Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
Хауард Уильямс (Howard Williams)
Хауард Уильямс, шестой сын священника Хамильтона Уильямса и Маргариты Тонтон, родовых английских землевладельцев, родился в 1837 г. в Whatley (Rectory) Somerset, южной части Англии. Воспитывался X. Уильямс сперва дома, а потом в Кембриджском университете, в коллегии св. Иоанна, где был избран стипендиатом, а в 1859 г. достиг степени бакалавра словесных наук (М.А.). Спустя год, с целью поступить на государственную службу в Индии, X. Уильямс успешно выдержал в Цейлоне испытание на "Письмоводителя" (Writership), но, оставив эту идею, отдался просветительной деятельности, которую и вел в течение многих лет.
Имея призвание к литературе, и в особенности к исторической, он в 1865 г. опубликовал свое первое историческое сочинение "Суеверие о ведьмах" (Superstition of Witchcraft), – предмет большой важности в истории человеческих ошибок и заблуждений. Побудило его написать эту брошюру сознание, что историки и составители исторических учебников недостаточно обратили внимание на это почти всемирное заблуждение, а те писатели, которые писали для издателей, в большинстве случаев выделяли только смешную сторону явления.
Следующая литературная работа X. Уильямса была "Английская Антология" (English Antology), сборник избранных гуманитарных мест из обширной английской поэзии, почти оставленных без внимания критиками и комментаторами, имеющими склонность скорее унизить проявление искреннего чувства и возвысить форму перед истиной.
На 35 году своей жизни, в 1872 г., X. Уильямс отказался от кровавой диеты. Толчком к такой значительной реформе в его жизни послужила талантливая статья пророка-поэта П.Б. Шелли "Растительная диета" (Vegetable Diet), написанная, как прибавление к его поэме "Царица Маб".
За несколько лет до этой перемены он был горячо предан казавшейся бесплодной борьбе за права животных, или "нечеловеческих рас", как называет их автор, чтобы избежать презрительных терминов, которыми люди награждают своих четвероногих друзей. Вскоре после совершившейся перемены мистер X. Уильямс сделался членом "Вегетарианского Общества", имевшего свое местопребывание в Манчестере; в следующем году на годовом собрании он прочитал свой доклад "О наилучших методах пропаганды". Профессор Франциск Ныомен (Francis Newman), – личность, уважаемая всеми, кто его знает, – тогда президент этого общества, был председателем собрания. (Из многих прекрасных сочинений проф. Ньюмена здесь уместно будет отметить его "Очерки о диете" (Essays ofn Diet), рассматривающие реформу пищи главным образом с точки зрения национальной экономии, изложенные со свойственной ему ясностью и убедительностью).
"Этика пищи" X. Уильямса появилась в 1881 г. и печаталась сперва периодически в английском журнале "Диететический реформатор" (Diatetic Reformer), как тогда назывался "Вегетарианский Вестник" (Vegetarian Messenger). Как гласит подзаголовок, книга эта есть "Собрание жизнеописаний и выдержек из сочинений выдающихся мыслителей всех времен", а заглавие "Этика пищи" достаточно ясно выражает цель и дух ее. Книга была хорошо принята гуманитарными кружками в Англии и также в других странах. Второе пополненное издание появилось в 1896 г. В это же время она появилась в русском переводе и была весьма одобрена Л.Н. Толстым, который написал к ней в высшей степени ценное предисловие, озаглавленное "Первая ступень". Третье английское издание, несколько сокращенное и удешевленное, было выпущено несколькими годами позже, в 1906 г.
Следующее сочинение того же автора было "Жизнь и письма Свифта и Попа" (Livesana Letters of Swift and Pope), вдохновленное, как и все его литературные произведения, желанием служить высшей нравственной истине. Из этих двух выдающихся английских литераторов, Свифта и Попа, тут выбрано и отмечено все гуманитарное. Одновременно с этим был опубликован "Луциан для английских читателей" (Lucian for English Readers), – сборник диалогов о суеверии и обмане, из выдающихся греческих сатириков.
Рядом с проповедью о безубойном питании усилия X. Уильямса были обращены и на борьбу с pseudo-научной инквизицией, известной под названием вивисекции. Одним из его последних, наиболее значительных вкладов в гуманитарную литературу был "Пионеры человечества" (Pioneers of Humanity), изданный "Гуманитарной Лигой" в числе других прекрасных книг (Office of the Humanitarian Liague, 53 Chancery Lane, London).
В памятный 1890 г. – памятный в летописи пропаганды высшей этики и цивилизации – было основано общество, названное "Гуманитарной Лигой", которому суждено было иметь такое огромное значение, которое едва ли могло быть предвидено его основателями. В настоящее время, как и прежде, оно пользуется почти всемирной известностью и привлекло к своей кафедре многих выдающихся современных мыслителей Англии. В его литературных органах – "Гуманитарное Обозрение" (The Humane Review), выходящем 4 раза в год, и в ежемесячном "Гуманитарианец" (Humanitarian) – печатался, смело можно сказать, самый выдающийся из когда-либо появлявшегося в английской периодической печати материал по социологии. Мистер Уильямс был одним из первых членов этого Общества. Основатель Общества и его секретарь, мистер Генри Стэфен Солт (Henry Stephen Salt), – человек больших дарований, вызывающий к себе уважение и любовь мыслящих людей, автор замечательного сочинения "Права животных" (Animal Rights). Нельзя не упомянуть и про другое, не менее замечательное его сочинение "Логика вегетарианства" (Logic of Vegetarianism). Благодаря деятельности этой лиги, было упразднено немало грубых узаконенных варварств и наверно падут и другие, над кем бы они ни производились, над людьми или животными.
В конце записки, которую я тут перевел почти целиком, написанной X. Уильямсом специально для "Вегетарианского Обозрения", он прибавляет, что находит полное удовлетворение в беспрерывной сорокалетней печатной и устной борьбе с жестокостями и несправедливостями, совершаемыми под покровительством "христианских" законов.
Автор "Этики пищи" мало рассказал нам о своей внутренней повседневной жизни, из которой бы мы увидели его живую, сострадающую душу, толкающую его на такую благородную деятельность.
Л. Перно
Англия. 9/III 1913
|