Вегетарианское обозрение, Киев, 1913 г.
(Избранные статьи)
Наши цели и наши задачи[30]
Может показаться очень странным пересмотр нашей практической программы через какой-нибудь год после зарождения Общества.
Ведь Общество возникло для вполне определенной деятельности, весь год работало интенсивно по вполне определенному направлению и сделало такое дело первостепенной важности, как созвание I-го Всероссийского Вегетарианского Съезда – скажут мне и затем спросят:
Разве поставленные задачи оказались невыполнимыми или что еще хуже – оказались наивными мечтаниями, химерами, не имеющими под собой твердой почвы?
Нет, и теперь и раньше – я глубоко убежден в этом, – наше Общество было далеко от Сциллы и Харибды химеричности и невыполняемости своих целей.
Но тем не менее, я возбуждаю вопрос о целях нашего Общества.
Правда, деятельность Общества "Духовного Пробуждения" была очень интенсивна, она захватила собой большинство наших сочленов, но была ли она в такой же степени плодотворна, т.е. стоило ли на то дело, которое наше Общество так энергично делало, затрачивать столько сил – для меня на этот вопрос нет двух ответов.
Если мы проанализируем деятельность Съезда и подведем ее итоги, то увидим, как они ничтожны[31].
Десяток рефератов, десяток резолюций – на большее у Съезда не хватило ни времени, ни сил – стоило ли для этого созывать Съезд.
Если же принять во внимание характер резолюций и отчасти, докладов, то ответ на вышеприведенный вопрос будет совершенно ясен.
Конечно – не стоило созывать Съезд для двусмысленной резолюции о кинематографах, или для резолюции проблематичной ценности о календаре г. Зонова и журнале г. Перпера, или для более, чем неуместных выходок одного из участников Съезда по адресу русских врачей и русской науки и для проникнутой духом слепого догматизма резолюции о вивисекции.
Странно было со стороны Съезда, уделять добрых 2 часа на ненужные разговоры о пользе и вреде медицины, когда не были поставлены к разрешению вопросы первостепенной важности, вопросы основные – что такое вегетарианство, пропаганду какого вегетарианства Съезд считает наиболее рациональной, как определил бы Съезд отношение вегетарианства к этико-социальным проблемам; как сделать идею и практику вегетарианства доступной массам, трудящимся, и другие не менее важные вопросы.
Неудача Съезда вытекает из неясности понятий о нужной работе для вегетарианства у его организаторов, из неопределенности их практической программы.
Будь у нашего Общества определенные суждения о задачах вегетарианства, о тех обязательствах, которые оно налагает на сочленов и т.д., члены нашего Общества единодушно голосовали бы на Съезде, а во-вторых, наше Общество сумело бы выработать отвечающие задачам Общества программу Съезда и проекты резолюций.
Итак, самый ход вещей говорит за необходимость выработки нашей теоретической и практической программы.
В своем докладе я не имею намерения дать какой-нибудь стройный проект, – для этого нужно другое время, нет – я лишь хочу поставить главные вехи для нашей деятельности, в сторону наибольшей ее интенсивности.
Прежде всего мне по необходимости придется коснуться целей всякого Общества, а следовательно, определить задачи объединения вообще.
Объединение может быть двоякое – можно соединяться для взаимной работы на почве общности экономических интересов (профессиональные и др. организации), или духовных интересов.
В последнем случае объединять может общность научных, эстетических, религиозных, этических и социальных интересов.
Каждый вид объединения преследует определенные цели и имеет определенные методы работы.
Вегетарианство (я имею в виду этическое вегетарианство, а не вегетарианство вообще) – есть единение социально-этическое.
Оно не есть индивидуальное разрешение вопроса: "како спасену быть". Оно часть общей проблемы об утверждении в сердцах и делах людей глубокой, деятельной любви-солидарности, о воплощении идеалов добра, гуманности, справедливости в общественные формы.
Как движение этико-социальное, а не чисто этическое, вегетарианство базируется не столько на понятиях о должном, сколько на социальных чувствах справедливости, гуманности и пр.
Поэтому и привлекает оно не столько своими логическими построениями о нормальном, необходимом, сколько своей атмосферой мягкости, гуманности, любовности.
Мир устает от бесконечной войны, от неустанной погони за удовлетворением своего физического "я", он нуждается в развитии своей духовной личности.
Люди кидаются в религиозные, политические и др. секты, но все это не может содействовать полному обновлению ветхого человека, т.к. решает лишь одну сторону вопроса, – или чисто внешнюю, или только внутреннюю.
Вегетарианство, как социально-этическое мировосприятие, примиряет обе крайности: оно разрешает как проблему индивидуальной, так и проблему социальной жизни, как проблему личного совершенствования, так и проблему активной общественной работы.
В будущем этико-социальное (гуманитарное) направление, следствием которого является этическое вегетарианство, внесет решающий элемент в разрешение вопроса о лучших формах социальной жизни, т.к. лишь оно одно вносит последовательное принципиальное обоснование норм поведения, не зависящих от момента, но находящихся в строгом соответствии с общим мировоззрением человека.
Перспектива заманчива и не обманчива.
Это не голое утверждение веры, или какого другого чувства, нет – это вывод науки, говорящей устами представителей эволюционизма – человек вышел из состояния зверства и идет к состоянию высшей человечности, высшей гуманности, и что рай и золотой век не позади, а впереди нас.
Конечно, движению вперед в силу неравномерного распространения цивилизации по земле всегда можно поставить препятствия в лице некультурных сил, как это было с варварами, завоевавшими Рим, с татарами, погубившими ростки нарождавшейся русской культуры.
И, кроме того, в этом движении вперед иногда берет перевес эволюция техническая (как в экономике, так и в политике), а эволюция социальных чувств – любви, симпатии, сострадания и т.д. ослабевает.
Но общество только и покоится на социальных чувствах, оно и ценно то лишь прогрессом социальных чувствований.
Значит нашей задачей является постоянное бодрствование, постоянное стояние на страже, охране тех чувств симпатий и пр., признание которых составляет основу нашей программы и распространение наших идей среди тех, кто еще не затронут естественным ходом событий.
Наша цель – стремиться приблизить час всеобщего признания идей гуманитаризма и вытекающих из него норм поведения и общественной работы не только на словах, но и в жизни.
Но прежде чем проводить нам свои идеи, необходимо формулировать их возможно отчетливей, чтобы перед нами постоянно стояли наши цели, как нечто устойчивое, определенное. Наши идеи нам "надо в кровь претворить, надо плотью облечь", так воспринять их, чтобы наша личность и наше мировоззрение были единством.
Итак, чтобы деятельность наша была продуктивна и чтобы цели не затемнялись текущей работой, чтобы средство не сделалось целью, необходимо точно формулировать цель, выработать теоретическую и практическую программу деятельности.
За нашим самоопределением должен последовать вопрос о способах осуществления нашей программы.
Сейчас, в виду отсутствия у нас программы, нельзя предлагать определенный план деятельности, и я лишь вскользь коснусь возможных направлений деятельности, вытекающих из признания этического вегетарианства.
Как я уже говорил, этическое вегетарианство не есть результат логического мышления и постигается не столько умом, сколько сердцем; поэтому пропаганда вегетарианства и объединение вегетарианцев не могут основываться на доводах ума, и следовательно ни на доводах бентамизма, а должны всецело вытекать из наших чувств сердечности и доброжелательности.
Культивируя, следовательно, в своей среде смягчение нравов, что само собой вытекает из признания этического вегетарианства, и создавая учреждения, где невегетарианцы могли бы чувствовать все преимущества вегетарианского (безубойного) образа жизни, наше Общество тем самым вступает на наиболее рациональный путь...
Мы, таким образом, подошли к идее Вегетарианского Дома, – учреждения, объединяющего в себе Общество, дружеские собрания, курсы и лекции по вегетарианству, съезды вегетарианцев, библиотеку, издательство и т.д.
Вегетарианский Дом – учреждение, объединяющее вегетарианцев и пропагандирующее вегетарианство.
Для объединения вегетарианцев при Вегетарианском Доме учреждаются Дружеские Вегетарианские Собрания – Вегетарианский Клуб, куда бессознательные вегетарианцы и сочувствующие вегетарианству могли бы придти, отдохнуть и получить впечатления, укрепляющие их в стремлении стать вегетарианцами.
Клуб – свободное учреждение, не налагающее никаких обязательств, в отличие от Общества, где на членов налагается обязанность работать для пропаганды идей данного Общества; и потому в клуб охотно пойдут люди, которых в Общество не легко привлечь.
Кроме Дружеских Собраний для объединения вегетарианцев необходимо устраивать деловые съезды и курсы – съезды на дачах, как это делает английское фабианское Общество. Оно ежегодно организует для своих членов где-нибудь в глухой, но красивой местности нечто вроде летней дачи – курсов, где устраиваются и лекции, и дебаты, но большая часть времени проходит в прогулках и беседах.
Такие курсы-съезды не только будут теснее сближать вегетарианцев между собой, но и привлекут новых адептов.
Рядом могут быть поставлены экскурсии как по России, так и за границу, для вегетарианцев и обязавшихся во время экскурсии практиковать вегетарианство.
Дальше – при Вегетарианском Доме будут организованы лекции и циклы лекций, так сказать курсы по вегетарианству; их, конечно, желательно сделать бесплатными; при них – показательное бюро, где будут, между прочим, знакомить с наиболее рациональными и дешевыми кушаньями, предметами первой необходимости, обувью, платьем и т.д.
Наконец – издательство, Общество взаимной помощи, кооперативное Общество – все это займет свое место в Вегетарианском Доме и каждое в своей области будут служить вегетарианству.
Я по необходимости был краток, намечая практические задачи Общества. Я хотел лишь напомнить о многообразии проблем теоретических и, в особенности, практических, связанных с пропагандой вегетарианства.
Я отнюдь не исчерпал возможные способы объединения и пропаганды и даже боюсь, что упустил что-нибудь важное, но думаю, что все-таки сумел Вам дать представление, хотя и слабое, о грандиозности предстоящей работы.
Итак, друзья, начнем строить наше здание; цементом его пусть будет солидарность, основанная на общности стремлений и на взаимном уважении.
Материалом же для фундамента пусть послужит наше принципиально-гуманитаристическое социально-этическое обоснование жизни на началах справедливости и активной любви, наше стремление к расширению своего "я". Девизом своего стремления возьмем слова поэта-философа М. Гюйо: "Раздвинем рамки своих отношений к миру и пусть сердца наши будут открыты для всякого трепетания этой обширной вселенной!"
Потому что – как говорит тот же философ – живые существа изнемогли от мук";
"Потребуем себе частицу их страданий!
Потребуем себе частицу их желаний,
Надежд, иллюзий их, – во всем есть наша часть.
Преграде вечной – я – велим отныне пасть!
И, отражая все, малейшее сиянье
На небе, на земле, свой долг осуществим
Дать миру зрение, быть оком мировым!"
Трудна предстоящая работа – нет слов: много сил придется затратить, много уменья потребуется, чтобы подземное учение этического вегетарианства пробилось наружу и полилось могучей, многоводной рекой, "широкой, как море", но все же работа не свыше человеческих сил. Если мы захотим, то сделаем.
Только не нужно забывать, что мы стоим у большого дела, не нужно терять путеводной звезды.
Знайте – "как бы крепки ни казались чугунные преграды на пути к достижению" наших идеалов справедливости и человечности, сила беззаветных стремлений их сломит.
Не будем же дожидаться вторичного вопроса великого Гоголя – где же тот, кто бы на народном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово "вперед"?
Скажем это слово, и как у Некрасова:
"Встали не бужены,
Вышли не прошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!"
П. Гуров
[30] Доклад, прочитанный в обществе "Духовное пробуждение" на "дружеской беседе" 12 октября с.г.
[31] Мы не согласны с этим мнением. Редакция "Вегетарианского обозрения".
|