Вегетарианское обозрение, Киев, 1914 г.
ВО.6-7.1914, с. 244-245
Письмо в редакцию
В одном из номеров журнала «Свободного Воспитания» была помещена заметка о частном коммерческом училище Колокольниковых в Тюмени. Осенью текущего года школа переходит в собственное огромное здание, построенное по последнему слову школьного строительства. С осени же открывается при училище третье отделение приготовительного класса, в которое принимаются безграмотные дети, в возрасте 7-8 лет.
Родители весьма охотно отдают своих детей в новую школу, так как она во многих отношениях превосходит казенную школу, с ее муштровкой и мертвечиной. Отношения между учащими и учащимися чисто семейные, дружеские, так прекрасно действующие на детей. Вообще, тип этой школы наиболее других приближается к идеалу свободной школы, долженствующей в скором времени заменить те современные школьные застенки, в которых губятся и уродуются наши дети. Но есть одна, по нашему мнению, нехорошая, даже жестокая черта в этой новой школе, совершенно несоответствующая тем свободным принципам, по пути к которым она идет.
Педагогический Совет школы считает совершенно необходимым при прохождении курса естественной истории заставлять учеников делать опыты препарирования живых существ (червей, лягушек, и проч.), предварительно усыпленных хлороформом. Необходимо заметить, что среди учащихся Коммерческого училища есть несколько детей-вегетарианцев, для которых подобные опыты, с нашей точки зрения совершенно ненужные и жестокие, очень тягостны, так как заставляют их переживать тяжелые нравственные мучения. Преподаватель естественной истории не считает возможным освобождать таких учеников от практических работ по препарированию, и даже настойчиво требует выполнения их (кстати, этот преподаватель всегда считает нужным подтрунить над детьми-вегетарианцами и над их учением). В июне с.г. я был у директора Коммерческого училища и говорил по поводу того, как тяжело исполнять требования преподавателя моим маленьким единомышленникам – вегетарианцам, и указывал на то, что в этом случае совершенно неуместно не щадить нравственного чувства детей и уродовать их чуткость и сострадание к живым существам. Указывал на то, что их школа, как более или менее свободная, могла бы пойти навстречу нравственным требованиям детей-вегетарианцев, и избавить их от тяжелых душевных переживаний при прохождении такого интересного и занимательного предмета, как естественная история. Указывал также на то, что эти опыты можно с успехом заменить разборными моделями, и не приучать детей к бессознательной жестокости, по отношению к таким беззащитным существам, как черви и лягушки. Приводил в пример несколько мальчиков, на которых подобные опыты уже произвели дурное влияние в сторону жестокого обращения с животными. Но директор категорически выразился в том смысле, что препарирование живых существ совершенно необходимо при прохождении курса естественной истории, и что ученик, не подчиняющийся требованию преподавателя (хотя бы первый и хорошо знал предмет), будет удаляться из школы.
Думается, что такое формальное отношение к делу совершенно не соответствует свободным принципам, по пути к которым идет новая школа. Мало того, удаляя из своих стен таких чутких детей, каковыми являются наши дорогие малыши-вегетарианцы, школа лишается много хорошего и светлого в их лице. По нашему мнению, подобное отношение школы к детям не только не соответствует идеям свободной школы, но является положительной жестокостью и нечуткостью к справедливым нравственным требованиям их.
А.В. Архангельский
|