| Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.(Избранные статьи)
 В мире печати В номере от   28 февраля с.г. газеты "Туркестан", издающейся в Ташкенте, напечатана статья А.   Лесневского под названием "Что такое каракуль и как он получается. (Всем   модницам посвящает вегетарианец)". Привожу эту статью целиком. Сообщаю это   из Джизака, глухого медвежьего угла, где серая будничная жизнь окружает меня. Но   и среди этой серой, неприглядной жизни проглядывают минуты, когда хочется   крикнуть на весь мир: "постойте, остановитесь, куда идете!". Весна здесь   сейчас в полном разгаре, пушистый зеленый ковер покрыл южные склоны, красные   тюльпаны распустили свои чудные цветы; прилетевшие уже жаворонки весело щебечут,   поднимаясь в лазурную высь, и своим щебетанием как бы благодарят Всевышнего за   наступающее тепло. Большие стада каракулевых овец жадно пощипывают сочную травку   и между ними весело подпрыгивают молодые козлята, пасущиеся вместе с овцами.   Все, кажется, ликует и славит наступающую весну. Но что это моя лошадь прыгнула   в сторону и насторожила уши? – Там, в стороне от стада, два киргиза большими   палками бьют по бокам овцу, которая привязана к колу, вколоченному в землю, а   четыре собаки, в ожидании крови, жадно присматриваются к этим мучениям. Бедное   кроткое животное, изображение которого можно видеть на алтарях католических   храмов, как символ кротости и терпения, бьется в страшных мучениях и издает   жалобное, молящее о пощаде, блеяние. Я пришпорил лошадь, но не успел еще   доскакать, как овца упала на землю, ноги ее как-то судорожно вытянулись, все   туловище конвульсивно дрожало, а бока высоко вздымались. В это время киргизы уже   перестали бить ее. Еще момент и овца произвела на свет Божий чудный, блестящий   каракуль. Киргизы с   радостью бросились и подхватили его, а один из них принялся сдирать с него кожу,   мясо бросая собакам. В это время я набросился на киргизов и стал бранить их. Они   как-то недоумевающе смотрели на меня, очевидно, не понимая, за что я их браню. А   когда я объяснил, в чем дело, то они еще больше расширили глаза и объяснили мне,   что купцы очень дорого платят им за каракуль, добытый таким способом; что раньше   они резали овец, а теперь придумали более дешевый способ, при котором две трети   овец остаются жить, а одна треть гибнет под палками, не разрешаясь от   бремени. Больше я не   стал ругать киргизов, ибо я знал, что они, как распявшие Христа, не знают, что   творят. Но мне   захотелось крикнуть так, чтобы услышали те юные, чистые, невинные существа с   блестящими глазками и розовыми щечками, которые гуляют разряженные в каракуль и   не подозревают, что их красивый наряд добыт ценою таких варварских, ужасных   мучений матери и смерти ребенка. И если эти барышни – верующие христианки, то   пусть вспомнят день своего причастия[15],   когда они, одетые во все белое, стоя на коленях перед алтарем, ударяли себя в   грудь и повторяли: "Агнец Божий, Который искупил грехи мира, прости нам наши   прегрешения", а отойдя от алтаря, быть может, надели шубку из черного блестящего   каракуля. Я пишу эти строки, весь дрожу, и хочется крикнуть, что это не   каракуль, а кровь, кровь... Хочу кричать, что истинная христианка будет помнить   великую заповедь "не убий" и не станет наряжаться в кровь, она пачкает ею   других, она становится косвенной убийцей, соучастницей в мучениях и страданиях   существа, которое мы символизируем с нашим великим учителем – Иисусом. Я хочу   кричать, но увы, немая азиатская степь окружает меня, куда в поисках насущного   хлеба забросила судьба неумолимая, и никто меня здесь не услышит и не поймет. И   я, как умел, решил нарисовать перед читателем эту картину ужаса и дикого   азиатского варварства. Пусть увидят и услышат его все читающие, пусть знают, как   добывают каракуль, и вы, господа, надевающие, как украшения на свои головы,   дорогие, в несколько десятков рублей, каракулевые шапки, и наши дамы-модницы,   каракулевые жакетки которых оцениваются в несколько сот рублей, в сумму, равную   годовому бюджету рабочего человека. Полагаю,   что знающим и видевшим воочию эту душераздирающую картину надо кричать во   всеуслышание, что наряжаться в кровь нельзя, что чистая любовь, ведущая к   слиянию двух душ, соприкасается с кровью – каракулем, добытым невероятными   страданиями жизни и смерти. Вы, замужние женщины, имеющие детей, вообразите   только на один момент, что вы матери-овцы, и вы поймете, до каких чудовищных   инквизиторских времен дожили мы. Когда   мучают взрослого, это очень и очень нехорошо; когда мучают ребенка это еще хуже;   но когда мучают мать-роженицу, дальше идти уж некуда. Я слышал,   что есть такие учреждения, которые именуются "обществами покровительства   животным". Но если такие общества существуют в городах, где, как я слышал, они   занимаются рациональным, по последнему слову науки, истреблением бродячих собак,   если они жалеют животных, "милуют скоты", холят и кормят их для того, чтобы   получить "высшее блаженство", в лучшем виде похоронить их трупы в своих   желудках, то не лучше ли для них было бы отказаться от подобной лицемерной   деятельности и обратить свое просвещенно-гуманное внимание на те действительно   ужасные эксперименты, которые почти рядом проделываются у диких варварских   народностей над безгласными и бесправными животными, чтобы доставить на   культурный европейский рынок лучшего качества и более ценный каракуль. Ведь   добилась же свободная Англия закона, воспрещающего женщинам наряжаться в перья и   крылья птиц, благодаря каковой жестокой моде истреблено уже в культурных странах   почти все пернатое царство, а нашему Туркестанскому краю грозит истреблением   почти всего фазаньего царства. Фазаны весной, как на бойне, десятками тысяч   истребляются хищниками-охотниками и увозятся в столицы, где ресторанные обжоры   объедаются тухлыми фазаньими трупами, а перьями украшаются наши модницы. Только   посмотрели бы эти господа, как добывается каракуль, как безжалостно опустошаются   хищными охотниками наши сады от робких, доверчивых фазанов... Выходящий в   Киеве с января с.г. журнал "Рыцарь" во втором номере так говорит о своей   программе: "Рыцарь" с   первых строк заявил о необходимости восстановления нарушенных односторонним   преклонением перед знанием и разумом прав этики. Он утверждает, что пресловутая   "борьба за существование", пытающаяся утвердиться, как руководящий принцип жизни   не только отдельных личностей, но и целых народностей, – есть принцип звериный и   потому пригоден лишь в царстве зверей; что в человеческом обществе право   сильного должно быть заменено правом правого и всякая сила должна быть подчинена   высшим принципам правды, добра и красоты. Он знает,   что одними наставлениями и проповедями этому не научишь, что лучшая проповедь –   это живой, яркий пример, пленительный образ, взятый из живой действительности, и   потому он всегда радостно будет приветствовать все относящееся к этим светочам   человечества, но, рядом с этим, он утверждает, что добро, истину и красоту не   только нужно знать, но и уметь проводить в жизнь, что это умение в сущности тоже   своего рода наука и своего рода искусство, которому можно и должно научиться,   можно поэтому и научить, воздействуя и на сознание. Переходя   затем к вопросам современной действительности, ясно сознавая всю ненормальность,   уродливость и позорность многого и многого из того, что нас окружает, "Рыцарь"   считает, что изменение этого уродства и позорности начнется лишь тогда, когда   каждый из нас, по мере сил, начнет осуществление противоположных качеств,   решительно примется за переустройство, начав раньше всего с самого себя. Нельзя   требовать уважения к законам, если сам не научился их уважать, какими плохими   они ни казались бы. Если они плохи, – борись всеми силами за их изменение, но   пока они существуют, – умей все же подчиняться им, ибо на этом стоит   общественность. Нельзя говорить о правде и самому ежеминутно лгать; смешно и   просто глупо мечтать о красоте, когда в собственной комнате не можешь завести   минимальной чистоты, уюта, привлекательности; самая красивая, благородная,   подлинно человеческая мечта о свободе никнет и вянет в устах тех, кто не   научился глубочайшему уважению к свободе и личности других". Пожелаем же   "Рыцарю" твердо и долго шагать по избранному им светлому и прекрасному пути. 
 [15] Автор – католик и говорит о католичках-причастницах.
 
 
 
 |