| Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.(Избранные статьи)
 Вегетарианство и пчеловодство (Письмо в   редакцию) Не так   давно я получил из редакции вашего журнала номер последнего с отчеркнутой   статьей г-на Кушлейко о пчеловодстве и отношении к нему вегетарианства. Я понял   это, как желание узнать мнение мое о данном вопросе, как вегетарианца и   человека, знакомого с пчеловодством, и прошу извинить, что не ответил раньше. Не   противоречит ли пчеловодство душе человека, для которого жизнь есть прежде всего   исполнение требований нравственного чувства и которому претит все, что   несогласуемо с любовным отношением к живому. Вот, как мне кажется, стоит этот   вопрос, из которого вытекает и другой: допустим ли мед на столе вегетарианца. И   я скорее бы на него ответил: "нет, не противоречит" и "допустим", чем   обратное. Почему? А   потому, что пчеловодство может и должно являться украшением человеческого   существования, тогда как такие вещи, как бойни, уродуют его и всегда были и   будут являться позором для человечества, а тем более для нас, претендующих на   культурность европейцев. Еще живший лет 400 тому назад Томас Мор, друг   известного гуманиста Эразма Роттердамского и сам автор известной "Утопии",   описывая в этом сочинении своем устройство идеального для своего миросозерцания   и того времени государства, выносит бойни далеко за черту городов и предписывает   выполнение "работ" на них поручать рабам, мотивируя это тем, что роль мясников   несовместима с нравственным достоинством свободных граждан и будет развращающим   элементом вливаться в их жизнь. Нормальное   сознание о недопустимости рабства в культурном, а тем более в христианском   обществе получило в наше время право гражданства и кажется, уже должно бы   исчезнуть как то, так и другое. Но этого нет... Правда, – грубая форма рабства,   при котором допускалось непосредственное владенье телом человека, заменена более   утонченной, но не менее жестокой формой, которую, пока что, еще можно защищать   всевозможными иезуитскими приемами; но бойни все по-прежнему остаются не   замаскированными, и наглой кровавой улыбкой своей зловеще смеются над нашей   жалкой цивилизацией с ее звонкими погремушками и не менее звонкой пустотой...   Недавно я был в Москве, и в этом большом городе еще ярче бросился в глаза дикий   контраст: эта оживленная, полная интеллигентного люда улица с университетами,   музеями и всевозможными образовательными и гуманитарными учреждениями, и тут же   рядом красуются надписи: "мясо, дичь", и за зеркальными стеклами окровавленные и   изуродованные трупы когда-то милых, полных жизни и чувствований животных... Да,   действительно "дичь" какая-то! Но вернусь   к пчеловодству. Что касается до эксплуатации пчелиного труда, то я не вижу тут   ничего безнравственного, если она ведется не хищнически, и вполне согласен с   многоуважаемым А. Кушлейко, что тут простой обоюдный обмен услуг, – правда, без   свободного договора, но ведь пользуемся же мы трудом животных, например лошадей,   и не видим в этом ничего недопустимого с нравственной точки зрения, лишь бы   только отношение к ним было любовное и заботливое. А при   рациональном пчеловодстве это не только возможно, но и необходимо. И все же и   в этом спокон веков обвеянном поэтической дымкой занятии, приходится сознаться,   есть нехорошие стороны, о которых отчасти упоминает и г. Кушлейко, и которые не   раз при работах на отцовских пасеках смущали меня и заставляли задумываться над   их устранением. Во-первых: матки, излишек которых сплошь и рядом остается на   руках у пчеловода. Уничтожать их, успокаиваясь тем, что им все равно нет   свободного места в мире, я не могу. Этак ведь можно и убийство животных   оправдать: им, мол, смерти все равно не миновать, а ухаживал и разводил их я, –   следовательно, я имею право распоряжаться их жизнью. Но мерзость всегда   останется мерзостью и человек с чуткой, любящей душой всегда будет избегать ее.   Во-вторых при работе с пчелами всегда почти задавишь несколько штук и тяжело   видеть, как по твоей вине эти милые насекомые, быть может, с муками бьются в   предсмертной агонии... Но все же это убийство нечаянное, – тут возможны жалость   и состраданье, возможно стремление избегнуть этого большой аккуратностью.   В-третьих, неприятно бывает то, что работа на пасеке сопровождается укусами   пчел, озлобленных вмешательством пчеловода в их жизнь и геройски погибающих за   целость родной семьи (пчела умирает, оставив жало в укушенном месте). Но и тут в   значительной мере можно умерить пчелиный гнев отчасти дымом, а главное ровным,   бережно умелым обращением. Мне с нашими злобными северными пчелами приходилось   работать без защищающей лицо сетки, а если принять во внимание, что существуют   некусающиеся породы пчел, то увидим, что и эта нехорошая сторона устранима. Вот и все,   что я на практике встретил в пчеловодстве несогласуемого с требованиями души   своей, но думаю, что более или менее все это может быть устранено и что все же   это занятие скорее способно облагородить человеческое сердце, чем наоборот; это   не креофагия и дай Бог, чтобы пчеловоды направляли свое внимание и   изобретательность на изъятие всех, встречающихся в нем темных сторон... В   заключение скажу, что несмотря на то, что у нас в России так сильно   распространена старая пчелобойная система, все же у русских пчеловодов больше   сердечности и любви к пчеле, чем у западных, смотрящих на нее, лишь как на   источник дохода. Правда, пчеловоды-колодники продают пчелиные семьи с медом   скупщикам и те закуривают их серой, но многие из них не решились бы на эту   жестокость сами. Этой осенью приходил к нам старик пчеляк за помощью. Он при   жизни отделил сыновей своих и живет лишь доходом с пасеки. В этом году в нашей   местности пчеловодный неурожай. Нет меда и у дедушки. Сыновья же не только не   оказывают денежной помощи, но и отца то не пускают к себе жить, и приходится   бедному деду голодать вместе со своими питомицами, которых ему оставалось обречь   на голодную смерть или закурить серой. Пришел к   нам и тут плакал навзрыд! "Батюшка ты мой! за что же я их!? Убивать то как?...   Кормильцы ведь!..." И льются старческие слезы перед неотвратимой гибелью близких   дорогих пчелок... И я знаю –   многие и многие неизбежно пришли бы к вегетарианству, если бы стали ближе к   жизни, ближе познакомились бы с миром животных и в этом сближении узнали бы их   жизнь и нравы. Да, если бы вместо того, чтобы поручать убийство темным с   притупленным нравственным сознанием людям, попробовали совершать его сами. Я помню: в   детстве, когда я занимался с сестрой куроводством, ужасно было горько тяжело,   когда какую-нибудь из наших питомиц приговаривали к смерти; я совершенно не мог   есть битую птицу и это первое наше вегетарианство, хотя и частичное, было дорого   тем, что вылилось непосредственным протестом из души без участия какой бы то ни   было рассудочности. И надо ли   говорить, каким благотворным фактором должно являться вегетарианство в деле   воспитания, как бы хорошо должно влиять оно на душу ребенка, в чистоте своей с   удивлением взирающего на современное полное цинизма отношение к животным, – на   это, этикой пошлости узаконенное преступление. Раф.   БуткевичКрапивна,   Тульская губерния, село Русаново
 
 
 
 
 |