Вегетарианское обозрение, Киев, 1914 г.
ВО.5.1914, с. 163-165
Прикоснемся к душе природы!
Нельзя не согласиться с тем фактом, утверждаемым многими мыслителями, и в том числе Толстым, что техническая культура в жизни человечества стоит на гораздо более высокой ступени развития, чем культура духовная.
В самом деле, у нас есть поезда-молнии, пролетающие по 150 верст в час, есть беспроволочный телеграф, радий, синематограф, авиация, икс-лучи – и в то же время, наряду со всем этим, так же, как и раньше, существуют войны, смертные казни, тюрьмы, подчинение голодающего большинства пресыщающемуся меньшинству и т.д.
Телефон стал уже почти общим явлением, по крайней мере в больших городах. А честность даже в больших городах (и в них даже меньше, чем где либо в другом месте) является уделом только отдельных, очень немногих количественно личностей. Мы носим сейчас совершенно иные одежды, чем те, которые носились 50 лет назад, а психология у нас во многом точно такая же, какая была 5000 лет тому назад.
Откуда это? Почему такое огромное несоответствие?
Человек – дитя природы, часть ее. Поэтому и причину данного явления следует искать именно в тех отношениях, которые существуют между человеком и природой.
Первобытный, доисторический человек был гораздо крупнее и сильнее нас физически. Но в отдаленные от нас времена и сама природа была гораздо более крупной, более грандиозной, чем теперь. Поэтому первобытный человек, лишенный еще того высокого умственного развития, каким обладает сейчас, был тогда гораздо беспомощней и слабей перед лицом природы, чем в наши дни.
Ему грозило все: и гроза, и ливни, и дикие звери, и космические катастрофы, землетрясения и наводнения, которые тогда случались чаще, чем теперь, – и свои сородичи, люди, которые признавали право на жизнь еще только в пределах своей собственной семьи и готовы были не рассуждая, по самому ничтожному поводу, убить всякого постороннего.
Человек был как бы брошен природою в бушующие волны жизни и должен был прилагать все усилия, чтобы не утонуть в них, чтобы постоянно держаться на поверхности и не дать водовороту увлечь себя на дно.
Для этого ему приходилось яростно бить руками по волнам, бить по стихиям, по диким зверям, по людям – лишь бы удержаться на поверхности жизни.
Так родилась та «борьба за существование», борьба с природой, и с человеком, которая является основой всей человеческой жизни.
Эта борьба с природой, борьба за существование, привела, как мы видим, к блестящему расцвету внешней, технической культуры. Человек покорил себе грозу, покорил море, диких зверей, начинает покорять воздух. Прикасаясь к телу земли во время борьбы с опасностями жизни, человек, как Антей, черпал из нее все новые и новые материальные силы и мало помалу возвысился до огромной власти над природой.
Но, прикасаясь к телу земли, человек обогатил только ту сторону своей жизни, которая ублаготворяет его собственное тело, материальную сторону его существования. Духовные силы его развивались гораздо слабее, потому что неоткуда ему было черпать их.
Именно таким путем и создалась та отсталость духовной культуры от культуры технической, которую мы замечаем теперь.
Есть ли какое-нибудь средство, которым можно было бы сгладить эту отсталость и поставить духовную культуру человека на один уровень с материальной?
Есть.
Средство это – любовь к природе.
Приходя в соприкосновение с телом природы, с ее видимыми формами, мы подняли на большую высоту материальную сторону своей культуры. Если мы придем в соприкосновение с душой природы, с тем, что можно только чувствовать в ней, но нельзя видеть и осязать, – мы сможем почерпнуть в этом общении новые внутренние силы, до сих пор нам неведомые, и через то быстрыми шагами подвинем вперед свою духовную культуру.
Черты этого стремления повысить свой нравственный уровень путем стремления сблизиться с душой природы мы можем проследить в истории человечества в достаточно широких размерах, хотя до последнего времени эти стремления были чаще всего достоянием отдельных личностей и не имели характера массовых движений.
Начиная хотя бы с Будды, проповедовавшего любовь и сострадание к животным и растениям, можно пройти через очень длинный ряд таких великих имен, как Пифагор, Платон, Овидий, Зороастр, Карпентер, Шопенгауэр, Байрон, Реклю, Метерлинк, Толстой и др. Все они проповедовали слияние с природой, проникновение в ее психологию, внимательное и любовное ознакомление с ее страданиями и радостями.
В настоящее время кружки любителей природы, которые на Западе насчитываются уже сотнями, и вегетарианские общества, число которых все растет, свидетельствует о том, что стремление понять душу природы, слиться с ней, начинает принимать характер массовой, характер настоящих общественных движений. И цель этих общественных движений, может быть и не ясно сознаваемая, – увеличить рост внутренней культуры, так сильно задержанный предыдущим периодом борьбы за существование.
Явление это объясняется не случайными причинами. Оно вполне естественно и закономерно. Намахавшись руками по верхушкам жизненных волн, человек вдруг начал замечать, что если он, вместо того, чтобы бить по воде сжатыми кулаками, будет медленно и любовно, но твердо раздвигать ее в стороны дружески раскрытыми ладонями рук, то ему легче будет плыть вперед.
Человек начал понимать, что ему, как пловцу, нужны не столько крепкие кулаки, сколько большой запас духовного воздуха в груди для того, чтобы успешно совершать свой жизненный путь. И вот он начинает понемногу раскрывать свои сжатые кулаки и начинает полнее втягивать в себя всей грудью воздух любви и внимания ко всему живому, широкого интереса ко всей природе.
Эта черта, правда, сказывается пока еще слабо. Огромное большинство людей пока еще машут руками и бьют все, что подвернется под руку: и растительный мир, и животный, и самого человека.
Но новое отношение к природе растет и крепнет. Мы живем сейчас в очень интересный период: период перелома в сторону отказа от первобытных форм борьбы с природой вследствие любви к природе.
Конечно, мы не доживем до полного торжества этого нового отношения к живому миру, которое будет развиваться, быть может, еще не одну сотню лет. Но зато мы можем по крайней мере, с удовлетворением сказать, когда придет время покинуть наше земное существование:
– Мы видели зарю нового дня. Мы слышали голоса новой жизни – и мы сделали все, что могли, для того, чтобы день наконец наступил и новая жизнь стала действительностью.
Саратов
С. Полтавский
|