Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
О танцах
Я живу в Канаде (Америке) и журнал "Вегетарианское обозрение" попал ко мне из вторых рук, – я еще не знала об этом интересном издании. Эта оговорка необходима в виду моего запоздалого ответа на письмо Н.Б. Нордман-Северовой о танцах, помещенное в номерах 8-9 "Вегетарианского обозрения" 1912 г. Соглашаясь вполне с автором письма в защите искусства, как вечного спутника духовной жизни человека, во всем ее многообразии, я позволю себе высказать некоторые соображения по поводу приложения чистого искусства к повседневному существованию людей, для которых искусство не часть их духовной жизни, не потребность их индивидуальности, а простое развлечение, забава, мода, погремушка. Я свободный художник и хотя моя область – драма, поэзия, искусство слова, но мне дорого всякое искусство и я признаю пластику, танцы на сцене, выражающие, по меткому определению Нордман-Северовой, "область сказки и фантазии, и чем была бы наша жизнь без этих волшебных сказок!" Я понимаю, что и в жизни люди могут находить удовольствие в ритмических движениях под звуки музыки. Но мало ли в чем мы находим сладость удовольствия, пока не задумываемся об этической ценности его.
Аргументируя защиту танцев, Нордман-Северова ссылается на примеры из жизни древних народов. Но почему нам не взять пример еще древнее, не бросить взгляд так далеко вглубь истории человечества, как только позволяют исторические факты, дошедшие до нас. Нам известно, что наши дикие предки собирались каждую весну огромными толпами и предавались пляскам, которые были выражением любовного экстаза, стремлением к бессмертию человеческого рода, конкретным проявлением Воли к Жизни. Пляски заканчивались жаркими объятиями, которые давали начало новой Жизни. Это было так же законно, как и художественно прекрасно, этически ценно.
Что сказать о танцах в гостиных, залах или на лужайках современных людей, вполне лишенных особенностей древних народов?
Для меня сомнения не может быть, я утверждаю, что современные люди, утратив наивность, непосредственность всех движений своего существа, отрицая слепое подчинение Воле к Жизни, тем самым категорически отвергают все, что выводит человека из состояния разумного, мыслящего существа, ответственного за свои действия. Современные люди отказываются от импульсивности животных, они хотят быть сознательными, и высшая мера сознательности для них дороже "волшебных сказок" – увы! Современное человечество зашло в тупик. Чтобы выйти из мрака этого тупика, чтобы избавиться от безумия современной жизни, человеку необходимо не "совершенно забыть о заботах жизни" хотя на несколько часов, как этого хочет Нордман-Северова, а напротив, ни на секунду не упускать из виду, что жизнь так страшна, безобразна, нечеловечна, что забываться – преступление, что нужно ежечасно бороться с "забвением", которое и без искусственного хмеля танцев слишком часто овладевает нами. Это – наше спасение, конечно, иначе нервы не выдержали бы и мы сошли бы с ума или покончили жизнь самоубийством.
Какова же этическая ценность танцев современных людей?
Танцы людей развитых, стремящихся улучшить жизнь, – или недомыслие, или нарушение элементарных требований этики.
Конечно, люди, "живущие просто так себе", могут искать забвения не только в танцах, но и в чем угодно. Что касается вегетарианцев, которые поставили задачей нравственную, этическую цель: любовь, высокую человечность, – то им уж приходится действовать всегда и во всем гармонично с их задачей. Ведь не ради одного же только физического здоровья люди избирают растительную или хотя безубойную пищу?
Я читаю иногда "The Herald of the Golden Age''; в Германии обедала в вегетарианской столовой, где говорила с вегетарианцами-немцами, и мне ясно, что и англичане и немцы, помимо здоровья, озабочены иными целями.
Русским вегетарианцам, пожалуй, чужды корыстные виды на небесную награду, о которой пишет Г. Бэрд в 1 номере 1913 г. в статье "The Human Aura", говоря: "мы ткем себе бессмертное одеяние, которое послужит нам паспортом для получения права гражданства на небе".
Русские вегетарианцы, насколько я понимаю, стремятся к здоровой, чистой, человечной жизни на земле, не помышляя о небесном рае. Дают ли танцы хотя одну каплю высокого, чисто духовного наслаждения? Пластический, истинно художественный танец, в артистическом исполнении на сцене, дает удовлетворение красотой движений и поз, правда. Ничего подобного вы не чувствуете в толпе танцующих обывателей. Танцы современников, старше 10 лет, ничто иное, как атавизм, проявление экстаза диких предков, но без их наивности, без смысла и стихийной силы инстинкта. Наши танцы – это флирт, игра в любовь, искусственное возбуждение тех ощущений, которые туманят мысль, сладко томят сердце и побуждают зачастую к поступкам, от которых в состоянии отрезвления мы отказываемся. К чему же это все? И без танцев все, решительно все точно сговорились, чтобы раздражать, повышать до максимума, свойственную каждому здоровому организму "волшебную сказку" половой любви. Нужно ли здесь искусственное повышение инстинкта или напротив, подавление его? На это вам ответит каждая женщина замужняя, если она искренна. Спросите врачей. Загляните в клиники. Ужас, ужас и ужас!
Один известный московский гинеколог сказал мне: "не успеет девушка выйти замуж, как уже идет к врачу. Ужас! Я считаю, что причиной такой огромной заболеваемости женскими болезнями является жестокость мужчин, их злоупотребление властью над женщиной. И не только жены богатых и средних классов по большей части больны, но и жены рабочих, и крестьянки. Последние прямо заявляют: бабки наши того не терпели, что мы терпим. Прежде знали время, праздники, посты. Теперь наши мужья никакого себе удержу не знают. И вот больные женщины, больные, слабые дети... Старые предрассудки разрушены, и прекрасно. Но на их место необходимо поставить иную преграду распущенности мужчин: сознание вреда, преступности такого отношения к женщине".
Немцы говорят: "Die Welt geht durch Hunger und Liebe". Любовь здесь в смысле половой любви, конечно.
И это – истина бесспорная. Поэтому вегетарианцы должны проникнуться глубоко стремлением не только улучшить отношение к животным и оздоровить свой организм, но улучшить отношения людей и оздоровить их интимную, скрытую жизнь, полную тех преступлений, которые законом не наказуются. Когда жизнь человечества примет новые, совершенные формы, когда исчезнет и след безобразий современного строя и всех его последствий – лживых, жестоких, противоестественных отношений людей и различных полов, когда люди снова станут искренними, наивными детьми природы, тогда, быть может, получат смысл и оправдание их радостные движения под звуки весенней музыки...
Не могу не возразить на взгляд Н.-Северовой о пользе танцев, как средства потогонного. Вегетарианская пища особенно полезна в соединении с физическим трудом на чистом воздухе. А кто трудится, тот обязательно потеет. Современное общество резко делится на трудящихся и пользующихся чужим трудом. Общество, состоящее только из трудящихся, найдет способы вызвать испарину и без танцев. Преимущество будущего строя состоит именно в "умеренной испарине", тогда как сейчас миллионы тружеников страдают от... чрезмерного пота. Есть даже особая система эксплуатации труда: sweating system, состоящая в выжимании пота из рабочих, при их хроническом недоедании. Когда наступит новая эра жизни людей, когда человек будет целью, а не средством, тогда и только тогда исполнится прекрасное пожелание Н.-Северовой: "Пусть, не налагая друг на друга никаких цепей, каждый из нас черпает восторги жизни в своей собственной душе".
Мария Николаева
|