Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев, 1912 г.
(Избранные
статьи)
ВО.10.1912
Три года
(Как я сделался вегетарианцем)
Бывают в жизни человека события; таким событием три года назад
явилось для меня то обстоятельство, что я перестал есть мясо.
Кажется, что может быть проще на первый взгляд, — перемена диеты,
и только, но когда оглядываюсь назад, я не могу без волнения вспомнить
тот день, когда мною твердо и бесповоротно решено было оставить
мясную пищу. Думаю, что это оттого, что я принял вегетарианство
не так, как принимает его человек, переутомленный мясною пищею,
и по совету доктора перешедший на растительность, но как человек,
решившийся на подобную перемену в питании из соображений чисто
этического, религиозного характера, ничего общего с вопросами
вкуса и питания не имеющих. Из тех соображений, по которым я готов
скорее умереть, нежели поддерживать жизнь смертию и страданиями
других существ.
И мне хочется поделиться со своими далекими друзьями-единомышленниками
воспоминаниями об этом, значительном для меня, событии. Может
быть, это будет для кого-либо если не полезно, то интересно.
Лет семь тому назад я совершенно не понимал значения слова "вегетарианство"
и только смутно догадывался. Впрочем, мне было тогда не более
13-14 лет. Весьма редко, но все-таки иногда мне приходилось видеть
в случайно попавших под руку газетах и журналах слово "вегетарианство",
и я имел тогда склонность считать вегетарианцев скорее членами
какого-нибудь тайного политического содружества, вроде хотя бы
масонов, нежели людьми, принципиально отказавшимися от мяса.
Но с течением времени я рос, развивался и знакомился с произведениями
Л.Н. Толстого. Вскоре наступил и для меня обычный и памятный для
каждого юноши период исканий, запросов и душевных тревог, и в
это незабвенное время Толстой поразил и увлек меня своим самобытным
и ярким учением о любви ко всему живому.
Наряду с другими "толстовскими" книгами я прочитал
"Первую Ступень", и трудно сказать, какое впечатление
произвела на меня эта статья. Достаточно того, что я до сих пор
помню те дни, когда мне пришлось впервые познакомиться с нею.
В то далекое время я жил в чулане, светлом и маленьком, похожем
на монашескую келью и, наслаждаясь покоем уединения, учился и
готовился к осенней переэкзаменовке. При этом под влиянием Толстого
питался черным хлебом, морковью и огурцами, тщательно избегая
мяса. И по какой-то странной непоследовательности, пассивно подражая
товарищам, я курил сквернейшие папиросы (20 шт. 5 коп.). Впоследствии,
внимательнее перечитывая ту же "Первую Ступень", я наткнулся
на поразившие меня слова:
"Если человек точно жалеет людей, работающих табак, то первое,
что он невольно сделает, это то, что он перестанет курить, потому
что, продолжая курить и покупая табак, он этим поощряет производство
табаку, губящее здоровье людей".
И под влиянием этих, прямо ошеломивших меня, слов, я перестал
курить.
И хотя по прошествии лета я снова принялся за поедание трупов,
но слова Толстого все более и более делались для меня законом,
и я, любя его всеми силами своей души, не мог не поступать так,
как советовал он – согласно со своими разумом и совестью. Семнадцати
лет я уже не мог спокойно есть мясо: что-то внутри меня говорило,
что я совершаю убийство – самый страшный и отвратительный грех
в мире. И я продолжал быть "мясоедом" только потому,
что в то время жил у людей, которых своим отказом от мясной пищи
поставил бы в неловкое положение. Но душою я уже был вегетарианцем,
и в первых мечтах пробуждавшейся юности, силясь представить себя
вполне взрослым, созревшим человеком, я всегда представлял себя
вегетарианцем.
Зимой же 1909 года, на восемнадцатом году жизни, я получил возможность
осуществить вегетарианство на практике, и день 9 декабря, когда
я решил перестать питаться изрубленными частями животных, я помню
с особенною ясностью. Совсем случайно мне попалась маленькая книжечка
издания "Посредник", где, кажется, самим Л.Н. Толстым
были сгруппированы мысли о вегетарианстве и воздержании в еде.
И эта книжечка решила мою судьбу. Я прочитал ее с величайшим вниманием
и трепетом. Особенно мне понравились поистине вдохновенные слова
Ламартина: "Не поднимай руки против брата твоего и не проливай
крови никаких живых существ..." и чудные стихи Овидия: "Полно
вам, люди, себя осквернять недозволенной пищей...". Его гневные
слова о "преступном обычае – кишками кишок поглощения"
– произвели решающее действие, и я в тот же день объявил родным
о своем отказе от мяса.
Помню те недоверие, смех и подтрунивание, которыми встретили
мое заявление, боязнь матери, что я похудею, получу малокровие,
и т.д. Чтобы успокоить мать, я привел ей библейскую историю о
трех отроках, отказавшихся от "языческих яств" и испросивших
позволения питаться только овощами и хлебом; как впоследствии
в их здоровье произошло заметное улучшение, так, думал я, будет
и у меня. И матери в конце концов пришлось убедиться в этом.
С самого первого дня я почувствовал какую-то необычайную легкость,
как будто освободившись от давившей меня тяжести. Радостно было
чувствовать себя как бы возродившимся и соединенным со всею природою,
радостно сознавать свое новое право – чистыми глазами смотреть
на животных, не боясь почувствовать угрызений совести.
И с тех пор я вегетарианствую и не только не становлюсь слабее,
но чувствую в себе все увеличивающуюся, если не телесную, то душевную
силу, поддерживающую меня в самые трудные минуты жизни. Часто
мне приходилось слышать нападки на вегетарианство и на Толстого,
еще чаще меня уверяли, что не пройдет и года, как я брошу эту
"блажь", но вот уже не год, а срок более значительный,
три года, прошли с тех пор, а я все еще верен, и думаю, что буду
верен всю жизнь заветам, выраженным великою заповедью "Не
убий".
У меня до сих пор сохранился пожелтевший листочек, в который
я тщательным образом заносил, сколько времени прошло со дня оставления
мясной пищи. Таким образом, получилась следующая запись:
10 января 1910 года – 1 месяц.
10 февраля 1910 года – 2 месяца. И т.д.
Может быть, это наивно, но мне так радостно было вести эту запись,
сознавая, что с каждым прожитым месяцем я все более и более удаляюсь
от кровопролития.
Признавая "природною пищею человека" только исключительно
сырые продукты, я надеюсь при первом удобном случае перейти к
сырому вегетарианству. Пока же это не представляется возможным
исполнить, и я хотя и очень редко, но все-таки употребляю в пищу
молоко и яйца, хотя и свел это употребление до минимума.
Однажды, под влиянием теории Н. Нордман-Северовой, я пробовал
себе сварить суп из сена, но к сожалению, он оказался немного
горьковатым, вероятно, по причине плохого качества сена. Но тем
не менее, этого было достаточно, чтобы я убедился, что коренья
и травы могут играть весьма видную роль в деле питания человечества.
Я никогда не рассчитывал на большое сочувствие семьи к вегетарианству,
но, несмотря на это, одно время вся наша семья вегетарианствовала.
Это объясняется отчасти непомерной дороговизной мяса, отчасти
же благодаря моему влиянию. Во всяком случае, произошла значительная
эволюция во взглядах. Когда я перестал есть мясо, мать предрекала
мне и истощение, и чахотку, теперь же ее можно смело причислить
к разряду лиц, сочувствующих вегетарианству. Но соблазн мясной
пищи силен, и домашние, провегетарианствовав около четырех месяцев,
опять принялись за мясо. Это меня еще более убедило в том, что
настоящее, неподдельное вегетарианство может быть только тогда,
когда оно принято из религиозных соображений.
Одно, что порой волновало и смущало меня, — это часто буквальное
одиночество, непонимание окружающих в отсутствие единомышленников.
Как часто бывает так, что решительно никто из окружающих не понимает
и не сочувствует. Мало того, как часто приходится с горечью сознавать
всю справедливость сказанных Христом слов: "И враги человеку
домашние его".
— Вегетарианство — сентиментальность, философские глупости...
— говорят они, и чувствуешь, что никакими убеждениями, никакими
доводами не сломить эту стену холодного непонимания. И когда напоминаешь
им о грехе убийства, они повторяют старые, давно отжившие возражения:
— Так уж Богом... Они созданы... Даже в Библии...
И все это, конечно, волнует. Но одиночество только порой тяжело,
когда, оставаясь один, забываешь, что, по выражению Шопенгауэра,
Тот внутри тебя, с кем ты остаешься. Когда же помнишь это, — бывшее
ранее в тягость чувство полной оторванности от внешнего мира становится
благословением.
Да. Бывают иногда моменты, когда слово "Бог" и все,
связанное с этим именем, приобретает для меня какой-то особенно
важный, новый и ненарушимый смысл, когда я сознаю себя во власти
Бога и своею волею признаю волю Бога. Такие моменты – лучшие в
моей жизни. И в такие редкие, драгоценные минуты всем сердцем
чувствуешь, что не надо людей, что их присутствие только омрачило
бы мой душевный праздник, связанный с ощущением Того, перед Которым
бледнеет все человеческое...
И за эти три-четыре года я как-то свыкся с своим одиночеством,
полюбил его, но несмотря на это, порой все-таки хочется почувствовать
около себя другого, о котором можно было бы сказать:
— Единомышленник.
Это красивое слово звучит так гордо, так выразительно, так много
говорит и уму, и сердцу. Но где бы я ни был, я редко имел единомышленников,
чаще всего оставаясь совершенно один.
За последнее время, живя в городе с населением в 150 тыс., я
стал подумывать о необходимости для вегетарианцев этого города
сплотиться, образовать кружок, общество, и т.п. и тем хотя немного
способствовать росту и процветанию вегетарианской идеи. Я всегда
почему-то чувствовал, что недостаточно только личного вегетарианства,
— необходимо стараться всеми силами распространить эту идею. Но
я и сейчас не оставляю мысли о возможности объединения местных
единомышленников, и верю, что не пройдет и 3-5 лет, как в каждом
из значительных городов России усиленно заработает вегетарианская
мысль.
Вегетарианцы, без сомнения, всегда ближе к природе. И с тех пор,
как я вегетарианствую, меня с каждым годом все больше тянет туда,
где здоровая, простая жизнь, обилие солнца и воздуха и не существует
душных подвалов города. С некоторых пор моим заветным желанием
сделалось желание "сесть на землю", чтобы своими руками
добывать хлеб, и слова: "встань в ряд", возьмись своими
слабыми руками за хлебный труд, зазвучали для меня неизъяснимо-прелестною
музыкой. Сильное влияние оказали на меня "Крестьянские рассказы"
С.Т. Семенова, и особенно его "В родной деревне" и "Гаврила
Скворцов". Читая эти чудные, просто и выразительно написанные
произведения, я упивался, чувствовал в себе какую-то необъяснимую
бодрость и силу, ни с чем несравнимые.
Но гораздо сильнее подействовала на меня статья Д. Зайцева "Бегите
из городов", и я до сих пор не перестаю перечитывать эту
статью с умилением, для самого себя непонятным, с восторгом, на
какой только способен.
Любя уходить на простор и ширь полей, я думаю, что в недалеком
будущем мне удастся совершенно уйти из города.
Предки мои были землепашцами, но дед первый нарушил вечный закон:
"В поте лица снеси хлеб твой, дондеже жив...".
Отец же и вовсе не прикасался к земле. Но во мне неудержимо заговорила
кровь моих предков, бывших землепашцами, и я думаю, что в конце
концов мне удастся восстановить ту связь с землею и природою,
которая нарушена моими предками.
И сейчас при одном воспоминании о том, что есть иная жизнь, —
при постоянном свете солнца, при возможности и необходимости трудиться,
— делается душно среди этих убивающих мысль и душу стен, среди
массы лжи, разврата и всякого рода подлостей, неизменно сопряженных
с городской жизнью, и хочется бежать от всех этих "городов
желтого дьявола", чтобы никогда больше не возвращаться.
И думаю, что будущей весною мне удастся осуществить свое намерение.
г. Самара, Предтеленская, 60.
____________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|