Вегетарианское обозрение, Киев, 1915 г.
ВО.1.1915, с. 2
Что делает время и пространство
Время скрыло от нас «плоть и кровь» одного человека и, заслонив ход выработки его миpocoзерцания и верований, поставило его перед нами на недосягаемом пьедестале, как предмет слепого подражания и поклонения.
А тут же перед самыми глазами нашими во всем своем необъятном величии завершился духовный рост другого человека, может быть, нисколько не менее сильного и значительного.
Но только потому, что жизнь этого человека мы наблюдали вблизи, – совершенно так же, как наблюдали жизнь того его современники, – мы умаляем значение этого, как умаляли те значение того.
Вот уж именно «не видим, когда приходить доброе» (Иеремия VII, 6). Вот уж именно пророков убиваем, если не в прямом, то в переносном смысле, убиваем значение их для себя, – а над телами убитых нашими предками старательно воздвигаем памятники.
Не то же ли, что делает время с великими людьми, делает пространство с большими горами?
Сплошь да рядом тут же от самых ступней наших ног возвышается необъятная громада горы, но, – потому ли, что мы встречаем на ней все ту же растительность, которую ежедневно видим и на равнинах, а, может быть, потому, что вершина ее заслонена от наших глаз ее же причудливыми выступами и неровностями или растущим по ее же склону густым лесом, – мы не способны составить себе полного представления о ее истинном размере.
Но вот на далеком горизонте пышно вздымается полуфантастическое, полуреальное очертание горы, вершина которой, подчас белая, подчас розовая, сливается с облаками, а мы восхищаемся ею, поклоняемся ее красоте и величию только потому, что она отделена от нас большим пространством.
Федор Страхов
|