Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
Ответы на "Вегетарианские загадки"
В сентябрьском номере "Вегетарианского Обозрения" были напечатаны "вегетарианские загадки". Думаю, что можно на них дать ответы, и не будучи софистом.
Самая трудная загадка – первая, о волках. "В одной только Европейской России волки губят в год 100 человек; ежегодный вред, наносимый ими, исчисляется в 15000000 р.". Что же делать нам, вегетарианцам? Не на ложном ли мы пути? Идеал вегетарианства: никого и ничего не убивать. Как всякий идеал, – он недостижим. Когда мы убиваем (не говорю уже про животных) даже какую-либо гадину, например, сколопендру, мы испытываем неприятное чувство, нечто вроде душевного содрогания. Наша человеческая природа возмущается; очевидно, в глубине ее заложен инстинкт сознания единства жизни во всех тварях. Что касается более близких нам по строению теплокровных животных и птиц, то мы их еще и жалеем убивать, т.е. любим. Мы любим собаку, пока она нас не кусает, бабочек, пока не узнаем, что они в форме гусениц губят наш сад. Мы любим зайчика, пока он не трогает наших деревьев; готовы даже любить льва и тигра, если они в клетке. Что же нам мешает любить их всегда, и всегда ценить их жизнь, как проявление того же Мирового Духа, который обитает и в нас? Полагаю, ответ ясен: "эгоизм". Как только кто-либо, или что-либо, угрожает нашей жизни, или даже имуществу, мы защищаемся, и в борьбе, омраченные гневом, убиваем уже без сожаления, будь то волк, змея или разбойник. Можно без преувеличения сказать: будь то даже родной брат или отец! В междоусобных войнах, во время революций, брат часто поднимает руку на брата, сын на отца и все это из-за призрака личной смерти, иногда же и того хуже: из-за материальных выгод. Однако, мы далеки от мысли отрицать идеал: "Любите ближнего, любите врагов ваших". "Страх – дурной советник". Когда мы защищаем даже других людей от зверя или разбойника – и тут примешивается не малая доля эгоизма: в другом человеке мы видим себя, защищаем себя. И пока человек любит свое личное "Я", он не может любить во всей полноте Бога или Идею. В Новом Завете по этому поводу сказано: "Кто боится (чего-нибудь), "тот несовершенен в любви".
Мы люди, мы лишь слабые люди. Но никто же и не требует от нас невозможного. Всякая возвышенная идея при своем осуществлении требует некоторых жертв, но никогда чего-либо невозможного. К чему же пугать себя разными, могущими случиться, исключительными положениями. Бояться того, что благодаря вегетарианству, увеличится количество диких зверей, – это все равно, что бояться за прекращение рода человеческого благодаря проповеди целомудрия. Мы видим, что население земного шара увеличивается, хотя идея целомудрия была поведана миру уже десятки веков тому назад. И даже наоборот, там, где население уменьшилось, как например, во Франции, это произошло благодаря распространению и восприятию идей, совершенно противоположных.
До тех пор, пока вегетарианство станет достоянием масс, исчезнут дремучие леса, непроходимые дебри, уступив место пашням, в которых все более и более будет нуждаться возрастающее население. Дикие звери и прочие хищники обречены вымиранию, как вымирают даже дикие племена народов, не поддающиеся цивилизации. Все отжившее свое время уходит прочь, давая место более совершенному. Ушли в свое время всякие допотопные страшилища: мамонты, мастодонты, ихтиозавры. И человеку не для чего осквернять свою душу ненужным убийством.
Если же судьба поставит вегетарианцу на выбор: "жизнь человека или жизнь волка", конечно, он пощадит жизнь человека, как ближайшего по виду, как "ближнего". Но истинный вегетарианец никогда не изберет своей профессией звериный промысел и, тем более, не станет охотником ради праздной забавы. В заключение еще могу сказать, что вред, наносимый зайцами, коршунами и прочими вредителями, был бы сведен почти к нулю, если бы человек те труды и средства, которые он тратит на "истребление", как-то: ружья, собак, содержание егерей, употребил бы на "ограждение" себя от вредителей, например, изгороди, проволочные дворики для домашней птицы, проволочные сетки для фруктовых деревьев. Но к сожалению, убийство животных в силу привычки, унаследованной от доисторических предков, охотников поневоле, сделалось не только не противным для большинства, но даже приятным. Охотник не променяет "этого удовольствия" ни на какое иное. Вот почему мы предпочитаем "убить", чем "оградить" себя.
Вторая загадка о мухах. Они разносят заразу самых губительных болезней: чумы, холеры, чахотки, дифтерита и проч.
Прежде всего не следует забывать, что муха в данном случае модное призрачное пугало. Ведь микробы, бациллы и прочие болезнетворные микроорганизмы находятся везде и всюду, кишат в воздухе, плавают в воде, переносятся ветром с пылью. Они прилипают к нашей обуви, к газетному листу, письмам, к бумажным и даже металлическим деньгам. Нельзя прокатиться по железной дороге, отдохнуть в гостинице, пожать руку приятеля без того, чтобы не войти в соприкосновение с этими невидимыми убийцами. И однако, мы живы – живехоньки!
Из этого вовсе не следует, что муха безвредна в этом отношении. Не нужно только преувеличивать! Дело не в микробах, от которых уберечься невозможно, а в выносливости и стойкости человеческого организма. Об этом прежде всего следует позаботиться. И я не понимаю, чем тут вегетарианство провинилось! Одна из его целей: возврат к нормальной жизни, к естественному питанию, укрепит организм. Следовательно, оно в самом корне уничтожает вред от тех же, скажем, мух. Попутно оно борется и с ними самими, не требуя, однако, убийства, что крайне противно. Известно: ничто так не размножает и не привлекает мух, как мясо, кровь, домашний скот, навоз и всякие животные отбросы. Вегетарианство, отвергая мясоядение и все, что с ним связано, обрекает тем мух и с ними массу губительных микробов почти полному уничтожению.
Третья загадка: посещение вегетарианской столовой жандармским генералом. "Что это, – спрашивает автор", – победа вегетарианской идеи или поражение?"
Если жандармский генерал пожаловал в столовую, заинтересовавшись вегетарианской идеей, то конечно, победа. Не даром же Л. Толстой называет отказ от мясоядения "первой ступенью". Если же, что вероятнее, он зашел туда просто вкусно покушать, или из-за расстроенного мясной диетой пищеварения, тогда никакой победы нет.
Что касается "поражения", то его не может быть ни в коем случае. Жандармский генерал – прежде всего человек. Отличается он от других людей, от нас, вегетарианцев, лишь тем, что его заблуждения иного рода, чем наши, общечеловеческие, и к тому же, они бросаются сразу в глаза, благодаря форменному платью. Явись он в штатском, его профессия осталась бы неизвестной. Мало ли кто вздумает посетить вегетарианскую столовую! Будь то хоть палач, – вегетарианцам смущаться нечего: ведь "не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Евангелие). Уча любить животных, вегетарианство, конечно, включает и любовь к людям. И не вегетарианцам бросать первый камень в кого бы то ни было. К тому же, если вегетарианцы будут обращаться лишь с единомышленниками, то они лишатся прозелитов, и тогда вегетарианство, выродившись в ненужную секту, само обречет себя уничтожению.
Четвертая загадка, по моему мнению, не имеет почти никакого отношения к вегетарианству. Вегетарианство не призвано регулировать рабочий вопрос: это дело всего общества, в частности, законодательных учреждений. Странно вменять в вину вегетарианству то, что утомленному и больному почтальону приходится разносить номера "Вегетарианского Обозрения"! Нуждаясь в куске насущного хлеба, он взялся за этот неблагодарный труд... И слава Богу! Без этого заработка бедняк, быть может, насиделся бы совсем голодным! Автор загадок говорит, что почтальон "уже разнес тысячи газет, полных лжи и всякой мерзости". Если это так, то тем более, в противовес, нужно рассылать и что-либо полезное. Распространение же вегетарианской идеи, проповедь любви к животным – трудно не признать полезными.
Легче всего ответить на пятую загадку. Автор говорит, что "Вегетарианское Обозрение" стоит в год 1200 руб., и что на эти деньги можно спасти 75 человек от голодной смерти в течение целого года. Но во-первых, можно быть вегетарианцем, не издавая и не выписывая "Вегетарианского Обозрения", во-вторых, "Вегетарианское Обозрение" стоит каждому подписчику не 1200 руб., а лишь 3 р. 50 к. Кто же из нас не в состоянии, не лишая себя журнала, выслать голодающим 3 р. 50 к.?! "Вегетарианское Обозрение", уча любить животных, призывая к естественной трудовой жизни, тем самым будит в людях любовь, делает их отзывчивыми ко всякому горю. Средства найдутся, была бы охота подать их нуждающимся. Не отказываться же от Евангелия "Круга чтения" и прочих полезных книг, потому, что на эти деньги можно кому-либо помочь! Мы все не так уж бедны! Достаточно отказаться от водки, табаку, – и голодных не будет.
Не нужно забывать и того, что благодаря, именно, журналам и тем же газетам, "полным всякой лжи и мерзости", мы узнаем о нуждающихся, о голодающих. Во всем есть "обратная сторона медали".
В Евангелии есть прекрасное изречение: "Когда повлекут вас в судилище, не думайте, что сказать вам в свое оправдание: сама истина будет говорить за вас". Эти слова, мне кажется, очень подходят к данному случаю. Вегетарианству предъявлено обвинение. Ловкими софизмами можно на время сбить вегетарианцев с позиции. Но сама вегетарианская идея не нуждается в софизмах для своего оправдания и утверждения. За нее говорит сама истина.
А. Кушлейко
|