Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
Альбом столовой "Безубойное питание"
(Продолжение)
"Нет, нет, этого никогда не будет, чтобы в мире занялась заря единения всего живого, чтобы люди перестали убивать, чтобы жизнь каждого существа стала священной для всех! А поэтому... будем есть спокойно свой бифштекс и своего поросенка".
Молодые товарищи! если пожившие, и потому считающие себя авторитетами, люди повторяют эти общие фразы, которыми они прежде всего сами перед собой оправдывают себя, чтобы не дать святому беспокойству овладеть их душою, вы-то, несущие в себе новую жизнь, не верьте этому.
Когда Икар, мечтавший лететь к солнцу, работал над своими крыльями, над ним издевались, его называли безумцем, юродивым, и когда он упал и потонул, все говорили: "Туда ему и дорога! Да разве это видано, чтобы люди летали как птицы по воздуху! Нет, нет и нет! Этого никогда не будет!".
А теперь, – теперь мы видим тысячи людей, как крылатые мифические существа, бороздящих небо своим полетом. И этому уже не дивятся! А ведь это Икар, он первый бросил эту идею, и она родила все последующее.
Помните, помните всегда это и не верьте нисколько усыпляющим, леденящим стукам этого дятла – мнения всех – но дереву жизни: "Не будет, не будет, не будет!".
Я же верю бесконечно: нет, это будет! Будет то, что люди поднимутся над своей животностью, своим эгоизмом, своей жестокостью, своей слепотой и, прозрев и увидев, и всем сердцем почувствовав свое единение со всем живым и бесконечную радость этого, полетят, поднимутся душою к солнцу всеобъемлющей любви.
И удивляться будут тому, как это предки их могли жить без этого сознания, без этого чувства, в братоубийственной борьбе каждого с каждым, существа с существом, племени с племенем, среди вечной бойни, среди вечной, кровавой грязи, в этом постоянном, дымящемся кровью, жертвоприношении одних другими.
Не верьте дятлам, не видящим ничего, кроме куска своей коры, которую они долбят, и упорно работайте над душевными крыльями человечества. Это бесконечно, неизмеримо выше, нужнее, благороднее всех взлетов на аэропланах и дирижаблях.
Все выше и выше, к солнцу всеобъемлющей любви!
Ноябрь, 1912 г.
И. Горбунов-Посадов
"L'homme qui mange la viande est un criminel, souvent inconscient". Paul Troubetzkоу. (Человек, который ест мясо, – преступник, часто бессознательный).
Павел Трубецкой
Вегетарианство, как начало истинной жизни. Так понимаю я, так чует моя душа. Жизнь не временная, а вечная; жизнь не "юдоль плача", обид, страданий, болезней, невзгод и мучений, а светлая, прекрасная, радостная, здоровая, бодрая жизнь, полная любви и ласки ко всему живому, ко всему окружающему.
И только от нас самих зависит сделать жизнь такой или иной, радостной или печальной, полной или пустой, здоровой или больной, бодрствующей или спящей, наконец жизненной или мертвой, т.е. вечной или временной. Как же достичь жизнь радостную? Велик и в то же время прост и доступен этот путь каждому желающему идти по нем, ибо это зависит только от самого ищущего, самого стремящегося и жаждущего. Первое, что нужно делать человеку на этом пути, это минимум не делать зла (не то делать добро, как многие хотят), главное – зла не делать, не участвовать в нем ни в каком случае, ни в какой мере, ни делом, ни словом, ни поступком, ни чувством, ни мыслью. И только тогда, когда мы перестанем участвовать во зле, мы заговорим о добре. Но нужно ли будет тогда добро? Когда не будет зла, то само собой восстановится добро. Когда уходит ночь, наступает день.
Еще надо помнить, что "нет зла без добра" и что то зло, которое окружает нас теперь в мире, может служить нам на пользу; все это, если мы только внимательно к нему относимся, может быть нашим добрым учителем. Надо учиться через зло достигать добро, через ненависть любовь, через богатство бедность. Только тогда мы ясно видим и сознаем свое состояние, когда внимательно вникаем в свои переживания и строго анализируем полученные результаты. Вегетарианство только тогда оправдывает свое истинное значение, когда оно не только гигиеническое, эстетическое, здоровое и экономное питание, а когда оно идет из души, когда оно берет свое начало у религии, когда оно внедряется в каждом живом нашем нерве и исполнено широкой всеобъемлющей любви ко всему живому и ко всему происходящему от рук живого, ибо и предметы нашего ежедневного обихода – потребления также дух живой, труд живых существ. Вот почему не надо забывать "минимум" и здесь, твердо сознавая, что каждая лишняя капля, каждый лишний кусок, употребляемый одними, есть излишек, отнятый у неимущего брата... Потребители этого излишка караются угрызением совести и болезнью тела. Теперь, когда прошли тысячелетия от сотворения человека, мы так далеко ушли от нашего естественного чувства любви, простоты и красоты, что нам надо теперь с усилием воскресить себя в первоначале. Употребим же все наши силы на прояснение того, что мы сами затемнили.
Путь крестный уготован нам, он в каждом из нас и только через него мы достигнем познания себя, а познав себя, познаем все живущее. И жизнь станет едина и не будет ни эллина, ни иудея, ни богатых, ни бедных, ни господ, ни рабов. Ибо все мы дети одного отца – Бога, и во всех нас одна душа – отражение Его.
Москва, 20 апреля 1913 г.
Эсфирь Каплан
Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то что из сердца исходит (Евангелие). Слова эти означают не то, что человек должен безразлично относиться к тому, что он ест, а то, что только руководясь требованиями своего сердца, он может делать жизнь свою более чистой во всех отношениях; между тем как человек, подходящий к этому вопросу с формальной, наружной стороны, может быть бесконечно далеким от этой возможности.
Москва
М. Дудченко
Ощущение единства жизни всех живых существ приводит к протесту против убийства; понимание единства сознания всех мыслящих существ приводит к протесту против отсутствия у них общего органа для обмена мыслей, общего языка, а потому – да здравствует вегетарианство, да здравствует эсперанто.
19 апреля 1913 г.
Москва
Н. Евстифеев
Почти всем людям свойственно сознание греховности пролития человеческой крови, а между тем, сколько кругом нас ежедневно совершается братоубийств. Также почти всем людям присуще чувство жалости и сострадания к истязуемым, страдающим животным (у нас ведь существуют даже разные общества покровительства животным), а между тем, сколько тысяч трупов ежедневно утоляют голод этих "сострадательных людей".
Будем же будить этих людей, будем не столько кричать и взывать к ним словесно, сколько собственным примером толкать их на путь действительной любви ко всему живому.
Еще мне хочется сказать, что по-моему надо стараться не замыкаться в рамки проповеди только идеи вегетарианства, н.ч. эта идея несомненно неразрывно связана с общим жизнепониманием, основанным на любви и на сознании единства духа во всем живом. Если уж работать для распространения высоких религиозных идей, то надо не ограничиваться вегетарианством, а вообще стараться в жизни своей ничем не содействовать какому бы то ни было убийству и насилию, (напр. в виде войны, казней, земельного рабства, эксплуатации чужого труда и т.п.).
Так будем же неустанно трудиться в достижении нравственного совершенства и будем верить, что не так уж далеко время, когда все люди поймут неразумность и почувствуют душевную невозможность совершения убийств и насилий – и над людьми-братьями, и над всеми вообще живыми существами.
23 апреля 1913 г.
Ясенки
Константин Шохор-Троцкий
Любя жизнь всех людей без исключения, как дар Божий, мы отрицаем все убийства людей, откуда бы они не происходили; также мы должны любить всех животных, т.к. дух Божий живет не только в нас, но во всем живом, и мы не будем питаться их телами.
23 апреля 1913 г.
Крестьянин Николай Платонов
Любовь – это высшее чувство, самое чистое, самое красивое, и чем больше мы любим, тем достойнее мы делаемся имени человека. – Этому чувству учит нас вегетарианство, – конечно, не вегетарианство, заключенное в узкие рамки обыкновенного толкования этого понятия, а вегетарианство в широком, полном объеме своем. Оно выводит нас из серого круга повседневности и заставляет нас жить и любить естественно, здраво, красиво, уверенно, радостно, искренно и чисто.
1913 г.
Марта Герман
|