Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
О духоборах
("Теократический царь")
Уже давно в печати не появлялось известий о судьбе духоборов.
С тех пор, как они покинули Россию, прошло тринадцать лет. Правительство Канады, озабоченное заселением безлюдных степей и лесов этой богатой страны, приняло духоборов с распростертыми объятиями, обещая им полную свободу проведения в жизнь их миропонимания. Их поселили в суровой, безлюдной степи, в провинции Соскачеван. Здесь они превратили пустые степи в превосходные поля пшеницы. Первое время, за недостатком лошадей, духоборы впрягались в плуг сами, впрягали и женщин – сестер своих. Все, что испытали эти фанатики-борцы при их упорстве и нечеловеческой силе, трудно описать, и едва ли легко поверить всему этому людям иного закала.
Но вот степь ожила. Построены избы, создались деревни - настоящие русские деревни, где на улицах бегали и резвились русоволосые и черноволосые ребятишки, одетые в русские рубашонки и штанишки.
К деревням уже присосались и города, с хищными посредниками – торговцами, почуявшими запах легкой добычи. Но духоборы, руководимые Петром Веригиным, объединились в одну семью-общину, и организовали свои собственные склады необходимых товаров, построили свою собственную мукомольную мельницу, и отделились от окружающей среды англичан прочной стеной верности старинным верованиям и обычаям. Тщетно проникали к ним учителя различных религиозных конгрегаций. Неизменно приветливые к посетителям, духоборы слушали проповеди лишь из приличия, спорили, и оставались русскими духоборами, желающими быть самостоятельными толкователями и последователями учения Христа, как они его понимают, передавая его содержание из уст в уста, от поколения к поколению, так как писаных книг они не имеют, отрицая писаные законы и правила веры. Через два года после их водворения в Канаде, приехал и сам П. Веригин. Он освободил женщин от тяжелых работ и в лице их получил прочный оплот своей незыблемой власти над общиной. Женщины, по словам самих духоборов, молятся на П. Веригина, считая его земным богом и спасителем.
В 1907 г. правительство Канады обратилось к духоборам с воззванием, требуя, чтобы они признали частную собственность на землю, записав участки ее на отдельных лиц, которые должны заявить о желании принять британское подданство. В противном случае вся земля, в количестве 300000 акров, предоставленная во владение духоборам, будет отобрана и отдана тем, кто желает соблюдать законы страны.
Воззвание правительства вызвало великое смятение. Одни духоборы – большинство, под руководством П. Веригина, отказались от повиновения законам Канады о получении права на бесплатные участки земли, так называемые гомстэды. Другие, около 1000 человек, вышли из общины, записали на отдельных лиц землю, и получили в бесплатное пользование 100000 акров государственной земли.
Третьи, – крайние левые духоборы, в порыве воодушевления, совершенно отказались признавать какую бы то ни было собственность частную, даже на одежду свою, и сбросив ее, пошли нагие проповедовать учение Христа, – "искать Христа". Эти нагие пророки уже приближались к г. Виннипегу, но были прогнаны полицией и главные вожаки были арестованы, а затем снова выпущены на свободу.
П. Веригин порвал отношения с крайними отрицателями собственности, считая их временно заболевшими религиозной манией, и во всяком случае нежелательным, беспокойным элементом среди своей послушной паствы.
Он принял энергичные меры для успокоения умов и переселил своих верных последователей в другую провинцию Канады – Британскую Колумбию.
Здесь он скупил огромные пространства земли на свое имя, в кредит, в рассрочку. Главная квартира, управление, центральные склады находятся в долине Кутэней, в округе города Нелсона, в гористой юго-восточной части Б. Колумбии. Селение, где помещается Контора центрального управления общиной, называется Бриллиант. В настоящее время туда проведена ветка железной дороги и выстроена станция Бриллиант. По выражению одного англичанина, продавшего землю Веригину, "дикие леса превращаются в райские сады".
Духоборы расчищают землю испод пней и девственного леса, распахивают ее и засаживают яблонями, грушами, персиками и сливами. Свободные места между фруктовыми деревьями засаживают клубникой и другими ягодными кустами.
Рынком для ягод является г. Нелсон, где Веригин построил фабрику варенья. Он скупает фрукты у окрестных фермеров, которые заключили с ним долголетние выгодные для них контракты. В настоящее время Веригин переводит фабрикацию варенья в новую фабрику в Бриллианте.
Кроме этой фабрики, Веригин устроил паровую лесопильню и систему орошения.
Он приобрел величайший в этой провинции водяной насос, обслуживающий как систему орошения, так и все водопроводы, устроенные в жилых домах селения.
Домов в настоящее время еще немного и люди очень стеснены, ютятся по 50 человек в одном доме, в общих спальнях.
В пище также терпят недостаток, так как Веригин собирает деньги для оплаты земли и для расширения предприятий. Работы духоборов не ограничиваются своей общиной: они посылаются Веригиным в отхожие заработки, причем он дает им очень скудные харчи – хлеб и картошку, и то лишь в ограниченном количестве.
Вся заработная плата вносится в кассу общины. Люди работают от зари до зари и не имеют не только достаточно пищи, но даже ночного отдыха, так как спят по 50 человек в одном помещении, без перегородок и без занавесей. Множество детей, шум, плач. Веригин становится все более суровым и требовательным. За ослушание наказывает, оставляя по два дня без пищи, случается, – бьет непокорных собственными руками. В последнее время он запретил есть три раза в день, находя, что два раза поесть вполне достаточно.
Люди стали слабеть, болеть. Многие страдают чахоткой. Много случаев смерти от тифа. Врачебная помощь разрешается только в несчастных случаях повреждений, поломов, вывихов и т.п. Госпиталь существует в Бриллианте, но только для проформы. Школа закрыта и Веригин внушает, что земледельцам науки не нужны.
Все эти явления вызвали недовольство среди духоборов и самые смелые оставили общину, уходя без всякой поддержки, с женами и детьми, прямо на улицу.
Веригин запрещает своим верным последователям всякое общение с ушедшими на волю, так называемыми вольными духоборами.
Толки о ропоте духоборов; слухи о недовольстве духоборами их соседей-англичан; жалобы городских торговцев на то, что духоборы вредные люди, что они хотят захватить все в свои руки; жалобы городских жителей на то, что духоборы не хотят подчиняться законам страны и требуют для себя исключений, налагая тем бремя на покорных законам жителей; – все это заставило правительство Б. Колумбии назначить комиссию для расследования жалоб и выяснения их причин. Правительство в Б. Колумбии не было склонно к снисхождению, но оно желало, удовлетворяя жалобы своих граждан, оставаться в пределах беспристрастной закономерности. В октябре 1912 г. следствие по делу духоборов было закончено и председатель следственной комиссии, В. Блакмор, представил правительству Б. Колумбии доклад.
Доклад заключает 183 страницы, с приложением 1000 страниц литографированных свидетельских показаний. Всех свидетелей допрошено 110. Выдержки из доклада напечатаны во многих английских газетах, и я предлагаю здесь вкратце их содержание.
Число духоборов в Соскачеване около 2500, в Б. Колумбии свыше 7000; из них вольных, вышедших из общины, насчитывается свыше 1000 человек в двух провинциях.
Комиссия пришла к благоприятному заключению о ценности духоборов, как поселенцев. По мнению комиссии, им не достает только одного – образования и всестороннего знакомства с законами страны.
До сих пор их держали в неведении вожди общины, но этому настал конец.
Недоразумения между духоборами и правительством сводятся к их отказу от записи рождений, смертей и браков, а также от правительственной школы. То и другое должно неизбежно уладиться. Необходимое давление отныне будет практиковаться исключительно на личности вождей, и прежде всего на П. Веригина. Аресты лиц, нарушающих законы, отныне заменятся денежными штрафами, т.к. они всей тяжестью лягут на кассу общины, т.е. на П. Веригина, который держит людей в рабском повиновении.
Комиссия признает, что духоборы – народ очень хороший: добрый, исключительно трудолюбивый, честный, нравственный и превосходно выполняющий задачу высокой культуры земли.
Но отныне духоборы не будут допускаться в Канаду, исключая тех из них, которые откажутся от всяких притязаний на какие-либо исключения для них в смысле повиновения общим законам.
Самой горячей защитницей духоборов является учительница Г. Беулах Кларк. Она восторженно отзывается о гостеприимстве, доброте и честности их. Она с нетерпением ждет открытия школы в Бриллианте, где она учительствовала раньше, и страшно жаждет снова вернуться туда.
По ее словам и показаниям других свидетелей, духоборы отрицательно относятся к Канадийской школе по следующим причинам: 1) в школах Канады проповедуется милитаризм; 2) детям внушают неуважение к земледельческому труду и прививают стремление к легкой наживе, что противоречит верованиям и обычаям родителей и образует пропасть между отцами и детьми. Вследствие этого для духоборческой школы будет выработана специальная программа с более кратким курсом, в который войдет и преподавание русского языка. Будут приглашены учителя – англичане и русские, для совместной работы.
Члены ассоциации садоводов долины Кутэней вполне опровергли обвинения против духоборов в захвате-монополизации производства, захвате земель и торговли в свои руки. Напротив, духоборы стремятся к объединению всех садоводов на кооперативных началах. Их фабрика варенья дает фермерам широкий сбыт продуктов. Для сбора ягод духоборы дают своих людей за весьма умеренную плату. Наконец, они организуют торговлю фруктами, для чего строят целую сеть складов в степных провинциях, где потребители могут приобретать продукты из первых рук, без посредников. О такой системе торговли уже помещены объявления в английских газетах, причем все лица, желающие присоединиться к компании духоборов, приглашаются подать заявление о их желании вести совместно дело.
С 1909 г. по сентябрь 1912 г. духоборы закупили в оптовых складах Канады различных товаров на сумму 225421 долл., кроме того выписали товаров из Соединенных Штатов на 17062 долл.
Представляя собою компанию, в которую входит до 7000 членов, община вправе иметь собственные склады и лавки, не прибегая к посредникам. Книги общины ведутся настолько образцово, что со временем легко вычислить, какая доля внесена в ее дело каждым членом, и желающие выделить свою часть получат сполна все, но не сейчас, а когда община оплатит купленную в кредит землю.
Большинство вольных духоборов выразило доверие П. Веригину, говоря, что слово его неизменно и верно. Недовольные режимом могут оставить общину во всякое время беспрепятственно.
Разумеется, режим в общине крайне суровый. Но кто же виноват? Члены общины благоговеют перед своим вождем, который правит железной рукой. Фактически П. Веригин является "теократическим царем" общины.
О личности П. Веригина комиссия говорит в таких выражениях: – это человек большого роста, сильного, массивного сложения. Поступь его и манеры исполнены благородного величия. Голос тихий. Иссиня-черные волосы и борода его подернуты уже серебряными нитями. Черные, большие глаза глубокомысленны, а в минуты возбуждения загораются ярким пламенем, тщательно подавляемым привычной выдержкой. Он унаследовал от своего народа сильный рассудок, способности дипломата и хитрость. Видно, что этот человек много выстрадал, но победил все сильной волей, талантом и дерзновением. Он родился властелином, и духовные подданные его не только преклоняются перед его необычайной волей, но в силу своей склонности к мистицизму приписывают ему сверхъестественные свойства. О силе его влияния можно судить уже по тому, что он сумел удержать духоборов в течение 13 лет в недрах общины, несмотря на чужую среду людей, окружающих и давящих совершенно чуждыми обычаями и идеалами. В свободной стране, где свобода личности является основным мотивом всей жизни, П. Веригин держит около шести седьмых всех духоборов в рабстве общинного уклада, в котором все личное угашается без всякой пощады и где властвует единая воля – воля П. Веригина. Однако, его можно назвать благоволящим деспотом. Он отдает все силы свои общине, чтобы довести свой народ до благосостояния. Он соединяет в своей личности дар правителя и талант организатора.
Все знакомые близко с делами общины уверены в возможности изменения отношения духоборов к вопросу о подчинении законам страны, если того захочет сам П. Веригин. Старейшие члены общины уже укоряют его в излишней дружбе с правительством. Но что же остается делать такому умному, дальновидному вождю? П. Веригин понял, что и сам он изменился и весь уклад общины подлежит изменению под давлением окружающей среды.
Всему этому не трудно поверить, но вот что мы читаем в пункте f доклада Блакмора:
"В видах интересов страны, нужно уничтожить распоряжение, дарующее духоборам, в виде особой привилегии, освобождение их от воинской службы".
Как отнесется к этому пункту мирного договора с правительством П. Веригин? Как взглянет на это требование община? Думается, что об этот камень разобьются все дипломатические ухищрения вождей, задавшихся целью: жить свято общиной в мире греха современного государства.
П. Веригин давно предвидел возможность разрыва с правительством Б. Колумбии. Он подыскивал "обетованную землю" в Соединенных Штатах, но, вероятно, для христианской общины капиталистический свет сошелся клином. И нет уже больше уголка на свете, где бы люди могли жить "по вере христианской" – так писали духоборы несколько лет тому назад в своей жалобе правительству Канады на притеснение ее законов.
Канада
Мария Николаева
|