Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
Кризис воспитания и наши обязанности
Контрасты и противоречия в жизни. Нестроения в деле воспитания. Причина нестроений – слабая воля человека. Современная городская семья не может воспитывать, и прежде всего по вине родителей. Обязанности родителей. Жизнь в целом требует реформ. Школьная реформа, как исходный пункт реформы жизни. Вегетарианство должно стремиться к реформе школы и бороться за освобождение ребенка. Вегетарианство должно создать свои воспитательные учреждения и школы.
Мы живем в веке сильных контрастов и противоречий, все более и более увеличивающихся, как будто эти контрасты являются целью и смыслом всего прогресса. Невероятная и безмерная расточительность одних уживается рядом с голодною смертью других; высшая образованность с полнейшей невежественностью; без "труда" растущие богатства с непосильным трудом, не обеспечивающим притом даже человеческого существования.
Внешняя сторона жизни отражается и на самом человеке. Противоречия глубоко заходят в него и создают контрасты между кажущимся, желаемым и действительностью. Нередко можно наблюдать удивительную недобросовестность в поступках данной личности и осуждение или жестокие кары той же личности по отношению к аналогичным поступкам других; стремление (по-видимому, искреннее) к чистому идеалу на словах и гнусность в поступках; чуткую душу, способную наслаждаться искусством, и чувственное животное, с захлебывающимся неистовством растлевающее ребенка; внешнюю благообразность, предупредительную с виду порядочность и мошеннические проделки. И противоречия проникают всю нашу жизнь. Все обманчиво. Нет никаких гарантий, существуют только опасные возможности. Нет гарантий, потому что не к кому апеллировать, нет сознательно-ответственной личности.
Вот перед нами самый крупный основной вопрос, – создание человека. Семья стремится создать физически-здорового и с высокой нравственностью члена общества и создает хилого и неустойчивого в нравственном отношении, нервного субъекта. Школа стремится развить духовные способности, подготовить человека к творческой деятельности, и в результате – человек, неспособный к самостоятельной работе, без инициативы, человек для исполнения приказаний свыше.
Невольно напрашивается вопрос, – почему же мы, несмотря на свои, по-видимому, добрые намерения, не можем добиться положительных успехов в воспитании и образовании? Почему наши воспитанники, действительно, люди без воли, рабы? При наличности искренности не трудно найти и ответ, – потому что и мы – люди без личности и рабы, мы привыкли причину всех бед и зол видеть в чем-то, вне нас находящемся. Надо открыть глаза на самих себя и прежде всего отнестись внимательно и серьезно ко всем нашим действиям, и тогда мы увидим причину всех нестроений в самих себе. Пришло время прекратить постоянные жалобы на условия и обстоятельства. Сам человек создает и эти условия, и эти обстоятельства.
Матери и отцы должны сознать, что они виноваты в несчастьи своих детей, что они ответственны за их судьбу, за их характеры. Не развращающие условия окружающей жизни, улицы, не кинематографы виноваты в порочности детей, а сами родители подготовляют в достаточной мере ту почву, на которой расцветают пышным букетом порок и разврат. Кинематограф и улица, – это лишь ответы на имеющиеся запросы. Пример для ребенка – все. Воспитание – не результат морализирования, а отражение окружающей жизни на характере ребенка. Воспитание – это претворение в ребенке впечатлений от сотен и тысяч тех маленьких, повседневно повторяющихся явлений и событий в семейной жизни человека, творцами которых являются члены семьи и прежде всего отец и мать. И вот из этих мелочных фактов повседневной жизни ребенок создает нечто вроде норм нравственности. Но какой пример видят дети в семье? Основу для порочности и всякой мерзости они получают от своих близких. И прежде, чем винить влияние прислуги, товарищей и прочее, пусть интеллигентные родители посмотрят на себя и подумают, что они дают своему ребенку. Где образец нормального отношения к людям, не в крепостническом ли отношении к прислуге, не в чрезвычайной ли любезности со знакомыми, которых только что злословили, или в двойственном, основанном на лжи, характере жизни: одна для себя и другая напоказ? Это дети ясно понимают и осуждают по-своему, в своих выводах о правилах житейской мудрости. – Ребенок рождается в атмосфере лжи и разврата, в этой атмосфере и воспитывается. Разврат во всем. Не буду говорить о питании, – здесь уже давно сопутствующее обстоятельство при еде – чувство удовольствия – приняло значение цели. Питание исчезло, заменилось обжорством. В этом род людской стал ниже животного, – животное ест, не смакуя. Этого мало. Жизнь полна разврата и в том смысле, в каком обычно употребляется это слово. Брачная жизнь сама по себе не носит характера "семейной" жизни с целью воспитывать детей, а есть безопасный выход для обоюдного безнаказанного удовлетворения похоти с неприятным, быть может, прибавлением в виде детей, – и чем распущеннее жизнь, тем сильнее говорит чувственность, тем настойчивее человек ищет раздражающих наслаждений и зрелищ. При таких условиях дети – побочное явление, и как таковое, не обязывают ни к чему. В этом смысле брачная жизнь есть разврат, она противоестественна. И здесь сопутствующее явление удалось человеку поставить на высоту цели, и здесь человек умудрился опуститься ниже животного. Нет и не может быть воспитания в современной семье.
Где почва для мысли, что рождение ребенка – акт высокой важности, что недостаточно для этого акта наличности страсти, похоти. Люди обязываются создать себе подобного, они и должны озаботиться воспитанием, поставить его в условия, обеспечивающие не только правильное физическое, но и нравственное развитие. Родители должны являть для ребенка постоянный пример во всем, родители должны совершенно себя перевоспитать.
Если центр тяжести воспитания видеть в семье, то на родителей налагается большая ответственность. Воспитание ребенка требует некоторых знаний о самом ребенке настолько, чтоб ясно стало, что ребенок не есть в уменьшенном виде взрослый, что ребенок имеет совершенно иную организацию, что отправления детского организма иного характера, что развитие его идет скачками и весьма сложным путем, что психология и логика ребенка весьма своеобразны. Поняв все это, вникнув в сложность развития детского организма, мы ужаснемся действительности. Ясно, что семья, видя в ребенке маленького взрослого, своими приемами и режимом калечит его душу и тело, а не воспитывает, приносит ему неисчислимый вред и тяжелые страдания. Мы поймем и многое другое. Ложь ребенка – это нечто, совсем не похожее на ложь взрослого, а часто не есть даже ложь. Задача воспитания – не ограничивать, а содействовать его пытливости и творческой деятельности. Семейная жизнь тогда будет регулироваться не интересами взрослого с приспособлением к ним интересов и запросов ребенка, а наоборот. В основе воспитания – любовь и уважение. Влияние возможно только через авторитет, а не путем наказания. Да и авторитет в основе своей будет иметь не грубую силу, а уважение. В таком авторитете скрываются могущественные возможности для внушения. Тонкая наблюдательность воспитателя заметит в ребенке не только лучшие поступки, но и едва уловимые светлые движения души. Он сумеет сделать их сознательными и, напротив, аннулировать, изгнать из сознания проявление отрицательных склонностей.
Понимание натуры ребенка заставит согласиться с тем, что родители более всего виноваты в несчастной судьбе их детей. Изучение ребенка дает родителям силу для борьбы с громадным злом, – современной постановкой школьного дела. Здесь, – с одной стороны, вопреки научным данным, а с другой на основе тех же данных, происходит калечение детского организма. Дети превращены в школьных рабов, а школы в каторги.
Как много рабства и как много каторги и в других сторонах современной жизни!
В настоящей заметке затронут лишь вопрос воспитания и образования, потому что путь к реформе всей нашей жизни, всех вопросов современности возможен только через реформу школы. Действительно, практически поставленный, этот вопрос захватывает все стороны современной жизни, а удачное разрешение его создает так ощутительно недостающий контингент борцов за лучшее будущее. Никак, например, не удается, погрузившись в школьное дело, пройти мимо рабочего вопроса во всей его полноте, или миновать крестьянство с волнующими его экономическими и культурными нуждами; здесь выплывут и заботы о безработных, придется призадуматься и над знаменитым законом 9 ноября. Хотя этот последний привлечет наше внимание и с другой стороны, когда подойдем к причинам увеличения детской смертности и эпидемических заболеваний в крестьянстве, к вопросу медицинской помощи населению, к вопросу всеобщего обучения и пр. Начиная реформу с семьи (пока в смысле самовоспитания членов ее) и организаций общественного воспитания для детей дошкольного возраста в виде детских клубов, домов ребенка, детских садов, яслей и пр., и переходя к нормальной школьной организации, придется столкнуться с профессиональной школой, с положением детского труда на фабриках и заводах, с условиями семейной жизни, обеспеченностью родителей и т.д., и т.д. Вопрос о призрении внебрачных детей и подкидышей поставит нас лицом к лицу опять-таки с условиями жизни беднейших классов населения, затронет вопрос и о положении прислуги. Заботы о малолетнем преступнике приведут нас в захудалые жилища отдаленных кварталов города, познакомят с чудовищной обстановкой жизни их обитателей. И это знакомство лишний раз нам покажет удивительную чистоту души человека, несмотря на окружающую среду. Ведь для этого "преступника" удачно украсть – по существу то же, что для нашего ребенка выиграть партию в футбол. И у того и у другого переживания удовольствия, а часто и причины одинаковы. Приходится удивляться, как устойчив "человек" в человеке.
Убеждение, что реформа школы и рациональное решение вопросов воспитания заставит и всю жизнь поставить на рациональные основания, – приводит к необходимости направить все свои силы именно в эту сторону.
Здесь, в воспитании семейном и общественном, страдающим лицом является ребенок. Он – одинок. Все против него, сам он бессилен бороться, но все же по мере сил протестует "пассивным" протестом: столько-то процентов умирает в таком-то возрасте, столько-то процентов самоубийств в таком-то училище.
Мы, вегетарианцы, должны придти на помощь этому одинокому ребенку. Наше право и наша священная обязанность – встать на защиту малых сих. Нам необходимо и здесь занять определенную позицию, вегетарианство не может мириться с наличностью этих страданий в семье и в школе. Оно безусловно обязывает мать и отца быть действительно матерью и отцом, обязывает исключить из семейной жизни все виды разврата и с большой тщательностью половой разврат. Нам, вегетарианцам, исключающим из своего обихода всякого рода излишества, возможно и доступно выполнение этих начал теперь же и немедленно, по отношению к воспитанию в семье. Вопросы воспитания и образования должны получить в вегетарианской литературе широкое трактование, и именно на основе нашего мировоззрения, как единственно-разумной основе.
Наша прямая обязанность – серьезно заняться школьным делом, чтобы резолюция Всероссийского Вегетарианского Съезда по этому вопросу не осталась втуне. Борьба за освобождение ребенка, борьба за коренную реформу школы должна быть связана с вегетарианством, потому что вегетарианство (в широком смысле) создает исключительно благоприятную атмосферу для воспитания ребенка и ведет уже само по себе к его освобождению. Вегетарианцам следует принять активное участие в этом деле, сдвинуть этот вопрос с мертвой точки, создать свои общественные организации, свои детские сады, колонии, свои школы, если не теперь, не сейчас, – то в ближайшем будущем.
Влад. Кименталь
|