Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
Вегетарианство в связи с общим мировоззрением человека
(Доклад, читанный на I Вегетарианском Съезде)
У Глеба Успенского в очерках "Власть земли" есть очерк о народной интеллигенции. В нем автор повествует о том времени, когда люди, живя среди дремучего леса, в свои отношения друг к другу вносили слишком много тенденций этого леса, "слишком много наивного лесного зверства", "наивной волчьей жадности". "Мужик, который убил жену, потому что она "мешает" в хозяйстве, слаба, неработяща, ленива и, может быть, зла, – согласно лесной морали, был прав и, согласно ей, не чувствовал себя виновным". Проходит время, появляются в лесу новые люди – "божьи угодники" – это народная интеллигенция, вносящая в народную среду новую божескую правду. Новая правда спасала от жестокого напора зоологической правды, "она поднимала слабого, беспомощно брошенного бессердечной природой на произвол судьбы".
В этом очерке Г. Успенский отмечает начало могучего процесса, который с течением времени все усиливался и усиливался, – процесса вмешательства правды, созданной человеческим идеалом, в средне-житейские, созданные борьбой за существование, отношения. Дремучий лес, звериная правда, народная интеллигенция, – вот исходные пункты развития человеческого общества. Среди людей господствуют отношения, созданные борьбой за существование, созданные дремучим лесом. В области экономической утверждается принцип, по которому – человек человеку волк; в области моральной, в обыденщине – без всяких логических предпосылок, а само собой, – цель оправдывает средства.
Но вместе с этим стихийно-историческим процессом идет другой процесс вмешательства правды человеческого идеала в средне-житейские отношения. Носителями этой правды являются новые люди, "божьи угодники", как их называет Г. Успенский, кующие царство светлого лучшего будущего. В области экономической новая правда кует взаимопомощь, кует кооперацию, в которой устанавливается принцип – человек человеку брат. В области моральной новая правда устраняет противоречие между целью и средствами. Не "цель оправдывает средства", но средства должны быть настолько хороши, чтобы из них непосредственно могла вырасти цель.
Новая правда, вместе с правдой "божьих угодников" Г. Успенского, требует осуществления права каждой личности на жизнь и счастье. Идеалом нового устройства человеческого общества будет царство Бога на земле, провозглашенное еще Христом. Царство Бога знаменует собой полную победу правды человеческого идеала над правдой дремучего леса, полную максимальную победу во всех областях человеческой жизни. К этому великому идеалу текут многие ручейки, ручьи и реки. Все они, сливаясь друг с другом, куют новое сознание и нового человека, человека, ставящего выше всего моральный идеал и способного всю свою жизнь отдать во имя этого идеала.
Современное мировоззрение знает три категории ценностей: категорию истины, категорию добра и категорию красоты. Соответственно этому, человеческая мысль работает в трех направлениях: в области науки, как ведущей к раскрытию истины, в области морали, как ведущей к раскрытию добра, и в области эстетики, как ведущей к раскрытию красоты. При построении своего мировоззрения личность берет или ту или другую категорию ценностей и утверждает ее, как верховенствующую.
Для "божьих угодников", для активных работников Царства Бога на земле, естественно, такой категорией ценностей является категория добра. Добро верховенствует над истиной и красотой. Наиболее ярким и законченным мировоззрением, построенным по такой конструкции, является мировоззрение Л.Н. Толстого. У Л.Н. Толстого добро господствует над всем, добро везде утверждается.
В мировоззрении Л.Н. Толстого вполне логически закончено укладывается вегетарианство. Вегетарианство в основе своей имеет новое отношение ко всему живущему. Жизнь сама по себе имеет бесконечную ценность, и убийство жизни есть разрушение царства гармонии, есть отдаление человечества от царства Бога на земле. Активные работники полного осуществления на земле правды, созданной человеческим идеалом, по своему внутреннему настроению не могут не быть вегетарианцами. Убийство животных, не вызываемое крайней необходимостью, никоим образом не может гармонировать с мировоззрением, построенным на верховенстве добра.
Царство Бога, царство любви и справедливости несовместимо с созданным борьбой за существование дремучим лесом – убийством животных.
Активно работая в различных областях человеческой жизни над укреплением и осуществлением новой правды, новые люди не могут не совершенствоваться. Самоусовершенствование, повышение своей личности самым тесным образом связано с общественным творчеством. Одно без другого немыслимо. Общественное творчество и моральное совершенствование, – это два конца коромысла. Равновесие коромысла – необходимое условие полного торжества идеала. Новое будущее требует новых людей, людей чистых сердцем и далеко стоящих от понижающих личность привычек. Общественное творчество создает соответственно идеалу внешние формы жизни. Моральное совершенствование, повышение своей личности создает нового человека.
Новая земля и новые люди – два необходимых условия окончательного торжества добра. В этом смысле вегетарианство не может быть выделено из общего хода развития человечества и человека по пути в царство добра. Оно также ценно и необходимо, как и всякое другое течение, перерождающее жизнь.
Новая земля требует нового человека, способного не на праве сильного построить свое отношение ко всему живому, а на праве, сочетаемом с идеалом бесконечного совершенствования. Бог новой правды, призывая человека к новым путям жизни, как бы восклицает:
"Мне нужно сердце чище злата
И воля твердая в труде,
Мне нужен брат, любящий брата,
Нужна мне правда на земле".
Никитин
|