изоляционным
материалом для электричества и в этом отношении превосходит естественный
шелк, с другой стороны его изолирующая способность по отношению
к теплоте уступает натуральному продукту. Поэтому искусственный
шелк широко применяется для обмотки медных проволок в электрических
проводниках и меньше находит применений в производстве платья
и иных теплых предметов одеяния.
В последнее время искусственный шелк нашел новое применение для
изготовления сеток и нитей накаливания, вместо хлопчатобумажных
сеток и нитей из волокон индийской крапивы. Вследствие более равномерного
распределения и больших промежутков между нитями искусственного
шелка, последний дает большую светящую поверхность и более яркий
свет.
Текстильная промышленность обладает в искусственном шелке буквально
"блестящим" сырым материалом, отличающимся более легкой
окрашиваемостью и большой рыхлостью, связанной с меньшей мягкостью.
Производство его непрерывно растет, и постоянно возникают новые
предприятия. Кроме основанного Шардоннэ общества в Безансоне,
существует несколько фабрик в Германии, Бельгии, Англии и Италии.
Общее годовое производство достигает теперь пяти миллионов килограммов
(около 305.000 пудов). Из этого количества почти половина изготовляется
по способу Шардоннэ-Ленера, тогда как другая половина состоит
из шелка, приготовленного по медно-аммонийному способу и из вискозы.
Вследствие возрастающей конкуренции и появления более дешевых
способов, цены на продукт непрерывно падают. В 1898 году килограмм
стойл 50 марок, в 1902 году цена килограмма упала уже до 18 марок
и в 1910 году до 13-14 марок (т.е. около 2 р. 50 к. – 2 р. 65
к. за фунт).
С фабрикацией искусственного шелка связано и производство искусственного
"конского волоса", который представляет собою не что
иное, как значительно более грубый и крепкий искусственный шелк;
он употребляется особенно в производстве дамских шляп и стоит
по цене несколько выше искусственного шелка".
Старый Вегетарианец
______________________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|