Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
Письма из Англии
III
"The Herald of the Golden Age"
(Вестник Золотого Века)
Довольно крупный официальный орган английского вегетарианского общества – "Орден Золотого Века". Общество существует с 1895 года и призывает людей к безубойному, здоровому питанию из гигиенических и нравственных соображений. Общество распространяет много листков и брошюр, объясняющих идеи и цели его.
"Всеобщий возврат к свойственной человеку фруктовой диете, – пишет в одном листке редактор журнала, мистер S.H. Beard, – будет содействовать упадку воинственного духа и этим ускорит приближение новой эры всеобщего мира и братства".
Мне думается, что если для перемены диеты не было хотя бы самых слабых нравственных побуждений, то ожидаемых результатов не получится. Иллюстрацией этого могут служить рослые и сильные римские воины, бывшие вегетарианцами, и храбрые и предприимчивые в военном деле японцы, которые тоже в большой степени вегетарианцы. Хотя приведенная цитата стоит в листке наряду с нравственными соображениями, но по законченности мысли ее можно взять отдельно, и я привожу ее здесь, чтобы указать на одну теоретическую ошибку, в которую, по-моему, склонны впадать англичане вообще. В английской литературе складывается целое учение, называемое "Вегетарианством", тогда как такого учения быть не может. Когда человек освободился до известной степени от заблуждений, он начинает сознавать свои нравственные обязанности: он начинает отказывать естественным склонностям своего тела, удерживается от гнева, недоброжелательства и уж тем более от причинения кому бы то ни было боли. Стоит ли говорить, что такой человек перестанет убивать для своей пищи животных. Но бывает, что такому человеку и не приходилось самому убивать животных и он спокойно продолжает есть подаваемые ему трупы под соусом. Но стоит ему раз ясно сознать связь своего обеда с бойней, или узнать это из литературы или из беседы, если он искренний человек, он перестанет употреблять в пищу мясо. Дальше, если ему нужны будут указания в выборе и приготовлении пищи, он может воспользоваться опытом людей. Поэтому и литература может быть двух родов: одна – помогающая человеку уяснить его нравственный обязанности – этика, мудрость, и другая – собрание опытов по питанию человека и по гигиене – наука о питании человека. Если бы так называемое "Вегетарианское учение" обхватывало эту вторую часть литературы, все было бы прекрасно, а то теперь под этим термином подразумевается нечто совершенно иное. Предполагается, что если человек перестал есть мясо, то он этим поступком уже сделал что-то хорошее, тогда как все дело не в поступке, а во внутреннем, и не в умственном, а душевном состоянии человека. Важна та ступень духовности в человеке, при которой он не хочет, не может есть мяса, и не потому, что оно мясо, а потому что оно труп убитого кем-то животного, которого он сам не только не стал бы убивать, но никогда не ткнул бы ногой. Обратная характеристика англичан, и не только англичан, в связи с этой мыслью, в проявлении ложной гуманности, – закон английский стремится оградить животных от жестокости людей; мясник, например, не имеет права сажать кур, которых он скупает для убоя, в мешок, а обязан их класть в особо устроенную корзину. В курятнике он, помня закон, сдерживает себя, ловко ловит кур и индюков за ноги и бережно сажает их в корзину. Но привезя домой, он просто отворачивает им головы и они идут на обед тем же людям, которые писали законы против жестокости людей.
Журнал выходит четыре раза в год, через каждые три месяца. На вступительной странице обыкновенно помещается большой портрет какого-нибудь вегетарианского деятеля. Руководящая этическая сторона довольно ясно обозначилась в последнем январском номере 1913 года, – она вытекает из теософского учения. Но так как этика, нравственность, не есть нечто выводное из умственных построений, а первое и простое требование нашей души, то эта сторона журнала, поскольку она чисто теософская, носит несерьезный характер. Высшая истина тут перепутана с тонкими рассуждениями о положительных и отрицательных величинах, о зачатии мира, об эволюции души, чистилище, эфире и т.п. и может разве только удивить простого читателя: "Ишь ты, – скажет, – все узнали, должно умный народ".
Статьи по вопросу о физиологии питания и гигиене вернее подходят к своей задаче и потому с этой, практической стороны, читатель находит интересные и полезные сведения о составе пищи, о том, как нужно есть, к какой диете прибегать при разных болезнях, об уходе за младенцами и др.
Л. Перно
Англия. 21.01.1913
|