Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
Вегетарианство и воспитание
(Доклад, читанный на I Вегетарианском Съезде)
Прогресс и культура воли.
Организм, находясь во власти чувства и инстинкта, производит как бы рефлекторные действия, или вообще действия, без той специфической воли, которая является атрибутом личности. Волю заменила железная необходимость поступать именно так, а не иначе, чтобы освободиться от возможных страданий, а быть может, спасти свою жизнь. Естественные условия жизни неумолимы: организмы, отклонившиеся в сторону от должного пути, гибнут.
Животное в идее может выполнить все свои желания, его разум этому не препятствует, но постоянная опасность и обстоятельства жизни ограничивают его самостоятельность. Всякая оплошность ведет за собой неминуемую расплату. Здесь высшая воля – закон отбора. Таков регулятор действий человека в гипотетической жизни при естественных условиях, на лоне природы.
Под словом "природа" мы объединяем все проявления естественных сил, не регулируемых человеком.
Но вот естественные условия теряют свою чистоту, непреодолимость; гений человека изменяет соотношение между человеком и природой. Охватившая своей ужасной таинственностью и непреклонностью, природа должна мало-помалу освободить человека от своих крепких объятий и снизойти порой даже на положение эксплуатируемой. Победа над природой во вне расширяет сферу проявления его "я". Если раньше предел желаниям устанавливала сама природа, условия данного момента, – то с прогрессом границу между желаемым и возможным устанавливает разум человека, предвидение будущего. Удалось ему запастись на завтра пищей – прогресс на лицо: от сегодня он шагнул вперед, а там дальше и дальше. Мысль о будущем начинает регулировать отношения настоящего. Встречаются уже желания, неудовлетворение которых обусловлено заботой об удовлетворении будущих потребностей. Склонность человека к проявлению инстинктивной, чувственной, чисто-животной стороны является именно тем препятствием, с которым борется воля, заставляя человека принимать во внимание будущее. Чем культурнее человек, тем сильнее в нем воля, тем менее связан он с условиями настоящего, тем свободнее мысль ого охватывает весь мир, всю вселенную, заносится в недосягаемые выси, в неведомые страны, – тем свободнее проникает она во мрак будущего и доискивается того светлого маяка, который бы направил человека по верному пути к достижению цели жизни, осветил бы светом разума и мысли его маленькую жизнь, оправдал бы мелочность этой маленькой людской жизни.
Предвидение будущего ограничивает удовлетворение желаний настоящего при помощи воли. Воля – это сила, устанавливающая гармонию между действиями индивида и решениями разума. В этом узком смысле понятие воли будет встречаться и в дальнейшем. Понятно, что культура на место чисто-инстинктивных действий ставит соображения целесообразности, выводы разума. Вместе с тем она освобождает человека от дисциплинирующего действия внешних сил и условий природы и воспитывает в самом человеке эту новую силу – силу воли, направляющую его деятельность.
Знания человека все более и более расширяются и углубляются. Тайны природы мало-помалу теряют свой таинственный покров. Неведомые силы становятся ведомыми, понятными. Вчерашний враг – сегодня друг. Знания дают возможность защищаться от отрицательных явлений природы, освобождаться от ее тисков. Поле деятельности стало шире. Изменяется вместе с тем самый характер деятельности. То, что раньше человек должен был делать, – теперь он может делать, может не делать, ибо он находится вне поля влияния внешних сил природы, теперь он должен проявить свою добрую волю. Естественно, что всякое желание направлено к удовлетворению. И если раньше желание могло быть удовлетворено или нет только в зависимости от фактической возможности, то теперь желание часто может фактически безгранично удовлетворяться, ограничение же свое оно находит лишь в заботе о будущем, предвидимом будущем. Смысл прогресса и заключается в переходе интересов с настоящего на будущее. Настоящим начинает управлять будущее, – сначала интересы близкого будущего, завтрашнего дня, затем более отдаленного будущего и, наконец, идеалы будущего. Жизнь строится сообразно с требованиями моего идеала. Все это было бы хорошо. Однако, против регулирования настоящего интересами и идеалами будущего выступает животная сторона человека. Человек, находясь под впечатлениями жизни, испытывает целый ряд переживаний, переходящих в определенные чувства и желания. Эти желания настоящего и приходят в столкновение с требованиями будущего. Разум, опираясь на те или иные основания, должен произвести оценку интересов настоящего и будущего, сделать выбор, т.е. или удовлетворить желание настоящего, если оно не вредит будущему, или, в противном случае, подавить желание. Выполнение этих решений – дело воли. С развитием культуры увеличивается число столкновений, прогресс предъявляет воле все большие и большие требования, между тем воля не успевает развиваться соответственно предъявляемым к ней требованиям. Вопреки велениям разума, интерес настоящего побеждает, и желание минуты удовлетворяется в ущерб интересам будущего. Человек как бы раздваивается, у него создается особого рода внутренний конфликт. Несоответствие развития силы воли с прогрессом отзывается болезненно на обществе и выражается в социальных недугах: массовое понижение нравственности, господство чувственности, развращенность.
В настоящее время не трудно заметить повышенную чувственность в обществе, – странная смесь высоких порывов с грязной вожделенностью. Жажда наслаждения, утонченность форм наслаждения и, главное, ненасытность наслаждения властвует всюду. Жизнь полна противоречий и не вырабатывает нужной силы воли. На эту потребность должен откликнуться человеческий разум. Если условия современной жизни недостаточны для выработки воли, то сам человек должен создать такие условия. Но если мы внимательно присмотримся к жизни, то увидим, что создавать ничего не придется, что "нечто" новое, нужное для оздоровления общества, находится в самой жизни, но об этом речь впереди. Надо, пока что, сознать, что причины недовольства современностью, порочность современности – в недостатке воли. Надо поставить определенную задачу – воспитание воли, и выполнить эту задачу.
Бессилие перед своими желаниями, ненасытность человека повергают в ужас современное общество. Современность кажется каким-то пугалом, кошмаром, источником всех бед и зол. И человек отворачивается от нее и бросается или в объятия времен давно минувших, у Зевса и Юпитера ищет потерянный рай, или, махнув на все рукой, обуреваемый страстями, захлебывается в извращенных переживаниях полового чувства. Действительно, кругом разврат, во всех слоях общества, во всех возрастных группах населения. Все, что при естественном состоянии (в природных условиях) являлось источником жизни, теперь источник смерти. Инстинкты, столь необходимые, как половой, самосохранения, проходя через культуру обращаются в извращенность, порочность, – разврат, обжорство. И жизнь все более и более переполняется чувственностью, духовный интерес отходит назад, теряет свою привлекательность. Гидра разврата, омерзения и пошлости заставляет содрогаться общество, искать выхода.
Да! И общество пытается найти этот выход...
С одной стороны мы имеем международные съезды по вопросам нравственного воспитания, с другой – перед нами имевший место на Рождестве в Петербурге всероссийский съезд по семейному воспитанию. Не буду говорить о первых, – они, мне кажется, слишком теоретичны; я возьму эту кипящую массу родителей и педагогов, собравшуюся в надежде, – наконец услыхать хоть намек на вопрос – что делать? И что же? Сказал съезд, что делать? Увы – нет! Уже беглый обзор резолюций дает ясное представление о нем, как о съезде не по семейному, а по общественному воспитанию. Из 33 резолюций касаются семьи шесть резолюций, и то или в видах будущего или имеют общий характер, а потому по существу ничего не говорят. Но надо быть справедливым и указать на одну, которая своим предметом имеет родителей. Она очень характерна, и я полагаю, что в этой резолюции ответ общества на вопрос о семейном воспитании. Она гласит: – "съезд признает желательным скорейшее издание правил об ограничении родительской власти и наложении опеки над несовершеннолетними". После этого ясно, что ничего другого не остается, как обратиться к общественному воспитанию. Не семья, так общество. В этой области работа съезда поистине громадна, и трудно сейчас учесть всю важность и значительность ее. Для семьи же съезд ничего не дал. Почему? Потому, что общество безвольно. Кто был на съезде, тот помнит это неровное отношение к семье. Не смолкавший призыв к оздоровлению семьи с силой страсти бурно подхватывался аудиторией, но не вылился в ясно выраженное требование. Он как-то стушевывался, когда кто-либо, идеализируя семью, возлагал на нее ответственные задачи. Это ласкало слух представителей семей, тех семей, которых только что призывали к оздоровлению. Боязнь бередить раны, боязнь сознаться в своем бессилии, наконец, боязнь увидеть в самом себе причину развращения и неподготовленности к жизни детей – вот те препятствия, которые родители не смогли преодолеть. Ведь нужно было подойти к вопросу о браке, а это слишком было и жутко, и щекотливо. Раз такой крупный фактор, как среда, замалчивается, – исчезает и все семейное воспитание.
Съезд совершенно ясно показал, что общество при современном состоянии семьи бессильно что-либо сделать; единственный выход, – это обратиться к общественной силе хотя бы в виде государственной организации. Словом, семья, избегая "среды", пытается найти ключ счастья в "мерах", забывая, что меры мало дают, что воспитатель – это прежде всего среда.
Рассмотрите школу, хотя бы в общих чертах, с точки зрения воспитательной среды. Как может у детей воспитываться чувство любви, когда учитель не любит детей и свой авторитет, часто ложно понимаемый, ставит выше всего, постоянно оскорбляя своим величием душу ребенка? Как может возникнуть и расцвесть понятие справедливости в то время, как учитель имеет любимцев, балует их отметками, или когда оценивает ответы в зависимости от своего настроения; где возникнет идея о долге, когда учитель, по мнению учеников, не выполняет своего долга. А ведь это так, если вспомним: 1) об опаздывании учителя на урок, 2) о пренебрежении уроком, когда учащий является без подготовки, без плана и обращает урок в вялое и скучное препровождение времени, 3) вспомним об отнимании уроком столь ценимых учениками минут от перемен, которые принадлежат по праву им целиком. A курение? Это ли пример воли, где взрослый человек, сознающий вред курения, все же курит? Да мало ли примеров! Не даром между учениками и учителями стена. И эта стена останется, пока учитель не поймет, что поведение учеников отражает до известной степени его личность и пока, вместе с тем, ученик не будет считаться личностью, имеющей право на уважение. Учитель должен быть строгим прежде всего к самому себе, а ко всякому явлению со стороны школьников подходить спокойно, без желания найти за данным явлением злостно смеющегося ученика.
До сих пор идеалом воспитания является хороший, скромный и послушный мальчик, другими словами, безвольный манекен, пружинный человечек. Это – материал для потешных. И недаром эта "потеха" имела столь выдающийся успех, – зерно упало на добрую почву. Личность в обществе обезличена, она способна только механически выполнять, что прикажут. На место дисциплины внутренней явилась дисциплина внешняя. Между тем, жизнь как будто иначе относится и требует деятельных людей, а не "потешных". И пора бы с этим покончить, давно пора развивать личность, волю, а не душить инициативу в ребенке и подгонять его личность под общую мерку.
Таким образом, отсутствие воли – вот что характерно для современного общества. Отсутствие воли – отсутствие личности. Мы рабы до мозга костей или внешнего или внутреннего. Давно бы пора освободиться от рабства с внутренней стороны, освободиться от своего животного "я", так сильно нас заполонившего. Внутреннее освобождение обеспечит и приведет к внешней свободе.
Но положение дел не столь безнадежно. Выход из этой крайней чувственности я вижу в вегетарианском движении, которое теми или иными путями, но приводит к определенному мировоззрению, дает руководящую идею нашим действиям, облагораживает нас в наших отношениях к внешнему миру и вырабатывает волю.
Основные вопросы воспитания в свете вегетарианских идей.
Итак, условия воспитания в современной семье исключают возможность воспитания. Вообще в обществе нет осознанной солидарности. Свое благополучие строится на страдании других, на страдании других и в узком и в широком смысле. Когда мысли, что страдание есть страдание, чье бы оно ни было; что жизнь ценна, как жизнь, кому бы она ни принадлежала, – когда эти мысли найдут широкое распространение, тогда общество сможет заняться вопросами воспитания. До тех пор воспитание – сознательная ложь, не более. Рост вегетарианского движения указывает на то, что идеи эти начинают все более и более распространяться. Весьма любопытно и интересно поэтому проследить, как отражается вегетарианский режим и каково должно быть отношение, условия в вегетарианской семье в вопросе воспитания детей.
Как известно, воспитание ребенка должно начинаться до момента его появления. Мать в период беременности сугубо обязана следить за нормальностью всех отправлений своего тела, ибо заботясь о себе, – заботится о ребенке. Все отражается на нем. Этот период имеет чрезвычайно крупное значение для образования в человеке всякого рода предрасположений как духовного, так и физического характера. Надо отдать полную справедливость преимуществу вегетарианского режима в период беременности; его исключительная ценность в этом смысле признается, и он выполняется многими самыми закоренелыми мясоедами. Говоря о дородовом периоде, я хотел только указать значение вегетарианства для человека с самых начальных моментов его появления. В дальнейшем я исключу рассмотрение физической стороны воспитания и буду говорить о ней лишь постольку, поскольку она будет соприкасаться с нравственной и с целями воспитания, как создания определенного духовного облика.
Семья, где идеи вегетарианства не есть только вопросы пищи, а в известном роде философское мировоззрение, – такая семья невольно должна придти к принципу уважения каждой личности, а следовательно, и личности ребенка. Таким образом, воспитание будет основываться на принципе уважения, признания личности ребенка. Пусть не думают, что ребенок не понимает отношения к нему. Он зорко следит за окружающим, а инстинкт маленького зверька дает возможность определить и характер самого отношения. Впечатления детства – основа характера, и этот взгляд за последнее время получил целый ряд подтверждений в работах ученых. Оберегайте ребенка в детстве от всего дурного; помните, что перед вами нежный инструмент еще неизведанной конструкции; воздействия окружающих условий могут в нем вызвать отзвуки и чарующей мелодии чистых душевных переживаний, и резких диссонансов возмущения. Избавьте его от последних. Да и вы его избавляете от этого, если же нет, то вы не вегетарианцы, а печальники своего бренного тела и принимаете от вегетарианства только то, что вам, лично вам, выгодно. При нормальном же положении дела вегетарианская семья освобождает ребенка от целого ряда тяжелых, не только физических, но и психических переживаний. Наказание, как насилие над личностью, исчезает из арсенала мер воздействия на ребенка. Отнюдь не наказание должно являться воспитывающим моментом, а невозможность не выполнить определенное требование, предписываемое семейной конституцией, в крайнем же случае умелое аннулирование акта невыполнения. Наказание недопустимо уже потому, что ребенок воспитывается среди нас. Он путем подражания и примера усваивает наши недостатки, он – наше отражение; плохие, нежелательные черты его характера – это наши недостатки. Не пытайтесь обелить себя софизмами наследственности, наследственность здесь не причем, а вина наша, личная вина. С этой стороны наследственности придают все меньше и меньше значения, а обращают внимание на условия воспитания детства. Среда создает характер – вот что надо бы хорошенько запомнить!
Среда прежде всего слагается из живых лиц и вряд ли будет для кого-либо новой мысль, что сильная личность, как пример, имеет в деле воспитания исключительное значение. Сильная личность сказывается в стройности ее проявлений, в объединении всех своих действий определенной идеей. Ни одно мировоззрение, кажется, не отражается так на каждом шагу, как вегетарианское. Жизнь полна соблазнов и испытаний для него. Переход человека к вегетарианскому режиму – это уже итог определенной работы воли, а следовательно шаг к созданию сильной личности. Неуклонное проведение принятых принципов в своей жизни ведет к дальнейшему упражнению воли, к совершенному изменению своего отношения к внешнему миру. В результате цельная личность с ясным мировоззрением, с твердою волей.
И в ребенке этот характер сможет найти отражение, если он сам, этот маленький человечек, признается личностью, – равноправным – я подчеркиваю – равноправным членом семьи.
А в вегетарианской семье иначе и не может быть. Существующий в семье порядок равно обязателен для всех, будь то взрослый или ребенок. Что должен выполнить ребенок, то неукоснительно должен выполнить и взрослый. Несомненно, в частностях будут исключения, но общий тон должен быть – равноправие. Все исключения имеют серьезную основу в различии физиологии ребенка и взрослого и касаются, например, таких вопросов, как сон, пища. Эти исключения ребенок и понимает и не противится.
Как личность, ребенок наделяется правами и обязанностями. Да и странно было бы развивать волю, как свойство личности, и не давать ей возможности проявляться. Ребенок должен проявлять свою волю во вне и тем развивать свою индивидуальность самым естественным путем. Объем прав, предоставляемых ему, должен соответствовать объему его воли и со временем увеличиваться. Необходима область, где ребенок может себя чувствовать самим собою и делать, что он хочет и как он хочет. Это его угол, – здесь он сам лично хозяйствует. Как бы ни была мала квартира, определенное местечко для его игрушек и занятий всегда найдется. Не менее важно, чтобы ребенок имел и обязанности, которые должны выполняться неукоснительно. Жизнь семейная достаточно разнообразна, каждый член семьи может нести соответствующую обязанность (убирать игрушки, помогать в мелких работах). Сознание своих прав, особенно же обязанностей подчеркивает зависимость между членами, приводит к идее о сотрудничестве, словом, развивает социальные навыки. Кроме того, обязательное участие в работах семьи вносит новое трудовое начало в воспитание детей, начало, столь сильно распространяющееся в педагогических кругах. Важно, чтоб ребенок не был ни у кого на шее, был бы самостоятелен в своей маленькой жизни. Самое уважение личности заставляет окружающих ребенка не мешать ее проявлению, исключает это зло постоянного вмешательства в его интересы. Ему дается известная свобода действий, это важно, так как ребенок тогда не считается центром всей семейной жизни, как часто бывает в современных семьях. Под видом любви к детям родители сосредоточивают все свое внимание на них и поистине не дают ребенку ни охнуть, ни вздохнуть свободно. Теша себя, создавая из детей какую-то забаву, что обычно именуется заботой о детях, эти чадолюбивые родители коверкают детей и отучают от самостоятельности, внушают им всем своим поведением, что они – главный интерес всего, а потом, разбудив в них эгоистические стремления, возмущаются, почему их Ваничка, Маничка или Сеничка такие черствые, бездушные эгоисты.
Теперь совершенно ясно и понятно, как должно отражаться вегетарианство на основных вопросах воспитания. Оно выдвигает уважение к личности ребенка, окружает ребенка лицами с более определенным и устойчивым взглядом на жизнь; предоставляя ребенку в известной мере свободу действия, исключает возможность семейного эгоизма.
Бросим мимоходом взгляд на другие вопросы воспитания. Такого рода идеи рационализма касаются и других сторон семейной жизни, опять таки отражаясь на ребенке. Возьмем самую важную в хозяйстве черту – чистоту и опрятность. Нетрудно понять, что одно стремление избавиться от необходимости убивать, хотя бы и насекомых, заставит держать дом в чистоте, а это уже невольно вносит за собой порядок и налагает на все отпечаток опрятности. Та мысль, что принятие пищи не есть акт наслаждения, а удовлетворение только потребности, пополнение израсходованного материала – не больше, приводит к порядку, но к внутреннему, к порядку при удовлетворении желаний. Исключается хаотичность приема пищи, чревоугодие, а тем самым исчезает необходимость тратить время и энергию на обжорство и другие излишества; а ведь это не малая экономия! Все действия человека как бы упорядочиваются. Одежда тоже теряет характер самоцели. Гигиеничность, простота и изящество – вот нормальные требования, предъявляемые к одежде.
Нельзя не отметить еще раз, что отсутствие мясной пищи, кроме положительных сторон для физиологии детского организма, исключает целый ряд душевных конфликтов в жизни ребенка. Когда ребенок часто проливает за обедом горючие слезы и категорически отказывается от мяса только потому, что это мясо того животного, которое он знал или любил. Подумайте о душевной драме его! С этого момента может начаться и начинается разлад. Любимые лица в семье становятся хоть на короткое время извергами, черствыми людьми. Что ни говорите, а некая струнка в отношении к родителям после этого порвется; вместе с тем другие струны сильнее натянутся и внесут разноголосицу в отношения ребенка к окружающим.
Даже в требованиях к игрушке и книге вегетарианство идет рука об руку с требованиями педагогики. Оно совершенно исключает злые игрушки, как солдатики, ружья, пушки и пр. А трудовой принцип в воспитании несомненно должен привести к упрощению игрушек, к самодельным игрушкам, – что является опять таки требованием педагогики. То же можно сказать и о литературе для детей. Книжки, возбуждающие в ребенке к кому-либо чувство недовольства, ненависти, развивающие инстинкты охоты, недоброжелательство к животным и пр. и пр., решительно осуждаются. Вспомните, какое крупное воспитательное значение придают педагоги играм, игрушкам и книгам для развития индивидуальности и общественности в ребенке, и вы поймете, от какой обширной области вредных влияний ограждается ребенок.
Не менее важное влияние на характер ребенка оказывает знакомство с природой. Естественно, что только вегетарианство может создать в ребенке чувство искреннего уважения к природе, дать понятие, что природа как бы имеет свои права.
Не буду говорить о животных – к ним отношение ясно, ясно и воспитательное значение такого отношения, – но и к растениям мы должны воспитать любовь. Лишь близкое наблюдение за процессом произрастания может внушить это чувство. Всегда найдется возможность самому ребенку посадить растение и самому ухаживать и наблюдать за ним. Такие опыты доступны всем возрастам. Их можно, в зависимости от возраста, соединять с зарисовыванием основных форм в их развитии. Прогулки являются большим подспорьем при знакомстве с природой. Наблюдение за процессом жизни, созерцание самой жизни, а не полнейшее пренебрежение к явлениям природы путем собирания коллекций жучков и бабочек. Не эгоизм, – все к моим услугам, и все ради моих прихотей, – а любовь и уважение.
Насколько вегетарианское мировоззрение отражается на всех сторонах нашей жизни, особенно ярко видно на отношении к прислуге. Ведь не случайно проповедь раскрепощения прислуги нашла именно в среде вегетарианцев столь благоприятную почву. Ценность жизни, уважение прав личности привело и здесь к необходимости откликнуться. Если бы вегетарианство касалось только упорядочения отношений к прислуге, то и этого было бы достаточно, чтобы резко улучшить обстановку воспитания. Ряд грубых сцен и грубых влияний, благодаря этому, исчезает из семейного обихода. И несомненно, это вносит нечто новое в отношение наше и к другим. Все основывается на равноправии личности. Я смотрю на вегетарианство, как на раскрепощение человека во всех отношениях, и социальном, и внутреннем, – освобождение от своего животного "Я". Я хочу обратить ваше внимание, что вегетарианство идет по пути раскрепощения личности ребенка от тяжелых цепей, по пути очищения его от современной грязи, прорывающейся в семейную жизнь благодаря безволию родителей. С этой точки зрения можно сказать, что вегетарианский режим создает исключительно благоприятную атмосферу для воспитания ребенка.
Цели воспитания.
Вот каковы условия воспитания, как логическое следствие исповедываемых данной семьей вегетарианских убеждений. Сознание этого придает еще большую силу и убедительность принципу ценности жизни. Оно укрепит колеблющихся, приведет к более глубокому пониманию поверхностных вегетарианцев, а быть может, заставит и противников присматриваться более внимательно к нашим идеям. Важно с твердой непоколебимостью, с ясным сознанием правды и истины проводить эти идеи в жизнь. Не только принять к сведению, но, главным образом, к исполнению. Вегетарианство обязывает, и надо эту обязанность строго выполнять.
Воспитание детей – это сильный стимул; оно создает новые и новые силы для проведения в чистоте вегетарианского мировоззрения в свою жизнь, а вегетарианское мировоззрение будет открывать все новые и новые возможности в трудном деле воспитания детей.
Следует внимательно отнестись к этим вопросам. Обладая прекрасными средствами воспитания, что дает вегетарианский режим, мы должны рассмотреть и наметить цели воспитания, чтобы выйти окончательно победителями из этой борьбы личности против соблазнов современной жизни.
Цель воспитания – и в этом многие сходятся – создать "критически мыслящую личность", некоторые добавляют "и социальную". Вполне понятно. Человек живет в обществе, и термин "социальная" естественно предъявляет к личности требование – обладать социальными навыками, т.е. способностью ограничивать инстинктивное стремление индивида к эгоизму, уважать личность каждого и свои действия сочетать с правом других на свободное проявление их воли, идти рука об руку к общим идеалам. Но и термин "критически мыслящая личность" также важен и необходим. Он – индивидуалистичен, указывает на интересы личности. Быть критически мыслящей личностью приходится даже вне социальности. Благополучие личности будет достигнуто при условии понимания всего окружающего. А для этого необходимо разбираться во всех своих впечатлениях, анализировать их, критиковать. Словом, надо сознательно относиться ко всему окружающему, надо жизнь построить соответственно своим идеалам.
При более тщательном рассмотрении этих терминов мы, вероятно, нашли бы их равнозначными. Если же тем не менее приходится говорить о создании критически мыслящей и социальной личности, как о цели воспитания, то только того ради, чтобы лишний раз подчеркнуть два важных момента в воспитании: во-первых, создание личности и во-вторых, создание члена общества. Как пути создания личности, т.е. воспитания воли, лежат в самой личности, так возможности создания члена общества, т.е. воспитание, передача определенных моральных представлений, лежат в самом обществе, в среде воспитываемого.
Воспитайте волю и создайте соответствующие моральные представления. Обращаю еще раз внимание на то, что мораль есть отражение среды, активность в воспитании морали лежит в среде; это – тысячи повторяющихся мелких явлений на почве отношений членов данной среды друг к другу. Из массы явлений вытекает объединяющая их основа – мораль. Вне общества в широком вегетарианском смысле нет нравственности.
Таким образом, мы подошли к двум основным элементам – к воле и морали.
Беглый взгляд на современность указал, что как раз этих двух основных элементов – воли и морали – не хватает у современной личности. Безволие слишком очевидно, чтоб доказывать его наличность, но вот мораль – здесь дело не так ясно. Нельзя сказать, чтобы не было представления о должном и недолжном. Оно есть, но как-то приходит извне не в силу пережитого и прочувствованного, а как необходимо требуемое обществом и потому не распространяющееся на все наши действия, особенно интимные, сокрытые от глаз общественного контроля. Мораль здесь как знание, а не как вывод из моего отношения к миру, из моего миросозерцания. Этого-то последнего и не хватает. Я знаю, что должен делать, но я не только не могу это сделать – отсутствует воля, но и просто не хочу – недочеты с моральной стороны. И все же из туманности расплывчатых идеалов воспитания каждого, практических целей, неосознанных стремлений, – ярко выступают воля и мораль, как путеводные огоньки для блуждающих в неведомых странах детской души.
Все вопросы воспитания сводятся к этим двум основам, переплетаясь самым причудливым образом. Мельком рассмотрев условия воспитания в вегетарианской семье, мы видели, как удивительно соответствует выполнению этих целей обстановка вегетарианского режима. Остановимся еще на таком важном вопросе, как сексуальное воспитание. Съезд по семейному воспитанию и здесь не смог ничего сказать, хотя сексуальное воспитание было освещено рядом специалистов весьма подробно и даже на основе анкетного материала. Когда дело дошло до резолюции, началась такая сумятица в заседании секции, что председатель не нашел ничего лучшего, как снять с голосования уже поставленный на голосование вопрос и перейти к чтению следующего доклада. Страх семьи, современной семьи перед половым вопросом ясен. Не безвольной семье бороться с теми явлениями, где единственный доктор – среда и дисциплина воли. Дисциплина не внешняя – кнут, а внутренняя, лежащая в здоровой семейной обстановке. Вопрос полового воспитания – это в большой степени вопрос воспитания воли. Существующие теории половых влечений с жуткой убедительностью доказывают, как сама семья, сама мать и сам отец воспитывают онанистов, гомосексуалистов и прочих представителей половой извращенности. Даже неврастеничность передается, по этим теориям, не путем наследственности, а путем соответствующей обстановки, где мать или отец, а то и оба вместе, постоянно и чрезмерно лаская детей, поддерживают половое возбуждение в своем детище, форсируя половое созревание. В результате у ребенка нервная энергия ищет выхода в тех же ласках родителей, а когда эти ласки его не удовлетворяют, то обстоятельства всегда натолкнут его на путь самоудовлетворения, совершенно без посторонней помощи и указаний. Эти важные сведения, что ласки родителей всегда имеют осознанную или неосознанную половую цель, что ласки родителей в ребенке вызывают соответствующее половое переживание, что эти ласки – необходимое условие нормального развития ребенка и что, наконец, чрезмерность их вызывает нервность и половую извращенность у ребенка, – это все надо бы твердо и хорошенько запомнить, и особенно чадолюбивым родителям. Следует еще помнить, что возникающие у ребенка при нормальных условиях половые переживания являются единственным источником его морального воспитания путем направления накопившейся энергии на идеальные цели. Совершенно понятна и ясна с этой точки зрения пора юношеского романтизма, идеальных построений. Совпадение ее с порой возмужалости не случайное. Половая энергия ищет выхода и, если условия жизни юноши хоть мало-мальски удовлетворительны, он создает себе идеал, претворяя энергию в высшие стремления. Обязанность семьи, обязанность воспитателя – уловить момент, суметь направить эту энергию по чистому руслу. Если же нет этих условий, если жизнь семьи – ад, если личность юноши третируется, а сам юноша без воли, – энергия его найдет себе выход не в высших стремлениях, а в грязной похотливости, в пьянстве, разврате. Сами решите, что даст юноше современная семья и что даст ему семья с вегетарианским мировоззрением.
Воспитание воли на основе уважения личности ребенка, – укажите, где и как может быть более упражняема воля, чем в такой семье. А идеал вегетарианства – проведение в жизнь принципа ценности жизни вообще – столь всеобъемлющ и универсален, что покрывает собой всевозможные моральные системы без остатка и дает не только внешний регулятор, но и внутренний, объединяя все наши действия. Нравственная основа вегетарианства столь неотразима по своей сущности, что дает людям силу для борьбы с самим собою и внешними препятствиями, упражняя и развивая непрерывно волю. Победа над собой, когда мое решение становится выше обычая и взглядов общества, когда мое "я" освобождается от несуразных пут общественности, хотя бы сначала в узкой сфере семейной жизни, – такая победа укрепляет человека духовно и возвышает его в своих собственных глазах. С момента перехода к вегетарианству начинается чистка, капитальный пересмотр своих отношений ко всему. Воздержание от вина, от курения, от ежедневных кофе и чая, умеренность в пище, любовь к живым существам, наконец, совершенно иное отношение к прислуге в частности и к людям вообще – все это, оздоровляя атмосферу воспитания в семье, идет навстречу требованиям рационального воспитания. Животная сторона жизни занимает подобающее место. Выступает на первый план духовный интерес. Энергия, освобожденная при экономии животных процессов жизни, дает возможность в полной мере проявиться душевным силам человека, подняться на должную нравственную высоту и понять все величие и прелесть принципа жизни.
Общие выводы.
Итак, современная городская семья не может справиться с делом воспитания. Общественные организации мало развиты и сами по себе далеко не отвечают требованиям рационального воспитания. Общество пропитывается чувственностью. Казалось бы, несмотря на прогресс в различных областях человеческой жизни, общество духовно падает. Оно отворачивается от этого прогресса, не понимает как будто его. Во всем разлад действительности с желаемым. И уже во всяком случае не прогресс винить, не "проклятую цивилизацию", как говорят, потому что как раз прогресс и цивилизация способствуют объединению всех, создают общую солидарность. Понятие социальности все более и более с прогрессом расширяется, от семьи переходит к роду,
племени и, наконец, к государству, от государства ко всему человечеству и, наконец, ко всему живущему, в чем и заключаются стремления вегетарианства. Не идти назад, не пугаться прогресса, а поняв его сущность, приобщиться к нему, прогрессировать самому. Современная жизнь именно и предъявляет очень высокие требования нашему нравственному "я".
Но окиньте все сущее беспристрастным взором, углубитесь в смысл и характер этой сумятицы, и вы найдете в кажущемся хаосе жизни зерна прекрасного будущего. Вникните в данные науки и вы откроете закон единства жизни, поймете, что процесс жизни одинаков как в вашем теле, так и в теле другого существа. Люди начинают понимать это. Идеи единства мира, единства жизни распространяются. Жизненность вегетарианства обеспечивается именно жизненностью источника; современная жизнь – вот откуда почерпает свои силы это мировоззрение. И распространение вегетарианства указывает, что общество все же нашло выход из тупика жизни и идет по пути нравственного и физического оздоровления. Личность стремится подняться во весь рост своего духовного "я", освободившись от порабощения животной стороны. И в этом крупная заслуга вегетарианства. Только вегетарианство создает рациональные условия в семье и обществе для воспитания личности. Только в вегетарианстве, думается мне, может осуществиться тот идеал воспитания, который прекрасно выражается следующим положением английского моралиста Ральфа Эмерсона: "Высока должна быть душа, тверда воля, ясен взгляд у того, кто может заменить себе общество, обычаи, постановления и довести себя до того, чтобы одно внутреннее убеждение имело над ним ту же силу, какую для других имеет железная необходимость".
Влад. Кименталь
|