| Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.(Избранные статьи)
 Духоборы и Л. Толстой Духоборы   выработали свое миросозерцание вполне самостоятельно, но познакомившись с   учением Толстого – увидели, что оно им близко. Духоборы   отрицают государство, обрядовую сторону религии, писаные законы и частную   собственность. Петр   Веригин заявил перед следственной комиссией в Британской Колумбии, что близко   знал Толстого, и учение его вполне соответствует религиозным убеждениям его   народа, то есть духоборов. После   долгой мучительной борьбы за свои убеждения, духоборы очутились, наконец, в   стране, где преследования за верования неизвестны, где полная свобода совести, и   что же? Миропонимание   русских сектантов не только не укрепилось, но они пошли на серьезные   компромиссы. Вера их осталась верой, а жизнь так осложнилась, столько внедрилось   противоречий в нее, что крайние левые духоборы, или как они себя называют:   свободники, отказались следовать за П. Веригиным, отказались от его руководства   и сами думают, ищут, борются за все, что им дорого, что выстрадано не одним   поколением борцов за свободу духа... Еще недавно   эти искатели пути снова, в числе 30 человек, ходили нагие и опять искали   Христа... Если   вдуматься в трагедию переживаний этих искренних искателей истины, то жгучая боль   переполнит сердце. Их осуждают   свои же братья по вере, их боятся и ненавидят соседи-англичане, а все вообще не   понимают крайности их поведения. Как   известно, по заявлению самого Веригина, секта раскололась на тех, кто остался в   общине под его руководством, – это большинство, умеющее не видеть и не слышать   ничего того, что смущает духоборов, не умеющих жить по указке ответственного   вождя и потому глубоко страдающих, и одиноких, называющих себя свободниками.   Около 1000 человек, составивших третью группу, решили разрубить невыносимую   петлю противоречий и совсем оставили всякое духоборчество, став просто   гражданами новой родины, законы которой, предоставляя полную свободу каждому   молиться кому и как угодно, строго преследуют малейшее уклонение от гражданских   обязанностей подданных капиталистического государства. Экономика является   базисом современной жизни и конечно, ясно до очевидности, что исключая   свободников, все крепко держатся прежде всего за экономическое благосостояние,   за обеспечение себя от нужды, за обеспечение своего потомства от материальных   лишений, скитаний, страданий, сопряженных с жизнью ради идеи, ради идеала... И вот тут   то и лежит камень, о который разбиваются мысли свободников, желающих сейчас же,   при современном строе, ничего не разрушая, не ломая устоев жизни во всей ее   совокупности, жить свято, согласно их высокому идеалу. Свободники   далеко ушли в творчестве мысли, и их миропонимание так широко и возвышенно, что   понять его могут лишь сильные умы искренних мыслителей, а не практические   устроители кооперативных фабрик, мельниц и лавок и обеспечения на черные   дни... И если   свободники не только близко подошли к учению Толстого, но и далеко опередили   его, будучи строго логичными, не боясь никакой крайности, если она является   строго логической необходимостью, – то остальные духоборы забыли или намеренно   оставили его заветы. Вот что   писал Л. Толстой переселившимся в Канаду духоборцам. Письмо начинается так:   "любезные братья и сестры!"[28]. Привожу   только самые характерные выдержки из этого письма, посвященного объяснению   истинного понимания смысла частной собственности, ради обеспечения себя и своего   потомства. "Христианское   учение нельзя брать кусочками: взять одно и оставить другое. Если люди, приняв   учение Христа, отказались от насилия, войны, то они должны отказаться и от   собственности. Если же люди держат собственность, то им необходимо и насилие, и   суды, и все мирское устройство. Соблазн   собственности есть самый тяжкий соблазн, вред которого очень хитро скрыт от   людей, и поэтому так много христиан претыкались об этот камень". "На сколько   времени нужно обеспечить себя? На месяц? На год? На десять лет? На 30?   Обеспечить ли только себя или и своих детей, и своих внуков? И чем обеспечить?   Едой или одеждой, и жилищем, и какой едой и какими жилищами? Кто начнет   обеспечивать себя, тот никогда не придет к концу обеспечивания, а только   напрасно погубит свою жизнь, как и сказано: "Кто захочет сохранить свою жизнь,   тот погубит ее". "Ведь   собственность значит то, что то, что я считаю своим, я не только не дам всякому,   кто захочет взять это мое, но и буду защищать это от него. Защищать же от   другого то, что считаешь своим, нельзя иначе, как насилием, то есть, в случае   нужды борьбою, дракою, даже убийством. Если бы не было этих насилий и убийств,   то никто бы не мог удержать собственности. Если же мы   удерживаем собственность, не делая насилия, то только потому, что собственность   наша ограждена угрозой насилия и самым насилием и убийством, которые совершаются   над людьми вокруг нас. У нас, если   мы и не защищаем ее, – не отнимают нашу собственность только потому, что думают,   что мы так же, как и другие, будем защищать ее. И потому   признание собственности есть признание насилия и убийства, и вам незачем было   отказываться от военной и полицейской службы, если вы признаете собственность,   которая поддерживается только военной и полицейской службой. Те, которые   исправляют военную и полицейскую службы и пользуются собственностью, поступают   лучше, чем те, которые отказываются и не несут военной и полицейской службы, а   хотят пользоваться собственностью: такие люди, сами не служа, хотят для своих   выгод пользоваться чужою службою. Христианское учение нельзя брать кусочками:   или все или ничего. Оно все неразрывно связано в одно целое". И вот   свободники, не находя ответа на жгучие вопросы совести своей, страдают до   исступления, сбрасывают одежды и уходят в леса "искать Христа". П. Веригин   объяснил, что нагими они ходят потому, что верят в необходимость искать Христа в   том виде, как Бог создал человека, то есть – нагими. Кто поможет   этим страдальцам выйти из тупика мышления, куда их загоняет искреннее   недомыслие? Они   рассуждают так: собственность – грех. Даже Веригинская общинная собственность,   по закону принадлежащая лично П. Веригину, и в будущем, по всей вероятности,   подлежащая разделу, тяжбам, – тоже грех, да еще и лицемерие: прикрываются все   братством, а на деле мучают друг друга, ради обеспечения себя и потомства. И вот   свободники отказались от права собственности даже на свою одежду и искренно   хотят взять учение Христа целиком, а не кусочками. Но возможно   ли это при незыблемости капиталистического уклада жизни в ее целом? Возможно ли   провести в жизнь мысль Л. Толстого: стоило бы только всем понять и сговориться,   и т.п.? Разве же   дело стоит от непонимания? Да, с одной   стороны, трудящиеся, большинство, ровно ничего не понимают, темные массы   задавлены работой и невежественны. С другой стороны, люди, пользующиеся их   трудом, всеми продуктами, создаваемыми их руками, и всеми их умственными силами,   отлично поняли теперь, что уступить свои привилегии, – значит лишиться тех благ,   которые для них, конечно, дороже истин христианского учения и всех идеалов,   вместе взятых. И вот,   горсточка идеалистов, непримиримых борцов за свободу духа, бьется между   лицемерием и ложью братства современной духоборческой общины и пошлостью   окружающей среды культурных дикарей Канады. "Христиане" покупают и продают   землю, отнятую кровавыми насилиями у индейцев, которые до сих пор не могут   понять добродетели последователей учения, которое белые люди называют "истинной   верой в Бога", и Бога своего расхваливают, указывая на Его премудрость и   милосердие, которых индейцы упорно отказываются признать, "несмотря на свои   страдания" от нашествия "белого, доброго христианина"... Газеты   сообщают: духоборы опять ходили нагими. Все   удивляются, недоумевают. Англичане прибегают к полицейским мерам против дикости   ужасных выходцев из непонятной варварской России... Духовный,   бывший духовный руководитель, публично отказывается от свободников, называя их   фанатиками и тем подчеркивая существенное различие между своей "умеренностью" и   крайностью свободников. Да,   различие есть, огромное... Но общее   между ними то, что ни Веригин со своими последователями, ни свободники не   понимают, что время жизни по учению Христа еще не наступило, и что для   возможности идеальных отношений между людьми нужно сперва подготовить условия   жизни, при которых не будет вовсе звериной драки из-за инстинкта самосохранения.   В наше время "кто захочет сохранить свою жизнь, тот погубит ее", если не сумеет   вытравить в себе человечности. Мария   Николаева 
 [28] Письма Л. Толстого к духоборцам.
 
 
 
 |