Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
Обращение к Съезду
Братья и сестры.
В виду того, что на нашем Съезде были слишком слабо выражены указания на практические пути, отвечающие нравственным требованиям человека в его частной жизни, я с особенным удовольствием выражаю свое искреннее сочувствие брату Мельникову за его слово, заставляющее думать о том, что мы не только общественные люди и собрались мы сюда не для разрешения лишь общественных организационных вопросов, а для того, может быть, чтобы помочь друг другу в непосредственном искании лучшей жизни. В частности я не могу не подчеркнуть в слове Мельникова прекрасной мысли о ненужности той тенденциозной партийности, которая в дурном смысле свойственна вегетарианцам, также как и всяким партиям, и которая в наибольшей мере мешает единению людей, не говоря уже о том, что она приводит человека к фарисейскому самодовольству, мешающему помнить, что дело жизни – в своем движении вперед, а не в формальном определении ступеней этого движения.
Кроме того, я хотел бы здесь обратить внимание на то, что на Съезде не было выражено никаких определенных мыслей на счет необходимости того изменения жизни, которое согласовалось бы с прямыми требованиями нашего разума и чувств наших, как вегетарианцев. А между тем, мне думается, что только работая в этом определенном направлении, мы можем быть искренни перед самими собой и получить искреннее удовлетворение и радость. И работа эта уже по одному тому, что она радостная, не может быть трудной, – ибо она не каторжная подневольная и не требует жертвы своим человеческим достоинством, а наоборот, – только отказа от того звериного, что мешает нашему счастью.
Сочувствуя всяким добрым начинаниям в роде издания всяких хороших книжек и журналов, я думаю, что необходимость вышеуказанной работы над самим собой, – над своей внешней жизнью, – не должна быть затемнена никакой (внешней) общественной деятельностью, результаты которой, как бы ни была она хороша, нет возможности учесть по одним внешним признакам.
И тем более это так, что существует несомненная связь между нашей практической жизнью – нашими поступками и окружающей, и каждый из нас знает ее и не может не знать того, что мы своей жизнью являемся настоящими виновниками страданий наших братьев. Вера наша, как вегетарианцев, да как и всякая вера, в действительности определяется делами, подобно тому, как дерево, по словам Христа, узнается по плодам его. Другими словами, чем больше в нас любви и самоотречения, чем меньше мы пользуемся всякими преимуществами перед своими братьями, чем меньше сознательно или бессознательно насилуем их, – тем доступнее и реальнее наше действительное единение с окружающим миром. И все попытки достигнуть его без этого условия будут одной сентиментальностью, добрыми неосуществимыми пожеланиями (а в худшем случае одной шумихой, из-за которой, как из-за деревьев, не видно леса). Вот, по-моему та база, с которой не должны сходить люди с религиозным пониманием жизни и которую не могут же отрицать присутствующие здесь.
Мне хотелось бы еще сказать, что с этой точки зрения невольно напрашиваются те практические решения, которые имеют место, может быть, и в деятельности Съезда и наверное уже в жизни многих присутствующих.
Я не утверждаю, конечно, что все люди должны идти совершенно одним и тем же путем, но от всей души подчеркиваю, что действительными признаками нашего действительного движения вперед всегда будет не что-либо стоящее вне нашего практического уклада жизни, а только то, что будет свидетельствовать об улучшении – упорядочении его. И в этом последнем смысле, касаясь частностей, я бы прибавил от всей души, что людям, живущим в сложных, неестественных и запутанных условиях городской жизни, людям, стремящимся к более естественному состоянию – в деревню, не во имя только гигиенических или поэтических мотивов, следует попытаться сделать те практические шаги к трудовой жизни, при которых легче будет разобраться и войти на деле в братские отношения со всеми людьми.
М. Дудченко
|