| Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.(Избранные статьи)
 Письма из Англии III "The Herald of the Golden   Age"(Вестник   Золотого Века)
 Довольно   крупный официальный орган английского вегетарианского общества – "Орден Золотого   Века". Общество существует с 1895 года и призывает людей к безубойному,   здоровому питанию из гигиенических и нравственных соображений. Общество   распространяет много листков и брошюр, объясняющих идеи и цели его. "Всеобщий   возврат к свойственной человеку фруктовой диете, – пишет в одном листке редактор   журнала, мистер S.H. Beard, – будет содействовать упадку воинственного духа и   этим ускорит приближение новой эры всеобщего мира и братства". Мне   думается, что если для перемены диеты не было хотя бы самых слабых нравственных   побуждений, то ожидаемых результатов не получится. Иллюстрацией этого могут   служить рослые и сильные римские воины, бывшие вегетарианцами, и храбрые и   предприимчивые в военном деле японцы, которые тоже в большой степени   вегетарианцы. Хотя приведенная цитата стоит в листке наряду с нравственными   соображениями, но по законченности мысли ее можно взять отдельно, и я привожу ее   здесь, чтобы указать на одну теоретическую ошибку, в которую, по-моему, склонны   впадать англичане вообще. В английской литературе складывается целое учение,   называемое "Вегетарианством", тогда как такого учения быть не может. Когда   человек освободился до известной степени от заблуждений, он начинает сознавать   свои нравственные обязанности: он начинает отказывать естественным склонностям   своего тела, удерживается от гнева, недоброжелательства и уж тем более от   причинения кому бы то ни было боли. Стоит ли говорить, что такой человек   перестанет убивать для своей пищи животных. Но бывает, что такому человеку и не   приходилось самому убивать животных и он спокойно продолжает есть подаваемые ему   трупы под соусом. Но стоит ему раз ясно сознать связь своего обеда с бойней, или   узнать это из литературы или из беседы, если он искренний человек, он перестанет   употреблять в пищу мясо. Дальше, если ему нужны будут указания в выборе и   приготовлении пищи, он может воспользоваться опытом людей. Поэтому и литература   может быть двух родов: одна – помогающая человеку уяснить его нравственный   обязанности – этика, мудрость, и другая – собрание опытов по питанию человека и   по гигиене – наука о питании человека. Если бы так называемое "Вегетарианское   учение" обхватывало эту вторую часть литературы, все было бы прекрасно, а то   теперь под этим термином подразумевается нечто совершенно иное. Предполагается,   что если человек перестал есть мясо, то он этим поступком уже сделал что-то   хорошее, тогда как все дело не в поступке, а во внутреннем, и не в умственном, а   душевном состоянии человека. Важна та ступень духовности в человеке, при которой   он не хочет, не может есть мяса, и не потому, что оно мясо, а потому что оно   труп убитого кем-то животного, которого он сам не только не стал бы убивать, но   никогда не ткнул бы ногой. Обратная характеристика англичан, и не только   англичан, в связи с этой мыслью, в проявлении ложной гуманности, – закон   английский стремится оградить животных от жестокости людей; мясник, например, не   имеет права сажать кур, которых он скупает для убоя, в мешок, а обязан их класть   в особо устроенную корзину. В курятнике он, помня закон, сдерживает себя, ловко   ловит кур и индюков за ноги и бережно сажает их в корзину. Но привезя домой, он   просто отворачивает им головы и они идут на обед тем же людям, которые писали   законы против жестокости людей. Журнал   выходит четыре раза в год, через каждые три месяца. На вступительной странице   обыкновенно помещается большой портрет какого-нибудь вегетарианского деятеля.   Руководящая этическая сторона довольно ясно обозначилась в последнем январском   номере 1913 года, – она вытекает из теософского учения. Но так как этика,   нравственность, не есть нечто выводное из умственных построений, а первое и   простое требование нашей души, то эта сторона журнала, поскольку она чисто   теософская, носит несерьезный характер. Высшая истина тут перепутана с тонкими   рассуждениями о положительных и отрицательных величинах, о зачатии мира, об   эволюции души, чистилище, эфире и т.п. и может разве только удивить простого   читателя: "Ишь ты, – скажет, – все узнали, должно умный народ". Статьи по   вопросу о физиологии питания и гигиене вернее подходят к своей задаче и потому с   этой, практической стороны, читатель находит интересные и полезные сведения о   составе пищи, о том, как нужно есть, к какой диете прибегать при разных   болезнях, об уходе за младенцами и др. Л. ПерноАнглия.   21.01.1913
 
 
 
 
 |