Вегетарианское обозрение, Киев, 1914 г.
ВО.4.1914, с. 151-152
Вегетарианство и школы домоводства
В 1-ой книжке английского журнала «The Herald of The Golden Age» за 1914 г. помещена статья Екатерины Джиллот, инструктора поваренного ремесла в Шеффилде (Англия). Она пишет: «Настоящее время можно назвать буквально «Детским веком». Реформаторы и педагоги вполне оценили важность тщательной прививки хороших привычек в детском возрасте, когда человек глубже всего воспринимает впечатления. Лучшие мысли посвящены вопросам воспитания. Сознавая, что дети усваивают легче, необходимо употребить все доступные меры, чтобы истина, которую мы хотим провести в жизнь, стала предметом интереса молодежи или во всяком случае надо стараться, чтобы не возникли стремления противоположного характера». Затем автор указывает наиболее практический путь к проведению в жизнь вегетарианства. Лекции, литература, беседы, все это действует лишь на мысль, а большинство неспособно претворять свои убеждения в действия. Часто бывает, что люди, при великом желании изменить способ питания не в состоянии выполнить этого по незнанию. Г-жа Джиллот приводит в пример мужа и жену, которые, отказавшись от мяса, питались все время компотом и салатом. Такое питание, разумеется, вызвало неудовлетворенность организма, вследствие чего эти люди снова перешли на мясо. Необходимо уметь заменять искусно мясную пищу, особенно вначале, после перехода к питанию растительному. В Германии, пишущей эти строки, приходилось есть котлеты из чечевицы, которые были вкуснее мясных и мучные клецки, напоминавшие вкус рыбы до того, что посетители столовой сделали обыск у хозяйки, отыскивая следов рыбы. Оказалось вкус этот придавала примесь луку и мускатного ореха.
По мнению г-жи Джиллот необходимо научить молодежь приготовлению вегетарианских блюд, введя это преподавание в курс школ домоводства. Школы должны быть широко распространены и доступны для всех.
Особенно плоха пища рабочего класса. Постоянно испытывая всевозможные лишения, бедные люди падки до возбуждающих вредных веществ. Г-жа Джиллот указала на выгоду профессии преподавания в школах домоводства, где нет суровой дисциплины и работа общая сближает учителя с учащимся, при чем, без всякого оскорбительного вмешательства в домашнюю жизнь детей, возникают разговоры о питании и иногда выясняются весьма тяжелые факты. Приходится удивляться не тому, что дети бледны, изнурены, плохо сложены, а тому, как они еще выжили! Г-жа Джиллот преподавала в беднейших округах и однажды, приготовляя с детьми кашу, спросила: а с чем вы едите дома такую кашу?
Одна девочка ответила: с водкой. Учительница смутилась. Однако выяснилось, что когда у них появляется на столе каша, то им дают всегда и водку, так что в представлении ребенка эти продукты стали нераздельными. Некоторые учительницы, по словам г-жи Джиллот, все внимание обращают на обучение тому как приготовить пищу и обезвредить даже вредные отбросы, покупаемые бедными людьми, в роде гнилых овощей, не свежей свинины и т.п. дешевой провизии «для бедных».
Такое отношение не удовлетворяет ее. Она полагает, что профессия учителя включает служение идеалу, которому ничуть не соответствует обучение детей как варить вредные продукты для безопасного использования их.
«Чтобы делать действительно доброе дело нужно учить не только как, но и что варить», – говорит г-жа Джиллот.
В особенности важно составление меню ежедневного питания, чтобы сознательно скомбинировать питательные вещества, чтобы не было недостатка ни в белках, ни в углеводах.
Причем, надо всегда иметь в виду род занятий людей, и сообразно с этим рекомендовать ту или иную норму питания.
Вдумавшись в проблему питания, приходится сказать, что и в этой области, как во всех других, требуются общие знания, следовательно, хорошее общее образование, которого пока большинство лишено.
Мария Николаева
Канада
|