| Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.(Избранные статьи)
 В мире печати IV. Член   вегетарианского Общества "Духовное Пробуждение" В. Трубецкой прочел 31 января в   Москве лекцию "Здоровье тела – бодрость духа". В № 27 "Русского Слова", в   заметке "Песни вегетарианской души", находим отзыв об этой лекции. "Вчера   вечером аудитория Политехнического музея приняла несколько необычный вид – вся   эстрада уставлена живыми цветами и тропическими растениями, среди зелени которых   слабо мигают огоньки свеч над пультами музыкантов. Тушится   электричество, – на экране появляется "св. Цецилия" Гвидо Рени, и в полумраке   еле освещенного зала льется нежная мелодия "Ave Maria" Баха-Гуно. Свет   вспыхивает снова. На кафедру   всходит бледный человек во фраке, с цветком белой гвоздики в руке. Это Василий   Трубецкой, устроитель "художественных вечеров" и член вегетарианского общества   "Духовное пробуждение". Начинается   чтение доклада: "Здоровье тела – бодрость духа", сопровождаемое музыкой, пением   и световыми картинами. Говорит г.   Трубецкой горячо и искренно и, вне зависимости от содержания его речи, вызывает   невольную симпатию. Следить за мыслью г. Трубецкого нелегко, – он беспрерывно   отвлекается в сторону, второстепенным деталям отдает слишком много места,   цитирует самых разнообразных авторов: тут и Зенд-Авеста, и Г. Зудерман, и   "Портрет Дориана Грея", и индусские йоги, и Тютчев, и Тургенев. Насколько   можно уловить среди этой смеси, г. Трубецкой задался целью – возродить забытую   ныне мудрость древневосточных философов и пророков. В древности   в Индии и Персии люди понимали, что мир един, что "все во всем", и поэтому не   отделяли мира духовного от мира физического. Мы, заблудившиеся в пустыне уныния   и отчаяния, должны идти за ними, чтобы возродиться. Надо стать,   как дети, и тогда мы поймем всю радость и красоту жизни. Такими детьми были   величайшие художники земли: Рафаэль и "солнце музыки" Моцарт. Путь к   возрождению, указанный Востоком, заключается в устранении из нашей жизни всего   лишнего, ненужного – обжорства, пьянства, что вызывает болезни и грех.   Необходимо рано ложиться спать, рано вставать, умеренно есть (вегетарианскую   пищу) и глубже дышать. На   последнем г. Трубецкой особенно настаивает: дело в том, что, по сведениям   индусских йогов, "в воздухе находится особый элемент, некая живительная   субстанция – "прана", и чем мы больше введем в себя этой "праны", тем лучше   будем себя чувствовать". Не менее   важно и питание. "Еда приобщает человека к плоти мира. И когда человек ест, то   он принимает мир". В   дальнейшем г. Трубецкой говорит о миропорядке, о всеобъемлющем чувстве ритма, о   законе всеобщего движения, о проявлении этого закона в человеческой душе (так   называемой "песне души"); перед картиной Бронникова произносит "гимн восходящему   солнцу", показывает массу снимков и картин самых разнообразных художников... Все   время продолжаются и музыкальные исполнения: поют "Sanctus" Бетховена, "Занялася   заря" Чайковского, играют трио Аренского". Киевские   охотники, желая, по-видимому, доставить себе и широкой публике "приятное"   зрелище, устроили 24 февраля на гипподроме "садки на волков". Это заранее   приготовленное отвратительное зрелище вызвало достойную отповедь на страницах   "Киевской Мысли". В № 45 названной газеты В. Чаговец в статье "На злобу и   резвость" пишет: "Общество   правильной охоты устраивает на днях так называемые "садки на волков". Зрелище   кровавое, жестокое. Как   происходит эта травля, – рассказывать не буду. Весь смысл ее в том, чтобы   убедиться, в какой мере густопсовый борзой кобель проявит свою злобу и резвость   в схватке с затравленным волком, которого выпускают из клетки в загороженном   месте, где он не может никуда укрыться, и таким образом, обречен на верную и   мучительную гибель... Собака   должна проявить целый ряд специальных качеств, из совокупности которых   составляют представление о ее злобе и резвости... За собачьей   техникой следит особое человеческое жюри, которое затем удаляется на совещание и   в конце концов выносит свой приговор. Здесь   важно, как кобель набросится на волка, как собьет его с ног, какую обнаружит   цепкую хватку, как глубоко вонзится своими зубами в волчий загривок... Или,   наоборот, струсит, подожмет хвост и робко забьется в угол, почуяв   недоброе... И тогда по   его спине вволю погуляет арапник, мстящий за посрамление владельца. В том или   ином случае картина жестокая, требующая особой психологии и развивающая особые   настроения". Далее,   указывая на бессмысленное жестокое истребление кроликов, на "широко практикуемую   во всем культурном мире стрельбу по голубям" и прочие искусственно прививаемые   жестокие нравы и привычки, автор заканчивает: "Я вовсе не   желаю быть парадоксальным, но на одной и той же окровавленной плоскости, которая   так гипнотизирует человека, пробуждая в нем зверя, я вижу с одной стороны белого   голубка с еле заметным кровавым пятнышком под левым крылом, далее возвышается   целая гора кроликов, затравленных фокстерьерами и растоптанных очаровательными   амазонками, еще дальше трофеи злобы и резвости густопсовых и, наконец, – эшафот,   к которому хлынуло целое людское море, пьяное и алчущее зрелища крови. Помните эти   ошеломляющие описания недавних парижских казней, на которые собирались несметные   толпы из разных городов... Помните эти   балконы, усеянные публикой, которая наслаждалась "работой Дейблера"... Кровавая   пища – самая страшная отрава души... И если мы   не в силах, если нет у нас магического, чудодейственного жезла, чтобы единым   мановением рассеять эти пугающие нас кошмары бытия, то зачем же создавать новые   зрелища, создавать добровольно и публично, а главное, оправдывать их какими-то   объективными целями, хотя бы даже чисто спортивными... Или мы не   чувствуем, что, устраивая поединок собак и волков, мы сами в себе культивируем   "злобу и резвость", в которой, кажется, недостатка нет! А ведь на   эти забавы собираются и охотники и гости... Пожалуй, и детей с собой   приведут... Так нужно   ли, хотя бы во имя какой-то "правильной охоты", устраивать еще какие-то кровавые   зрелища?! Не довольно   ли злобы и без волчьих садков?! Без этой дикой забавы..." В связи с   этой "злой забавой" мне вспомнился один кровавый юбилей, о котором немецкие   газеты недавно писали в особенно почтительном тоне. Германский император   Вильгельм II недавно праздновал сорокалетний юбилей своей охотничьей   деятельности. Вот "плоды" этой "человеческой" деятельности по данным немецких   газет: "Император   Вильгельм II убил на своем веку: 2 000 оленей, 92 серны, 17 988 зайцев, 3 686   кроликов, 3 медведей, 38 578 фазанов, 87 диких уток, 867 куропаток, 12 зубров,   3 432 кабана и т.д. Недавно, во время совместной с наследником   австро-венгерского престола охоты, император проявил прежнюю меткость и   твердость руки". 
 
 
 
 |