Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
Письма из Германии
Федор фон Галецкий
I.
Есть два рода вегетарианства: одно имеет своим основанием определенные душевные переживания, другое – идет от разума. Эти два понимания идеи безубойного питания глубоко различны: первое понимание, несомненно, идеалистическое, второе же – проникнуто практическими соображениями
От того или иного понимания вегетарианства зависит, насколько последовательно приверженцы его проводят в жизнь свои принципы. Идеалистические вегетарианцы, ненавидящие убийство животных и глубоко прочувствовавшие любовь к красоте жизни во всех ее проявлениях, которая лежит в основе нашей идеи, – эти вегетарианцы будут равнодушны ко всем неудобствам, которые во множестве доставляет вегетарианский образ жизни в центре высокоразвитой культуры. Идеалистические вегетарианцы останутся верны своей идее, ибо она прежде всего представляется им глубоко справедливой. Вегетарианцы же, которые приходят к своему новому образу жизни через разум, будут часто колебаться, сомневаться в правильности своего пути, так как им трудно противостоять всем многочисленным соблазнам современной цивилизации; они часто совсем уходят из наших рядов и никогда не возвышаются до истинного понимания вегетарианства. Они всего меньше способны быть мучениками своей идеи, к чему всегда готовы идеалистические вегетарианцы.
Вегетарианцев от разума, – назовем их рационалистическими вегетарианцами, – особенно много в Германии; идеалистических же вегетарианцев много в России и других славянских странах. Быть может, последнее объясняется особенностями русского характера, тем, что простой, добродушный, глубоко честный, легковоспламеняющийся, но в то же время столь преданный русский народный характер всею душою отдается тому, чего ценность он раз постиг?
Я почти убежден, что выражение "добрая душа" создано исключительно для русских. Немец настроен критически, он склонен легко отрицать, воспринимает все охотнее разумом и только после этого дает говорить своему сердцу.
Он достиг высокой культуры, которая заслоняет от него то простое, естественное и великое, что есть в вегетарианстве. Ему трудно глубоко проникнуться этим учением, и оттого он часто, даже будучи приверженцем вегетарианства, остается все же по существу полувегетарианцем и таким образом, мы имеем в Германии немного истинных, глубоко убежденных вегетарианцев. Их легко сосчитать.
В вегетарианской адресной книге, которую несколько лет тому назад регулярно издавал "Вегетарианский союз", перед именами членов Союза в большинстве случаев имелась маленькая звездочка. Это обозначало, что данное лицо хотя и сочувствует вегетарианству, но отнюдь не обязуется вести вегетарианский образ жизни. Имена без звездочек принадлежали действительным вегетарианцам, т.е. таким, которые воспринятое учение практически осуществляют в своей жизни. И когда я сосчитал число имен со звездочками, то оказалось, что их больше половины; следовательно, больше половины членов Союза фактически не являются вегетарианцами. Адресная книга, конечно, не заключала имен всех единомышленников, живущих в Германии и немецкой Австрии, но я, тем не менее, думаю, что соотношение между двумя названными категориями навряд ли изменилось бы, если б в адресную книгу были внесены имена всех без исключения вегетарианцев. Точно также нет основания предполагать, что последние несколько лет существенно изменили качественный состав немецких вегетарианцев. И в настоящее время, как и раньше, чувствуется повсюду стремление как бы испытать доброкачественность вегетарианства: переходят на вегетарианский режим, а затем, благодаря недостаточно стойким убеждениям, снова возвращаются к мясоедению.
Рационалистическое вегетарианство вызвало в Германии быстрый рост и расцвет особой вегетарианской промышленности всевозможных видов. Наряду с этим здесь, как и в Швейцарии и Северной Италии, начали расти, как грибы после дождя, санатории и лечебницы с естественными методами лечения, в которых, кстати сказать, чрезвычайно высокие цены за уход и лечение. Идеалистическое вегетарианство в противовес этому должно создать санатории, лечебницы и предприятия с производством предметов, необходимых для жизни, которые по своей дешевизне были бы доступны и вегетарианцу со скромными средствами. Пока же единомышленник, лишенный средств, не может пользоваться предметами вегетарианской промышленности, также как и санаториями; при некоторых неблагоприятных обстоятельствах ему приходится даже голодать.
В Германии устраивают хорошие дела при помощи "современной реформы жизни". Так называют теперь упрощенное вегетарианство, из боязни, что слово "вегетарианский" может отпугнуть широкую публику, которая ведь необходима для прибыльности дела. Почти все большие санатории Германии, Швейцарии и Австрии по этим соображениям рядом с безубойной кухней устраивают и мясной стол. Руководители санаторий хорошо понимают, что широкая публика не останется в чисто вегетарианской санатории, большинство не решится даже направиться туда; в то же время публика не откажется познакомиться с вегетарианским столом, если только будет предоставлена возможность сейчас же вернуться к мясным горшкам, как только ей покажется, что вегетарианская пища "не вкусна" или "истощает'' организм. И для успокоения этой публики санатории заводят также мясной стол. Вегетарианцы в этих столовых ведут вегетарианский образ жизни, но платят за это много денег, по большей части 7–8 марок в сутки, – сумму едва ли меньше той, которая платится в чисто-вегетарианских учреждениях и лечебницах Швейцарии.
То, что теперь постоянно появляется много санаторий, которые пользуются "современной реформой жизни", как хорошей рекламой, зазывающей публику, свидетельствует о выгодности таких предприятий. Устроители так называемых "Reformgeschafte", где производятся "чистые реформированные питательные средства и одежды" (в рекламных брошюрах и книжках это называется также "реформой души"), за срок времени, меньший десяти лет, сделались миллионерами.
Я знаю таких, которые начали с малого: с вегетарианской столовой для 10-12 столовников и небольшой при этом торговли вегетарианскими сырыми продуктами, а теперь имеют до 20 предприятий во всех частях Лейпцига или Берлина, отделения в других городах, автомобили, дома и т.д., и т.д. Они уважаемы, богаты, но перестали быть вегетарианцами.
Рационалистические вегетарианцы порождают также эти столь неприятные трения в небольшом по числу членов "Германском Вегетарианском Союзе", во главе которого стоит деятельный, заслуженный доктор Зельс, неутомимый ревнитель вегетарианства, недостаточно, однако, оцененный. Осмелились даже недавно упрекнуть его за то скромное жалованье, которое он получает в качестве руководителя Вегетарианского союза и редактора "Wegetarische Warte". Эти трения недавно привели к исключению целого ряда членов из Союза.
Рационалистические вегетарианцы потеряли свой идеал. Место его занимает устав, и по поводу небольших параграфов этого устава они ведут бесконечные, ненужные споры, забыв основную цель Союза.
Этот внутренний разлад в Союзе сильно вредит его деятельности. Сплоченная организация, состоящая исключительно из идейных единомышленников, необходима для успешной вегетарианской пропаганды. А меж тем, трения в Союзе не прекращаются; на последних заседаниях Германского Вегетарианского Союза повторялись бурные сцены в духе венгерского парламента: неподчинение председательской власти, оскорбления, брань. И поводом для всех этих выступлений послужили столь ничтожные обстоятельства, что приходится только изумляться. Д-р Зельс находился в очень затруднительном положении, но, поддержанный лучшими элементами Союза, он проявил надлежащую стойкость.
Когда читатель прочтет эти строки, он, быть может, придет к заключению, что вегетарианское движение в Германии находится в очень печальном положении. Я отнюдь не хотел написать памфлет против немецких вегетарианцев и потому охотно признаю, что в Германии есть также единомышленники, горячо преданные нашей идее. Но число их невелико.
Благодаря неутомимой деятельности вот этих немногих и создаются у нас такие крупные вегетарианские начинания, как устройство вегетарианских выставок и т.п.
Мы имеем истинных вегетарианцев в Германии, – я повторяю это, – но их немного. Некоторые из них находятся среди любителей спорта. Своими успехами они делают честь движению, но почти постоянно приходится встречать одни и те же 3-4 имени, редко встретишь новое имя.
Вегетарианское движение в Германии только тогда приобретет значение, когда к нему примкнут широкие массы. Но масса, в особенности рабочая, стоит в стороне от вегетарианского учения. На это, конечно, имеются свои особенные причины, заслуживающие нашего внимания. Об этих причинах мы и поговорим в следующем письме.
С немецкого
А. Бабин
|