| Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.(Избранные статьи)
 В мире печати В прошлом   номере "Вегетарианского Обозрения" я познакомил читателей с впечатлениями Л.   Перно, посетившего школу П. Ойлера. Привожу теперь воспоминания д-ра Ф-на о той   же школе, заимствованные мною из № 2 "Бюллетеней литературы и жизни". Только у   немногих были полные щеки, пухлые руки и ноги. Большинство детей отличалось   скорей худощавой, чем полной комплекцией. Но все до одного обнаруживали стройные   и мускулистые члены, хорошо расправленные плечи и грудь и отличались тем же   ровным и нежным оттенком загара, что и их учитель. Здоровье и сила явственно   сказывались в каждом их движении, в каждом взгляде спокойных и уверенных   глаз. Тут были   дети всевозможных возрастов. Школа принимает и 15-летних юношей и совсем малышей   до грудных младенцев включительно и, – можно ли идти еще дальше? – до...   родителей, которые являются в школу учиться воспитанию ребенка. Большая часть   детей поступила в эту школу после долгих мытарств по другим – заурядным и   "образцовым" – школам, и, главным образом, вследствие расшатанности здоровья и   нервов. Пока длился   школьный ужин, я успел оглядеть овощи на огородах, цветы и молодые деревья в   саду, – результаты трудов учителей и учительниц, учеников и учениц. В школе нет   разделения труда: девочки работают вместе с мальчиками на огородах и по подрезке   деревьев, а мальчики в свою очередь принимают деятельное участие в стирке,   которая, кстати сказать, является в школе большим событием. За стиркой   обыкновенно ведется оживленная беседа на самые разнообразные темы. Такая   "обывательская" беседа, на которую в обыкновенные дни не выпадает достаточного   времени, сильно облегчает и взрослым, и детям этот малопривлекательный труд.   Учителя и взрослые дети стирают крупное белье; малыши – носовые платочки. Во время   ужина школьный сад навестил добрый приятель детей – кролик Эрнест. Это не   прирученный кролик и не домашний, а самый "настоящий", т.е. дикий, живущий   собственным умом. При школе нет домашних животных – ни собак, ни кошек, которые,   по мнению м-ра Ойлера, являются психически-искалеченными существами. Закат   догорел: наступило время сна. Дети, со   свернутыми одеялами в руках, подошли прощаться с м-ром Ойлером и его   голубоглазой женой, которую природа одарила золотыми, ниспадающими до земли,   волосами. – Прощай,   Питэр! Прощай, Эльза! – прощебетала детвора. После прощаний и поцелуев все они,   в своих длинных ночных одеяниях, потянулись к воротам для того, чтобы идти на   ночлег в темный, темный лес. Только немногие улеглись под деревьями или в   палатках в саду. Лунной   ночью мы прошлись с Питэром (м-ром Ойлером) в лес к той отдаленной чаще, где   находится место его ночного покоя: это самая передовая позиция в лесу, где   учитель спит чутко, как часовой, готовый отозваться на первый зов своих   питомцев. В смутном   сиянии луны, вставшей из-за сосновых ветвей, мы разглядели по дороге под   деревьями маленькие аккуратно сложенные пакетики. Это были ребятишки, спавшие в   разных местах без подушек на одном одеяльце, одна половина которого служит им   простыней, а другая выполняет свою прямую миссию – одеяла. Дети м-ра   Ойлера не боятся ночной темноты. Впрочем, их маленькие невозмутимые сердца   недоступны никакому чувству страха... Утром их   ожидали обычные занятия, обычная работа. Это – прежде всего – работа по дому   (после получасового "пробега"), затем – после завтрака – работа в саду, чтение,   уроки. Гимнастику они проделывают немногосложную. Главные движения ее преподал   им Раймонд Дункан, брат Айседоры. 
 
 
 
 |