| Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.(Избранные статьи)
 Кризис воспитания и наши обязанности Контрасты и   противоречия в жизни. Нестроения в деле воспитания. Причина нестроений – слабая   воля человека. Современная городская семья не может воспитывать, и прежде всего   по вине родителей. Обязанности родителей. Жизнь в целом требует реформ. Школьная   реформа, как исходный пункт реформы жизни. Вегетарианство должно стремиться к   реформе школы и бороться за освобождение ребенка. Вегетарианство должно создать   свои воспитательные учреждения и школы. Мы живем в   веке сильных контрастов и противоречий, все более и более увеличивающихся, как   будто эти контрасты являются целью и смыслом всего прогресса. Невероятная и   безмерная расточительность одних уживается рядом с голодною смертью других;   высшая образованность с полнейшей невежественностью; без "труда" растущие   богатства с непосильным трудом, не обеспечивающим притом даже человеческого   существования. Внешняя   сторона жизни отражается и на самом человеке. Противоречия глубоко заходят в   него и создают контрасты между кажущимся, желаемым и действительностью. Нередко   можно наблюдать удивительную недобросовестность в поступках данной личности и   осуждение или жестокие кары той же личности по отношению к аналогичным поступкам   других; стремление (по-видимому, искреннее) к чистому идеалу на словах и   гнусность в поступках; чуткую душу, способную наслаждаться искусством, и   чувственное животное, с захлебывающимся неистовством растлевающее ребенка;   внешнюю благообразность, предупредительную с виду порядочность и мошеннические   проделки. И противоречия проникают всю нашу жизнь. Все обманчиво. Нет никаких   гарантий, существуют только опасные возможности. Нет гарантий, потому что не к   кому апеллировать, нет сознательно-ответственной личности. Вот перед   нами самый крупный основной вопрос, – создание человека. Семья стремится создать   физически-здорового и с высокой нравственностью члена общества и создает хилого   и неустойчивого в нравственном отношении, нервного субъекта. Школа стремится   развить духовные способности, подготовить человека к творческой деятельности, и   в результате – человек, неспособный к самостоятельной работе, без инициативы,   человек для исполнения приказаний свыше. Невольно   напрашивается вопрос, – почему же мы, несмотря на свои, по-видимому, добрые   намерения, не можем добиться положительных успехов в воспитании и образовании?   Почему наши воспитанники, действительно, люди без воли, рабы? При наличности   искренности не трудно найти и ответ, – потому что и мы – люди без личности и   рабы, мы привыкли причину всех бед и зол видеть в чем-то, вне нас находящемся.   Надо открыть глаза на самих себя и прежде всего отнестись внимательно и серьезно   ко всем нашим действиям, и тогда мы увидим причину всех нестроений в самих себе.   Пришло время прекратить постоянные жалобы на условия и обстоятельства. Сам   человек создает и эти условия, и эти обстоятельства. Матери и   отцы должны сознать, что они виноваты в несчастьи своих детей, что они   ответственны за их судьбу, за их характеры. Не развращающие условия окружающей   жизни, улицы, не кинематографы виноваты в порочности детей, а сами родители   подготовляют в достаточной мере ту почву, на которой расцветают пышным букетом   порок и разврат. Кинематограф и улица, – это лишь ответы на имеющиеся запросы.   Пример для ребенка – все. Воспитание – не результат морализирования, а отражение   окружающей жизни на характере ребенка. Воспитание – это претворение в ребенке   впечатлений от сотен и тысяч тех маленьких, повседневно повторяющихся явлений и   событий в семейной жизни человека, творцами которых являются члены семьи и   прежде всего отец и мать. И вот из этих мелочных фактов повседневной жизни   ребенок создает нечто вроде норм нравственности. Но какой пример видят дети в   семье? Основу для порочности и всякой мерзости они получают от своих близких. И   прежде, чем винить влияние прислуги, товарищей и прочее, пусть интеллигентные   родители посмотрят на себя и подумают, что они дают своему ребенку. Где образец   нормального отношения к людям, не в крепостническом ли отношении к прислуге, не   в чрезвычайной ли любезности со знакомыми, которых только что злословили, или в   двойственном, основанном на лжи, характере жизни: одна для себя и другая   напоказ? Это дети ясно понимают и осуждают по-своему, в своих выводах о правилах   житейской мудрости. – Ребенок рождается в атмосфере лжи и разврата, в этой   атмосфере и воспитывается. Разврат во всем. Не буду говорить о питании, – здесь   уже давно сопутствующее обстоятельство при еде – чувство удовольствия – приняло   значение цели. Питание исчезло, заменилось обжорством. В этом род людской стал   ниже животного, – животное ест, не смакуя. Этого мало. Жизнь полна разврата и в   том смысле, в каком обычно употребляется это слово. Брачная жизнь сама по себе   не носит характера "семейной" жизни с целью воспитывать детей, а есть безопасный   выход для обоюдного безнаказанного удовлетворения похоти с неприятным, быть   может, прибавлением в виде детей, – и чем распущеннее жизнь, тем сильнее говорит   чувственность, тем настойчивее человек ищет раздражающих наслаждений и зрелищ.   При таких условиях дети – побочное явление, и как таковое, не обязывают ни к   чему. В этом смысле брачная жизнь есть разврат, она противоестественна. И здесь   сопутствующее явление удалось человеку поставить на высоту цели, и здесь человек   умудрился опуститься ниже животного. Нет и не может быть воспитания в   современной семье. Где почва   для мысли, что рождение ребенка – акт высокой важности, что недостаточно для   этого акта наличности страсти, похоти. Люди обязываются создать себе подобного,   они и должны озаботиться воспитанием, поставить его в условия, обеспечивающие не   только правильное физическое, но и нравственное развитие. Родители должны являть   для ребенка постоянный пример во всем, родители должны совершенно себя   перевоспитать. Если центр   тяжести воспитания видеть в семье, то на родителей налагается большая   ответственность. Воспитание ребенка требует некоторых знаний о самом ребенке   настолько, чтоб ясно стало, что ребенок не есть в уменьшенном виде взрослый, что   ребенок имеет совершенно иную организацию, что отправления детского организма   иного характера, что развитие его идет скачками и весьма сложным путем, что   психология и логика ребенка весьма своеобразны. Поняв все это, вникнув в   сложность развития детского организма, мы ужаснемся действительности. Ясно, что   семья, видя в ребенке маленького взрослого, своими приемами и режимом калечит   его душу и тело, а не воспитывает, приносит ему неисчислимый вред и тяжелые   страдания. Мы поймем и многое другое. Ложь ребенка – это нечто, совсем не   похожее на ложь взрослого, а часто не есть даже ложь. Задача воспитания – не   ограничивать, а содействовать его пытливости и творческой деятельности. Семейная   жизнь тогда будет регулироваться не интересами взрослого с приспособлением к ним   интересов и запросов ребенка, а наоборот. В основе воспитания – любовь и   уважение. Влияние возможно только через авторитет, а не путем наказания. Да и   авторитет в основе своей будет иметь не грубую силу, а уважение. В таком   авторитете скрываются могущественные возможности для внушения. Тонкая   наблюдательность воспитателя заметит в ребенке не только лучшие поступки, но и   едва уловимые светлые движения души. Он сумеет сделать их сознательными и,   напротив, аннулировать, изгнать из сознания проявление отрицательных   склонностей. Понимание   натуры ребенка заставит согласиться с тем, что родители более всего виноваты в   несчастной судьбе их детей. Изучение ребенка дает родителям силу для борьбы с   громадным злом, – современной постановкой школьного дела. Здесь, – с одной   стороны, вопреки научным данным, а с другой на основе тех же данных, происходит   калечение детского организма. Дети превращены в школьных рабов, а школы в   каторги. Как много   рабства и как много каторги и в других сторонах современной жизни! В настоящей   заметке затронут лишь вопрос воспитания и образования, потому что путь к реформе   всей нашей жизни, всех вопросов современности возможен только через реформу   школы. Действительно, практически поставленный, этот вопрос захватывает все   стороны современной жизни, а удачное разрешение его создает так ощутительно   недостающий контингент борцов за лучшее будущее. Никак, например, не удается,   погрузившись в школьное дело, пройти мимо рабочего вопроса во всей его полноте,   или миновать крестьянство с волнующими его экономическими и культурными нуждами;   здесь выплывут и заботы о безработных, придется призадуматься и над знаменитым   законом 9 ноября. Хотя этот последний привлечет наше внимание и с другой   стороны, когда подойдем к причинам увеличения детской смертности и эпидемических   заболеваний в крестьянстве, к вопросу медицинской помощи населению, к вопросу   всеобщего обучения и пр. Начиная реформу с семьи (пока в смысле самовоспитания   членов ее) и организаций общественного воспитания для детей дошкольного возраста   в виде детских клубов, домов ребенка, детских садов, яслей и пр., и переходя к   нормальной школьной организации, придется столкнуться с профессиональной школой,   с положением детского труда на фабриках и заводах, с условиями семейной жизни,   обеспеченностью родителей и т.д., и т.д. Вопрос о призрении внебрачных детей и   подкидышей поставит нас лицом к лицу опять-таки с условиями жизни беднейших   классов населения, затронет вопрос и о положении прислуги. Заботы о малолетнем   преступнике приведут нас в захудалые жилища отдаленных кварталов города,   познакомят с чудовищной обстановкой жизни их обитателей. И это знакомство лишний   раз нам покажет удивительную чистоту души человека, несмотря на окружающую   среду. Ведь для этого "преступника" удачно украсть – по существу то же, что для   нашего ребенка выиграть партию в футбол. И у того и у другого переживания   удовольствия, а часто и причины одинаковы. Приходится удивляться, как устойчив   "человек" в человеке. Убеждение,   что реформа школы и рациональное решение вопросов воспитания заставит и всю   жизнь поставить на рациональные основания, – приводит к необходимости направить   все свои силы именно в эту сторону. Здесь, в   воспитании семейном и общественном, страдающим лицом является ребенок. Он –   одинок. Все против него, сам он бессилен бороться, но все же по мере сил   протестует "пассивным" протестом: столько-то процентов умирает в таком-то   возрасте, столько-то процентов самоубийств в таком-то училище. Мы,   вегетарианцы, должны придти на помощь этому одинокому ребенку. Наше право и наша   священная обязанность – встать на защиту малых сих. Нам необходимо и здесь   занять определенную позицию, вегетарианство не может мириться с наличностью этих   страданий в семье и в школе. Оно безусловно обязывает мать и отца быть   действительно матерью и отцом, обязывает исключить из семейной жизни все виды   разврата и с большой тщательностью половой разврат. Нам, вегетарианцам,   исключающим из своего обихода всякого рода излишества, возможно и доступно   выполнение этих начал теперь же и немедленно, по отношению к воспитанию в семье.   Вопросы воспитания и образования должны получить в вегетарианской литературе   широкое трактование, и именно на основе нашего мировоззрения, как   единственно-разумной основе. Наша прямая   обязанность – серьезно заняться школьным делом, чтобы резолюция Всероссийского   Вегетарианского Съезда по этому вопросу не осталась втуне. Борьба за   освобождение ребенка, борьба за коренную реформу школы должна быть связана с   вегетарианством, потому что вегетарианство (в широком смысле) создает   исключительно благоприятную атмосферу для воспитания ребенка и ведет уже само по   себе к его освобождению. Вегетарианцам следует принять активное участие в этом   деле, сдвинуть этот вопрос с мертвой точки, создать свои общественные   организации, свои детские сады, колонии, свои школы, если не теперь, не сейчас,   – то в ближайшем будущем. Влад.   Кименталь 
 
 
 
 |