Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
В мире печати
Читатели "Вегетарианского Обозрения" интересуются вопросом об устройстве на земле, о трудовых поселках, колониях и пр. В № 9 "Жизни для всех" напечатана интересная заметка К. Рейнбаха "О трудовых поселках".
...Были опыты в России, и сейчас практикуются, сорганизоваться в более тесные семьи-общины; но кроме ушедших в Америку духоборческих общин, не имеет пока благополучных примеров христианских общин.
Жизнь "для други твоя" по учению Христа все еще не по силам обыденному землепашцу. Тем более, что даже мало семей находим, где бы родные жили дружно. Где же чужим спеться в одной общей работе, общем горе и радости. Все еще эгоизм (себялюбие) является в нас главною двигательною пружиною к старанию, к работе, к накоплению, к творчеству.
Превратить себялюбие прямо в любовь к ближнему для нас задача оказывается непосильная, но превратить себялюбие (эгоизм) в артельную (кооперативную) взаимопомощь, – дело уже легкое и даже приятное.
Теперь уже жизнь с ее экономическою необходимостью и духовными потребностями настойчиво призывает к кооперативной взаимопомощи. Она приближает нас к всеобщему благу, к уважению своего ближнего, сотрудника в общей жизни, и к общей солидарности. При возрастании этих благ возрастает и материальное благо, а с ним и досуг, необходимый на культурно-духовное развитие.
Нравственная солидарность, – это сила, без насилия, вражды, конкуренции, эксплуатации других, приводящая к благополучной жизни всех участников. Но для проведения ее в жизнь тоже нужны:
1) Любовь – симпатия – дружелюбие, или, по крайней мере, терпимость к другим сотрудникам-товарищам.
2) Необходимы знание, умение дела.
3) Необходимы трудоспособность и трудолюбие.
4) Средства, чем начать и вести дело и
5) Главное: стремление к нравственной жизни.
Без этих данных нечего затевать кооперацию, все равно не пойдет, внесет лишь дрязги и недовольство, банкротство, а это нежелательно, так как позорит самую идею взаимопомощи. Ставлю эти пункты так твердо потому, что я наблюдал на практике жизни много примеров, где рушились кооперации высшего типа (общины). Поэтому советую объединяться в таковые лишь лицам высокой нравственности, очень близко знающим других компаньонов. Но можно начинать кооперативное единение с более простых, а потому 6олее устойчивых ступеней. Схемы таковых мною были описаны в журнале "Жизнь для Всех" за 1911 год. Т.е. малоимущим теперь лучше всего при содействии Крестьянского банка покупать рядом лежащие отрубные участки в личную собственность (так и семья лучше гарантирована на случай смерти отца), затем объединяться "соседским поселкам" постепенно в том, что для всех и каждого выгодно и желательно, без преждевременно составленных обязательных, но стеснительных уставов.
Такому кооперативному единению содействует правительство, устраивая через умелых агрономов и инструкторов артельные молочные, сыроварни, сбыт и покупку продуктов сельского хозяйства.
Я знаю несколько и читал о многих прекрасно поставленных и хорошо работающих артельных – кооперативных начинаниях.
В Дании 90% сельского населения объединены кооперативно и сельское производство у них процветает, как нигде, вследствие этого.
|