| Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.(Избранные статьи)
 Интеллигентские колонии в Германии Социальные   реформаторы относятся с глубоким и вполне понятным вниманием к попыткам   земельной кооперативной колонизации в германских странах. Еще четыре десятка лет   назад Эдуард Бальцер указал на значение этой колонизации и стремился к   осуществлению своих идей на практике. К сожалению, дело окончилось неудачно   вследствие измены одного из сотоварищей Бальцера по работе. Затем было потеряно   немало энергии и средств на осуществление, большей частью в тропических и   субтропических странах, неудачно задуманных и неумело применяемых проектов; все   эти попытки осуждены были на быстрый крах. Подобные же   опыты были предприняты вегетарианцами и в германских странах. Первой из   этого рода колоний, заслуживающих внимания, было поселение в Бюлахе (Немецкая   Швейцария), где в 1892 г., с недурными успехами вначале и большими надеждами в   будущем, народилась интеллигентская колония "Heimgarten" (Родной сад). К   сожалению, эта колония с течением времени уклонилась от установленного вначале   принципа коммунистического землевладения, допустила в виде исключения право на   частную собственность членов, и таким образом дала свободным собственникам земли   возможность – противопоставлять свои эгоистические интересы кооперативным. Это   повело сначала к трениям, против которых были бессильны постановления коммуны, а   затем и к печальному концу. Многообещавшее хозяйство после первого же десятка   лет пошло, к сожалению, с молотка. Более удачным оказалось открытие годом позже,   в 1893 г., колонии "Эдем" близ Ораниенбурга, которая находится в цветущем   состоянии и представляет ныне, к сожалению, единственный пример, ибо другие, и   позднее организованные, земельные кооперативы не удались. Правда,   есть и еще несколько подобных колоний, основанных вегетарианцами, но они не   имеют большого социального значения – ибо построены не на строго   коммунистических началах. Возможность иметь землю в виде частной собственности   лишает все коммунальные принципы необходимой устойчивости, а необузданное   корыстолюбие отдельных собственников, защищающих свои выгоды, рано или поздно   заставляет спасовать слабо или даже сильно сопротивляющихся защитников чисто   коммунальных интересов. Основная рента в частном владении – всегда влечет за   собой спекуляцию и неблагоприятно отражается на интересах   работников-коммунистов. Иначе   поставлено дело в колонии "Эдем" близ Ораниенбурга. Там все основано строжайшим   образом на коммунистическом землевладении, так что повышение доходности земли,   зависящее от процветания поселения (что, в свою очередь, зависит от совместного   труда всех колонистов), всецело идет на постоянную пользу всей колонии и   способствует все большему ее процветанию и благополучию. Покупка и продажа   орудий производства, производимых продуктов, съестных припасов регулируются, в   целях общей пользы, всей коммуной, без тягостного, однако, стеснения личности.   Все это является очень выгодным для колонистов. Колония "Эдем" зарекомендовала   себя своей, хорошо известной, фабрикацией натурального фруктового сока, и   поставляет продукты, подобные которым ранее можно было получить только от самой   образцовой хозяйки. Колонисты занимаются всевозможными ремеслами и рукоделиями,   но все жители "Эдема" являются, в большей или меньшей степени, садоводами, и   живут, так сказать, под сенью деревьев. Выбор посельщиков из числа желающих   вступить в колонию производится, разумеется, с осмотрительностью, чтобы не   нарушить основные принципы колонии. Алкоголь, мясо и мясные продукты, табак и   табачные изделия не могут ни производиться в колонии, ни продаваться. Для   воспитания детей основана собственная школа, учитель в которой – тоже   вегетарианец и садовод. В основу преподавания положен, конечно, принцип развития   в детях общественно-коммунистических и сообразующихся с разумом природы основ.   Целесообразное преподавание, экскурсии, национальные праздники (весенний   праздник, Иванов день, пожинки, Рождество) развивают в детях чувство любви к   родине и дают юным душам надлежащую и обильную пищу. И эдемцы по праву надеются   иметь в своем подрастающем поколении достойных наследников, способных и дальше   обрабатывать ту же ниву. С   немецкогоМ.   Щелкунов
 
 
 
 
 |