Вегетарианское обозрение, Киев, 1914 г.
ВО.8-9.1914, с. 305-306
Письмо в редакцию
В добавление к письму в редакцию «Вегетарианского Обозрения», помещенному в №№ 6-7, сообщаю, так сказать, финал борьбы детей-вегетарианцев с формализмом школы Колокольниковых в Тюмени. Наши единомышленники, как и следовало ожидать, не захотели подчиниться жестокому требованию школы относительно обязательности опытов над живыми организмами при прохождении курса естественной истории. Несмотря на все уговоры, увещания, советы и даже угрозы удаления из школы, дети не захотели присутствовать на опытах. Всю первую четверть они не покорялись и боролись с жестокостью школы. Наконец, на совете, бывшем по поводу детей-вегетарианцев, на котором их защищал и отстаивал наш единомышленник-вегетарианец, учитель К., было решено не уступать нравственному требованию детей и, не заставляя их присутствовать на опытах, не аттестовать их по естественной истории, что равносильно медленному исключению из школы. А чтобы заставить детей, как они выражаются, «образумиться», решили вызвать их родителей, дабы те «подействовали» на них. Двое мальчиков не могли больше продолжать эту неравную борьбу, когда против них вооружились и школа, и семья, и они, со стыдом, с болью, после долгой, мучительной борьбы сдались и стали делать опыты над несчастными, беззащитными животными. Третий же мальчик, наиболее твердый и самостоятельный, не уступил, и уходит из школы, хотя ему, как еврею, трудно потом будет прокладывать путь в жизни. Так кончилась эта маленькая, незаметная борьба детской души против сильных, жестоких взрослых людей, берущихся нравственно воспитывать детей. Школа не пощадила нравственного чувства детей и двух заставила подчиниться своему безнравственному, жестокому требованию, а третьего вышвырнула из своих стен. И невольно является вопрос: какова же ценность этой «свободной» школы, когда в самом великом и ценном, в деле воспитания в детях жалости и сострадания к живым существам, она оказалась на таком низком уровне!
Когда я последний раз говорил с Колокольниковой об этих мальчиках, она упорно настаивала, что вегетарианство не облагораживает, не смягчает их, а, по ее мнению, сделало их более грубыми. Пусть даже так (мальчики эти, действительно, грубоваты), но не более, чем другие дети этой школы; в других же отношениях они гораздо выше своих товарищей: они не курят1, отличаются трудоспособностью и порядочной успешностью, а также общим своим развитием, пусть эти мальчики несколько грубы, но, ведь, опыты над живыми организмами еще более их сделают грубыми, еще более ожесточат их сердца... Никакие доводы не могли побороть в школьном начальстве того упрямого, пристрастного, фанатичного отношения к вегетарианству, которое можно только встретить в казенной, формальной обстановке, но только не в школе, претендующей на звание свободной. Дети соглашались больше других работать по теории естествознания, обещали проходить курс больше и лучше других, чтобы только не делать ужасных опытов, но школа осталась непреклонна – и дети сломлены, сломлены в то время, когда у них впервые проснулось разумное, сознательное отношение к жизни. И я уверен, что эта «победа» школы над детской душой окончится полным нравственным поражением, потерей всякого сознательного, критического отношения к жизни у детей. Нет большего преступления, как быть палачом детской души!
А.В. Архангельский
1.Мальчики эти из 5-го класса, в котором уже есть немало курящих.
|